Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 11:15, контрольная работа
Цель исследования: разработка логопедической технологии по коррекции двигательных нарушений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Объект исследования: двигательная сфера у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и с нормальным онтогенезом.
Предмет исследования: процесс коррекции моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Задачи:
анализ специальной литературы по проблеме исследования;
подбор методики для исследования моторных функций у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией;
обследование особенностей развития двигательных функций у детей со стертой дизартрией.
Таким образом, все случаи нарушений звукопроизношения такого патогенеза следует рассматривать как расстройства дизартрического ряда.
В процессе осуществления дифференциальной диагностики в первую очередь необходимо обратить внимание на причинную обусловленность возникновения нарушений звукопроизношения, тщательно проанализировав анамнестические данные, выявив неблагоприятные факторы пренатального, катального и раннего постнатального периодов развития ребенка. Как показывают исследования, среди неблагополучных факторов пренатального периода чаще других называются токсикоз беременности, хронические заболевания матери (болезни печени, почек, сердечнососудистые заболевания и т. д.), заболевания, перенесенные во время беременности (особенно в первой ее половине). Среди вредностей катального периода отмечаются стремительные или сухие затяжные роды, явления асфиксии новорожденных различной степени выраженности, резус-конфликтная ситуация. Наиболее часто встречающейся патологией в родах является слабость родовой деятельности матери, угрожающая асфиксией плода и требующая применения разнообразных средств родовспоможения (стимуляции, ручной помощи, наложения щипцов и т. д.). Часто раннее постнатальное развитие детей с дизартрическими нарушениями отличается целым рядом особенностей: чрезмерным двигательным беспокойством, постоянным и ничем не объяснимым плачем, стойким нарушением сна. Такое расстройство «жизненного ритма» может быть следствием асфиксии в родах. У новорожденных могут быть отмечены первые признаки псевдобульбарных нарушений: слабость крика, отказ от груди, трудность удержания соска, вялость акта сосания, быстро наступающая утомляемость, свидетельствующие о возможном наличии пареза артикуляторных мышц губ и языка. Частые поперхивания, обильные срыгивания при кормлении указывают на возможность паретического состояния мышц, иннервируемых языкоглоточным нервом. Указанные затруднения являются причиной раннего перевода ребенка на искусственное вскармливание. Позже у детей могут выявляться трудности жевания и глотания. Подобные нарушения часто отмечаются у детей, имеющих в дальнейшем диагноз стертая дизартрия [29, с. 179].
Постнатальный период этих детей характеризуется наличием различных, нередко тяжелых заболеваний (особенно на первом году жизни): вирусный грипп, пневмония, тяжелые формы желудочно-кишечных заболеваний, частые
простудные и инфекционные заболевания, в некоторых случаях сопровождающиеся судорожными припадками на фоне высокой температуры.
Для дальнейшей диагностики важным является тщательное неврологическое обследование с целью определения наличия и характера неврологических нарушений в форме стертых парезов, изменений тонуса мышц, гиперкинезов в мимической и артикуляторной мускулатуре, патологических рефлексов. Основное нарушение со стороны черепно-мозговых нервов связано с поражением подъязычных нервов. Проявления такого поражения многообразны: ограничение движений языка в сторону, вверх и вперед, пассивность кончика языка, чрезмерное напряжение спинки языка, слабость одной его половины, беспокойство языка при попытке удержания его в заданном положении, недифференцированность движений кончика языка, напряжение языка при ускорении темпа движений, нарастающее утомление мышц, нарушения координации, повышение саливации, отклонение языка в сторону при высовывании, парез и атрофия одной половины языка, фибрилярные его подергивания. Поражения глазодвигательных нервов проявляются в форме одностороннего птоза, сходящегося и расходящегося косоглазия, ограничения объема движений глазных яблок, нарушения конвергенции при выполнении проб на аккомодацию и конвергенцию. Со стороны тройничных, языкоглоточных и блуждающих нервов тяжелых расстройств у детей со стертой дизартрией, как правило, не наблюдается. В некоторых случаях отмечается недостаточность сокращения мягкого нёба, отклонение маленького язычка в сторону с легким парезом нёбной занавески с противоположной стороны, что свидетельствует об одностороннем поражении языкоглоточного и блуждающего нервов. Поражения лицевого нерва проявляются, в основном, в виде сглаженности носо-губных складок справа или слева, недостаточного оскаливания зубов, слабого надувания щек с одной стороны. Чаще всего встречается комбинация этих нарушений.
Отмеченные состояния черепно-мозговых нервов при стертой дизартрии носят стойкий, постоянный характер. Недостаточность функции лицевого нерва по центральному типу, нарушения функций глазодвигательного, языкоглоточного и подъязычного нервов в сочетании с пирамидными знаками позволяют расценить неврологические нарушения как пирамидную недостаточность, а дефект звукопроизношения у таких детей как стертую форму псевдобульбарной дизартрии. Преобладание в неврологическом статусе гиперкинезов, нарушений равновесия координации, а также гипо- и дистонических нарушений скелетной и речевой мускулатуры следует оценивать как экстрапирамидную и мозжечковую недостаточность, а звукопроизносительные расстройства как гиперкинетическую и мозжечковую формы стертой дизартрии.
Соответственно, отсутствие очаговой микросимптоматики при неполном объеме движений мимической или оральной мускулатуры может рассматриваться как проявления лицевой или оральной диспраксии, а дефект звукопроизношения в этом случае – как стертая форма корковой дизартрии. Среди детей часто встречаются дети со смешанной формой дизартрии. В этих случаях отмечаются неловкость моторики, нарушения функции г л азо двигателей, асимметрия глазных щелей, мозжечковые расстройства и др. в сочетании с большим количеством дизэмбриогенетических проявлений (общая диспластич-ность, стигмы черепа, микро- и макрогидроцефалия, башенный череп, гипоплазия верхней и нижней челюстей, гипертелоризм, эпикант, стигмы ушей, носа и переносицы, кистей и стоп, грудной клетки и т. д.). Кроме вышеперечисленных нарушений в неврологическом статусе детей со стертой дизартрией наблюдаются рефлексы орального автоматизма, а также истощающиеся рефлексы Бабинского, Пуссепа, Россолимо и др. Отмечаются изменения со стороны вегетативной нервной системы: гипергидроз ладоней, стоп, акроцианоз, дермографизм белый, стойкий, красный, трофические расстройства (нейродермит, сухость кожи, ожирение и др.).
Наличие неврологической симптоматики, указывающее на органическое поражение центральной нервной системы, еще раз доказывает необходимость выделения данного речевого нарушения в группу расстройств, имеющих свой специфический механизм.
Нарушение функции двигательных нервов, участвующих в артикуляции, наличие мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции приводят к качественно неоднородным нарушениям движений мимической, лицевой мускулатуры артикуляторного аппарата, которые характеризуются быстрой истощаемостью, низким качеством, не имеют достаточной точности, плавности, выполняются с недостаточной мышечной силой и не в полном объеме. У детей со стертой формой дизартрии оказываются нарушенными как статика, так и динамика артикуляторных движений. Среди движений, отражающих состояние статической координации, наиболее сложными для выполнения являются произвольные движения языка, что проявляется либо в некоторой скованности движений, невозможности выполнения более сложных движений, либо в двигательном беспокойстве, в наличии гиперкинезов языка, в трудности или невозможности нахождения и удержания заданного положения, в наличии синкинезий и т. д. Среди движений, отражающих состояние динамической координации, сложными для выполнения являются задания, связанные с переключением движений. Переключение движения часто совершается с трудом, при длительных поисках артикуляции, в неполном объеме, медленном темпе, с появлением сопутствующих движений в мимической мускулатуре, с нарушением легкости и плавности, запоминания и воспроизведения двигательного ряда, с возникновением персевераций и перестановок. Еще более сложной оказывается возможность одновременного выполнения движений. В большинстве случаев совершаются быстрые, беспорядочные движения языком, которые часто заменяются движениями головы вперед, отмечается нарушение координации с выпадением отдельных звеньев движений.
Таким образом, наиболее ярко моторная недостаточность проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движений. Осуществление постоянного единства действия работающей системы и ощущения от ее движений, создающих гибкость, разнообразие и точность двигательных актов, для детей со стертой дизартрией часто оказывается невозможным вследствие нарушения глубокой (кинестетической) чувствительности в области артикуляций.
1. Обследование состояния моторики детей с речевыми нарушениями проводится логопедом и музыкальным руководителем в начале коррекционного обучения. При этом соблюдаются принципы комплексности обследования, учета возрастных, индивидуальных и личностных особенностей, особенностей состояния двигательной сферы обследуемого, речевого нарушения и др. В обследовании используются наглядные, словесные и практические методы. С их помощью исследуются различные области сенсорной, двигательной систем, некоторые психические процессы.
Моторное (наряду с логопедическим) обследование позволяет уточнить, углубить картину психомоторного состояния детей с нарушениями речи.
Рассмотрим методы обследования психомоторных функций, представленные в методических рекомендациях разных авторов.
Обследование состояния психомоторики лиц с речевыми нарушениями (по методике Г.А. Волковой).
Обследование включает 26 тестов. Они направлены на исследование двигательной памяти, переключаемости движений, статической и динамической координации, пространственной организации, объема и качества движений, чувства темпа и ритма.
1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении проб.
Отмечается: качество, правильность, последовательность выполнения движений.
2. Исследование произвольного торможения движений. Отмечается: плавность и точность движений.
3. Исследование статической
координации движений. Отмечается,
насколько обследуемый
4. Исследование динамичной координации движений. Отмечается: верно ли выполняет движения с 1-го раза или со 2, 3-го раза; уверенно или с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками.
5. Исследование внимания.
Отмечается: одновременность выполнения заданных движений, точность, плавность выполнения.
6. Исследование координации движений.
7. Исследование переключаемости движений. Отмечается: точность и быстрота перехода от одних движений к другим.
8. Исследование наличия или отсутствия того или иного предлагаемого движения.
9. Исследование пространственной организации движения. Отмечается: знание сторон тела, уверенность выполнения.
10. Исследование произвольной моторики пальцев рук.
Отмечается: плавность, точность и одновременность выполнения движений, соблюдение темпа выполнения движения невыполнение.
11. Исследование орального праксиса.
Отмечается: объем и качество движений губ, правильность выполнения, диапазон движений, напряженность мышц, истощаемость движений.
12. Исследование объема
и качества движений мышц щек.
Отмечается: правильность выполнения;
удается ли изолированное
13. Исследование объема и качества движений языка.
Отмечается: правильность выполнения, диапазон движении языка, характер движения языка: двигается неуклюже, неточно, всей массой, медленно.
14. Исследование объема и качества движений мышц лба. Отмечается: правильность выполнения; удается ли движение.
15. Исследование объема и качества движений мышц глаз.
16. Исследование возможности
произвольного формирования
Отмечается: удается ли движение; правильность выполнения.
17. Исследование слухового внимания.
Отмечается: ошибки в восприятии услышанного, умение определить неправильные звучания.
18. Исследование музыкального слуха.
Отмечается: степень развития музыкального слуха (абсолютный, относительный, не развит).
19. Исследование восприятия музыки.
Отмечается: умение определить характер музыки, контрастные части музыкального произведения.
20. Исследование звуковысотного слуха.
Отмечается: умение различать направление звукоряда, величину интервала между звуками.
21. Исследование тембрового слуха.
Отмечается: умение различать звучание различных инструментов.
22. Исследование динамического слуха.
Отмечается: умение различать сильное и слабое звучание инструмента.
23. Исследование ритмического чувства.
Отмечается: правильность воспроизведения ритмического рисунка, соблюдение заданного темпа.
24. Исследование
25. Исследование певческого диапазона голоса.
26. Исследование темпа речи.
Отмечается: нормальный, замедленный, ускоренный темп речи.
2. Обследование состояния
моторных функций у
Данное обследование включает исследование всех сторон моторной сферы и является наиболее полным.
I. Обследование состояния общей моторики оценивается с помощью следующих тестов:
1. Движения и серии движений для рук:
- бросить мяч логопеду и поймать его в обратном броске;
- руки вперед, вверх, в стороны, на пояс;
- правая рука на поясе, левая – к плечу, левая рука вверх, правая – к плечу и т. д.;
- держа руки над головой, переложить из одной кисти в другую три ленты по очереди;
- поднять руку с каким-либо предметом вверх, затем, подняв другую руку вверх, переложить предмет из руки в руку.
2. Другие движения:
- прыгать на двух ногах и на каждой;
- впрыгнуть двумя ногами в лежащий на полу обруч и выпрыгнуть из него;
- катить обруч, двигаясь рядом с ним.
3. Произвольное управление движениями:
- остановиться по сигналу во время ходьбы, пробежки, прыжков;
- изменить вид движения,
согласуясь с сигналом (ходьба
на носочках под тихие удары
в бубен, переход на ходьбу
на полной ступне с
4. Статическая координация:
- стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед; стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами;
- стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами на одной, затем на другой ноге, руки вытянуты вперед.
5. Динамическая координация:
- маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями;
- выполнять подряд 3 — 5 приседаний, стоя на пальцах;
- проскакать на обеих ногах, затем на одной (от стола к окну);
- пройти по одной линии, приставляя носок к пятке.
6. Пространственная организация движений:
- ходить по кругу, а затем, повернувшись на 180°, идти в обратном направлении через круг по диагонали;
Информация о работе Особенности развития продуктивной деятельности у дизартриков