Особенности развития продуктивной деятельности у дизартриков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 11:15, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработка логопедической технологии по коррекции двигательных нарушений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Объект исследования: двигательная сфера у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и с нормальным онтогенезом.
Предмет исследования: процесс коррекции моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Задачи:
анализ специальной литературы по проблеме исследования;
подбор методики для исследования моторных функций у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией;
обследование особенностей развития двигательных функций у детей со стертой дизартрией.

Вложенные файлы: 1 файл

особенности продуктивноу деятельности у дизартриков.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, все случаи нарушений звукопроизношения такого патогенеза следует рассматривать как расстройства дизартрического ряда.

В процессе осуществления дифференциальной диагностики в первую очередь необходимо обратить внимание на причинную обусловленность возникновения нарушений звукопроизношения, тщательно проанализировав анамнестические данные, выявив неблагоприятные факторы пренатального, катального и раннего постнатального периодов развития ребенка. Как показывают исследования, среди неблагополучных факторов пренатального периода чаще других называются токсикоз беременности, хронические заболевания матери (болезни печени, почек, сердечнососудистые заболевания и т. д.), заболевания, перенесенные во время беременности (особенно в первой ее половине). Среди вредностей катального периода отмечаются стремительные или сухие затяжные роды, явления асфиксии новорожденных различной степени выраженности, резус-конфликтная ситуация. Наиболее часто встречающейся патологией в родах является слабость родовой деятельности матери, угрожающая асфиксией плода и требующая применения разнообразных средств родовспоможения (стимуляции, ручной помощи, наложения щипцов и т. д.). Часто раннее постнатальное развитие детей с дизартрическими нарушениями отличается целым рядом особенностей: чрезмерным двигательным беспокойством, постоянным и ничем не объяснимым плачем, стойким нарушением сна. Такое расстройство «жизненного ритма» может быть следствием асфиксии в родах. У новорожденных могут быть отмечены первые признаки псевдобульбарных нарушений: слабость крика, отказ от груди, трудность удержания соска, вялость акта сосания, быстро наступающая утомляемость, свидетельствующие о возможном наличии пареза артикуляторных мышц губ и языка. Частые поперхивания, обильные срыгивания при кормлении указывают на возможность паретического состояния мышц, иннервируемых языкоглоточным нервом. Указанные затруднения являются причиной раннего перевода ребенка на искусственное вскармливание. Позже у детей могут выявляться трудности жевания и глотания. Подобные нарушения часто отмечаются у детей, имеющих в дальнейшем диагноз стертая дизартрия [29, с. 179].

Постнатальный период этих детей характеризуется наличием различных, нередко тяжелых заболеваний (особенно на первом году жизни): вирусный грипп, пневмония, тяжелые формы желудочно-кишечных заболеваний, частые

простудные и инфекционные заболевания, в некоторых случаях сопровождающиеся судорожными припадками на фоне высокой температуры.

Для дальнейшей диагностики важным является тщательное неврологическое обследование с целью определения наличия и характера неврологических нарушений в форме стертых парезов, изменений тонуса мышц, гиперкинезов в мимической и артикуляторной мускулатуре, патологических рефлексов. Основное нарушение со стороны черепно-мозговых нервов связано с поражением подъязычных нервов. Проявления такого поражения многообразны: ограничение движений языка в сторону, вверх и вперед, пассивность кончика языка, чрезмерное напряжение спинки языка, слабость одной его половины, беспокойство языка при попытке удержания его в заданном положении, недифференцированность движений кончика языка, напряжение языка при ускорении темпа движений, нарастающее утомление мышц, нарушения координации, повышение саливации, отклонение языка в сторону при высовывании, парез и атрофия одной половины языка, фибрилярные его подергивания. Поражения глазодвигательных нервов проявляются в форме одностороннего птоза, сходящегося и расходящегося косоглазия, ограничения объема движений глазных яблок, нарушения конвергенции при выполнении проб на аккомодацию и конвергенцию. Со стороны тройничных, языкоглоточных и блуждающих нервов тяжелых расстройств у детей со стертой дизартрией, как правило, не наблюдается. В некоторых случаях отмечается недостаточность сокращения мягкого нёба, отклонение маленького язычка в сторону с легким парезом нёбной занавески с противоположной стороны, что свидетельствует об одностороннем поражении языкоглоточного и блуждающего нервов. Поражения лицевого нерва проявляются, в основном, в виде сглаженности носо-губных складок справа или слева, недостаточного оскаливания зубов, слабого надувания щек с одной стороны. Чаще всего встречается комбинация этих нарушений.

Отмеченные состояния черепно-мозговых нервов при стертой дизартрии носят стойкий, постоянный характер. Недостаточность функции лицевого нерва по центральному типу, нарушения функций глазодвигательного, языкоглоточного и подъязычного нервов в сочетании с пирамидными знаками позволяют расценить неврологические нарушения как пирамидную недостаточность, а дефект звукопроизношения у таких детей как стертую форму псевдобульбарной дизартрии. Преобладание в неврологическом статусе гиперкинезов, нарушений равновесия координации, а также гипо- и дистонических нарушений скелетной и речевой мускулатуры следует оценивать как экстрапирамидную и мозжечковую недостаточность, а звукопроизносительные расстройства как гиперкинетическую и мозжечковую формы стертой дизартрии.

Соответственно, отсутствие очаговой микросимптоматики при неполном объеме движений мимической или оральной мускулатуры может рассматриваться как проявления лицевой или оральной диспраксии, а дефект звукопроизношения в этом случае – как стертая форма корковой дизартрии. Среди детей часто встречаются дети со смешанной формой дизартрии. В этих случаях отмечаются неловкость моторики, нарушения функции г л азо двигателей, асимметрия глазных щелей, мозжечковые расстройства и др. в сочетании с большим количеством дизэмбриогенетических проявлений (общая диспластич-ность, стигмы черепа, микро- и макрогидроцефалия, башенный череп, гипоплазия верхней и нижней челюстей, гипертелоризм, эпикант, стигмы ушей, носа и переносицы, кистей и стоп, грудной клетки и т. д.). Кроме вышеперечисленных нарушений в неврологическом статусе детей со стертой дизартрией наблюдаются рефлексы орального автоматизма, а также истощающиеся рефлексы Бабинского, Пуссепа, Россолимо и др. Отмечаются изменения со стороны вегетативной нервной системы: гипергидроз ладоней, стоп, акроцианоз, дермографизм белый, стойкий, красный, трофические расстройства (нейродермит, сухость кожи, ожирение и др.).

Наличие неврологической симптоматики, указывающее на органическое поражение центральной нервной системы, еще раз доказывает необходимость выделения данного речевого нарушения в группу расстройств, имеющих свой специфический механизм.

Нарушение функции двигательных нервов, участвующих в артикуляции, наличие мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции приводят к качественно неоднородным нарушениям движений мимической, лицевой мускулатуры артикуляторного аппарата, которые характеризуются быстрой истощаемостью, низким качеством, не имеют достаточной точности, плавности, выполняются с недостаточной мышечной силой и не в полном объеме. У детей со стертой формой дизартрии оказываются нарушенными как статика, так и динамика артикуляторных движений. Среди движений, отражающих состояние статической координации, наиболее сложными для выполнения являются произвольные движения языка, что проявляется либо в некоторой скованности движений, невозможности выполнения более сложных движений, либо в двигательном беспокойстве, в наличии гиперкинезов языка, в трудности или невозможности нахождения и удержания заданного положения, в наличии синкинезий и т. д. Среди движений, отражающих состояние динамической координации, сложными для выполнения являются задания, связанные с переключением движений. Переключение движения часто совершается с трудом, при длительных поисках артикуляции, в неполном объеме, медленном темпе, с появлением сопутствующих движений в мимической мускулатуре, с нарушением легкости и плавности, запоминания и воспроизведения двигательного ряда, с возникновением персевераций и перестановок. Еще более сложной оказывается возможность одновременного выполнения движений. В большинстве случаев совершаются быстрые, беспорядочные движения языком, которые часто заменяются движениями головы вперед, отмечается нарушение координации с выпадением отдельных звеньев движений.

Таким образом, наиболее ярко моторная недостаточность проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движений. Осуществление постоянного единства действия работающей системы и ощущения от ее движений, создающих гибкость, разнообразие и точность двигательных актов, для детей со стертой дизартрией часто оказывается невозможным вследствие нарушения глубокой (кинестетической) чувствительности в области артикуляций.

 

  • 1.3. Методы исследования двигательных  функций у старших дошкольников

  •  

    1. Обследование состояния  моторики детей с речевыми нарушениями проводится логопедом и музыкальным руководителем в начале коррекционного обучения. При этом соблюдаются принципы комплексности обследования, учета возрастных, индивидуальных и личностных особенностей, особенностей состояния двигательной сферы обследуемого, речевого нарушения и др. В обследовании используются наглядные, словесные и практические методы. С их помощью исследуются различные области сенсорной, двигательной систем, некоторые психические процессы.

    Моторное (наряду с логопедическим) обследование позволяет уточнить, углубить картину психомоторного состояния детей с нарушениями речи.

    Рассмотрим методы обследования психомоторных функций, представленные в методических рекомендациях разных авторов.

    Обследование состояния психомоторики лиц с речевыми нарушениями (по методике Г.А. Волковой).

    Обследование включает 26 тестов. Они направлены на исследование двигательной памяти, переключаемости движений, статической и динамической координации, пространственной организации, объема и качества движений, чувства темпа и ритма.

    1. Исследование двигательной  памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении проб.

    Отмечается: качество, правильность, последовательность выполнения движений.

    2. Исследование произвольного  торможения движений. Отмечается: плавность и точность движений.

    3. Исследование статической  координации движений. Отмечается, насколько обследуемый свободен  и устойчив в удержании позы.

    4. Исследование динамичной  координации движений. Отмечается: верно ли выполняет движения с 1-го раза или со 2, 3-го раза; уверенно или с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками.

    5. Исследование внимания.

    Отмечается: одновременность выполнения заданных движений, точность, плавность выполнения.

    6. Исследование координации  движений.

    7. Исследование переключаемости  движений. Отмечается: точность и  быстрота перехода от одних  движений к другим.

    8. Исследование наличия  или отсутствия того или иного  предлагаемого движения.

    9. Исследование пространственной  организации движения. Отмечается: знание сторон тела, уверенность выполнения.

    10. Исследование произвольной  моторики пальцев рук.

    Отмечается: плавность, точность и одновременность выполнения движений, соблюдение темпа выполнения движения невыполнение.

    11. Исследование орального  праксиса.

    Отмечается: объем и качество движений губ, правильность выполнения, диапазон движений, напряженность мышц, истощаемость движений.

    12. Исследование объема  и качества движений мышц щек. Отмечается: правильность выполнения; удается ли изолированное надувание одной щеки.

    13. Исследование объема  и качества движений языка.

    Отмечается: правильность выполнения, диапазон движении языка, характер движения языка: двигается неуклюже, неточно, всей массой, медленно.

    14. Исследование объема  и качества движений мышц лба. Отмечается: правильность выполнения; удается ли движение.

    15. Исследование объема  и качества движений мышц глаз.

    16. Исследование возможности  произвольного формирования определенных  мимических поз.

    Отмечается: удается ли движение; правильность выполнения.

    17. Исследование слухового  внимания.

    Отмечается: ошибки в восприятии услышанного, умение определить неправильные звучания.

    18. Исследование музыкального  слуха.

    Отмечается: степень развития музыкального слуха (абсолютный, относительный, не развит).

    19. Исследование восприятия музыки.

    Отмечается: умение определить характер музыки, контрастные части музыкального произведения.

    20. Исследование звуковысотного  слуха.

    Отмечается: умение различать направление звукоряда, величину интервала между звуками.

    21. Исследование тембрового слуха.

    Отмечается: умение различать звучание различных инструментов.

    22. Исследование динамического  слуха.

    Отмечается: умение различать сильное и слабое звучание инструмента.

    23. Исследование ритмического  чувства.

    Отмечается: правильность воспроизведения ритмического рисунка, соблюдение заданного темпа.

    24. Исследование продолжительности  и силы выдоха. Отмечается продолжительность  выдоха.

    25. Исследование певческого  диапазона голоса.

    26. Исследование темпа  речи.

    Отмечается: нормальный, замедленный, ускоренный темп речи.

    2. Обследование состояния  моторных функций у дошкольников  с дизартрией (по методике Г.В.Бабиной, Ю.Ф.Гаркуши, Т.В.Волосовец, Р.Е.Идес).

    Данное обследование включает исследование всех сторон моторной сферы и является наиболее полным.

    I. Обследование состояния общей моторики оценивается с помощью следующих тестов:

    1. Движения и серии  движений для рук:

    - бросить мяч логопеду  и поймать его в обратном  броске;

    - руки вперед, вверх, в стороны, на пояс;

    - правая рука на  поясе, левая – к плечу, левая рука вверх, правая – к плечу и т. д.;

    - держа руки над  головой, переложить из одной  кисти в другую три ленты  по очереди;

    - поднять руку с  каким-либо предметом вверх, затем, подняв другую руку вверх, переложить  предмет из руки в руку.

    2. Другие движения:

    - прыгать на двух  ногах и на каждой;

    - впрыгнуть двумя  ногами в лежащий на полу  обруч и выпрыгнуть из него;

    - катить обруч, двигаясь  рядом с ним.

    3. Произвольное управление  движениями:

    - остановиться по  сигналу во время ходьбы, пробежки, прыжков;

    - изменить вид движения, согласуясь с сигналом (ходьба  на носочках под тихие удары  в бубен, переход на ходьбу  на полной ступне с увеличением  громкости ударов, при прекращении звучания бубна — остановка движения).

    4. Статическая координация:

    - стопы ног поставить  на одной линии так, чтобы носок  одной ноги упирался в пятку  другой, руки вытянуты вперед; стоять  с открытыми, потом с закрытыми  глазами;

    - стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами  на одной, затем на другой ноге, руки вытянуты вперед.

    5. Динамическая координация:

    - маршировать, чередуя  шаг и хлопок ладонями;

    - выполнять подряд 3 — 5 приседаний, стоя на пальцах;

    - проскакать на  обеих ногах, затем на одной (от  стола к окну);

    - пройти по одной  линии, приставляя носок к пятке.

    6. Пространственная организация движений:

    - ходить по кругу, а затем, повернувшись на 180°, идти  в обратном направлении через  круг по диагонали;

    Информация о работе Особенности развития продуктивной деятельности у дизартриков