Особенности развития продуктивной деятельности у дизартриков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 11:15, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработка логопедической технологии по коррекции двигательных нарушений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Объект исследования: двигательная сфера у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и с нормальным онтогенезом.
Предмет исследования: процесс коррекции моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Задачи:
анализ специальной литературы по проблеме исследования;
подбор методики для исследования моторных функций у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией;
обследование особенностей развития двигательных функций у детей со стертой дизартрией.

Вложенные файлы: 1 файл

особенности продуктивноу деятельности у дизартриков.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

- пройти от центра  круга направо, потом двигаться  налево по кругу;

- повернуться вокруг  собственной оси через правое  плечо, через левое;

- последовательно  выполнить пробы: кулак—ребро—ладонь, делая это правой рукой, затем  левой, двумя руками, на плоскости  и без опоры на нее.

7. Темп выполнения  движений:

- удерживать заданный  темп в движениях рук;

- изменять темп  выполнения серии движений от медленного к быстрому и наоборот (по сигналу);

- выполнить графическое  задание: чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 с в произвольном темпе; в течение следующих 15 с чертить как можно быстрее; в течение следующих 15 с чертить в первоначальном темпе.

II. Исследование произвольной моторики пальцев рук включает следующие задания (выполняются отдельно каждой рукой, затем обеими руками, уточняется ведущая рука).

1. Статическая координация  движения:

- распрямить ладонь  правой руки, сблизить пальцы и удержать кисть в этом положении под счет до 10 – 15;

- распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны  и удержать кисть в этом положении под счет 10 – 15;

- выставить первый  и пятый пальцы и удержать  эту позу под счет до 15;

- выставить второй и пятый пальцы и удержать под счет до 5–8;

- положить вторые  пальцы обеих рук на третьи  и удержать это положение под  счет до 5 — 8; положить третьи  пальцы на вторые и удержать  под счет до 5 – 8.

2. Динамическая координация  движений:

- пальцы сжать в кулак, разжать (5 – 8 раз);

- выполнить пробу: кулак–ребро–ладонь (5 – 8 раз);

- положить ладони  на стол, разъединить пальцы, соединить (5 – 8 раз);

- одновременно менять  положение обеих рук: одна кисть  сжата в кулак, другая разжата (5–8 раз);

- по очереди выставить второй и третий пальцы, затем второй и пятый (5–8 раз);

- по очереди соединять  все пальцы правой руки с  большим пальцем правой руки, все пальцы левой руки с  большим пальцем левой руки, затем выполнять эти движения обеими руками одновременно;

- по очереди касаться  каждым пальцем стола;

- по очереди перекатывать  карандаш каждым пальцем, начиная со второго.

III. Обследование мимической моторики (объема и качества движений) включает приводимые ниже задания и осуществляется в следующем порядке.

1. Мышцы лба:

- поднять брови, нахмурить  брови;

- наморщить лоб.

2. Мышцы глаз:

- легко сомкнуть  веки, плотно сомкнуть веки;

- закрыть правый  глаз, затем левый;

- подмигнуть.

3. Мышцы щек:

- надуть левую, затем  правую щеку;

- надуть обе щеки  одновременно;

- перекатывать воздух из одной щеки в другую.

4. Мимика лицевых  мышц:

- изобразить различные  эмоциональные состояния: удивление, радость, испуг, грусть, недовольство.

5. Праксис лицевой  мускулатуры:

- символический свист, символический поцелуй, улыбка, оскал, цоканье.

IV. Обследование моторики артикуляционного аппарата проходит в следующем порядке с использованием приводимых ниже заданий.

1. Двигательная функция  губ:

- сомкнуть губы;

- округлить губы, как  при произнесении звука о, удержать  позу под счет до 10;

- вытянуть губы  в трубочку, как при произнесении  звука у, удержать позу под  счет до 10;

- вытянуть губы, сомкнуть  их «хоботком», удержать позу  под счет до 10;

- растянуть губы  в улыбке, удержать их в таком  положении под счет до 5;

- максимально растянуть губы в улыбке, удержать под счет до 10;

- поднять верхнюю  губу, видны верхние зубы;

- опустить нижнюю  губу, видны нижние зубы;

- многократно произносить  губные звуки (6-6-6, п-п-п).

2. Двигательная функция  челюсти:

- широко раскрыть  рот, как при произнесении звука а, и закрыть;

- сделать движение  нижней челюстью вправо, влево, вперед.

3. Двигательные функции  языка:

- положить широкий  язык на нижнюю губу и удержать  под счет до 5;

- положить широкий  язык на верхнюю губу и удержать  под счет до 5;

- переводить кончик языка из правого угла рта в левый, не касаясь губ;

- высунуть язык (лопаточкой, иголочкой);

- приблизить кончик  языка по очереди к верхним  и нижним зубам с внутренней  стороны (рот приоткрыт);

- поднять кончик  языка к верхним зубам, подержать  под счет до 5, опустить к нижним зубам;

- упереть язык в  правую, затем в левую щеку;

- закрыть глаза, вытянуть  руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу;

- произвести движение  языком вперед-назад при открытом  рте.

4. Двигательная функция  мягкого нёба:

- широко открыть  рот и четко произнести звук  а (на твердой атаке);

- логопеду провести  шпателем или зондом по мягкому  нёбу;

- при зажатом между  зубами языке надуть щеки и  сильно подуть так, как будто  задувается пламя свечи. Рекомендации  к анализу результатов обследования моторных функций.

При анализе результатов следует обратить внимание на:

- доступность для  ребенка предлагаемого задания;

- качество выполнения  движения (сохранение объема движения, возможность фиксации той или  иной позы, четкость и точность выполнения, инертность, истощаемость, скованность, вялость, расторможенность, недифференцированность движений);

- особенности переключаемости: доступность переключения с одного  движения на другое, плавность  переключения, его скорость, наличие  персевераций, застревание на одной позе;

- особенности двигательной  памяти, внимания, самоконтроля;

- количество попыток  при выполнении движений, возможности  обучения;

- темп выполнения (нормальный, замедленный, ускоренный); возможности произвольного изменения  темпа; качество выполнения движений при ускоренном темпе;

- ошибки в пространственной  ориентации: незнание сторон тела;

- особенности удержания  позы (спокойное или напряженное, раскачивание из стороны в  сторону, балансирование туловищем, руками, головой, сход с места или рывки в стороны и т.п.);

- соответствие двигательной  реакции сигналу;

- наличие сопутствующих, насильственных движений;

- наличие саливации (в обследовании артикуляционного  аппарата).

Таким образом, для обследования двигательных функций у детей с дизартрией могут быть использованы различные методики.

Глава II. Экспериментальное исследование двигательных функций у старших дошкольников со стертой дизартрией

  • 2.1. Организация, цели и задачи исследования 

  •  

    Дизартрия – это нарушение звукопроизношения, голосообразования и просодики, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения центральной нервной системы. Структуру дефекта при дизартрии составляет нарушение всей произносительной стороны речи и внеречевых процессов: общей и мелкой моторики, пространственных представлений и др.

    Движения, практическая деятельность детей имеют чрезвычайно важное значение в развитии высших корковых функций, пространственных отношений, познавательной деятельности и речи.

    Ребенок, относительно нормально развивающийся в психомоторном отношении, проходит несколько этапов. Психомоторное развитие начинается с неспецифической манипуляции с предметами и продолжается до разумной, осознанной деятельности, которая понимается как целенаправленное и планируемое восприятие и преобразование действительности, с помощью действий.

    Таким образом:

    1. Движения, практическая  деятельность детей имеют чрезвычайно важное значение в развитии высших корковых функций, пространственных отношений, познавательной деятельности и речи, что отражено в трудах таких авторов как Ананьев Б.Г., Анохин П.К., Гуревич М.О., Квинт Л.А., Сеченов И.М., Павлов И.П. и др.

    2. Ребенок, относительно нормально развивающийся в моторном отношении, проходит несколько этапов. Психомоторное развитие начинается с неспецифической манипуляции с предметами и продолжается до разумной, осознанной деятельности, которая понимается как целенаправленное и планируемое восприятие и преобразование действительности, с помощью действий.

    3. Стертая дизартрия  представляет собой речевую патологию, проявляющуюся в расстройствах  фонетического компонента речевой  функциональной системы и возникающую  вследствие невыраженного, микроорганического поражения головного мозга.

    Нами было проведено обследование детей старшей группы ДОУ детский сад № 23 г. Барнаула. В исследовании принимали участие 15 детей. Исследование состоит из констатирующего эксперимента.

    Задачи:

    1. Провести обследование группы детей дошкольного возраста, диагностировать из группы детей со стертой дизартрией.

    2. Изучить уровень  сформированности моторных функций  у детей со стертой дизартрией.

    Для исследования состояния общей, мелкой и артикуляционной моторики были использованы методики, предложенные Е.Ф. Архиповой.

    I. Обследование состояния  общей моторики.

    1. Обследование состояния  общей моторики

    Цель: Наблюдение дискоординации движений и нарушений мышечного тонуса.

    2. Исследование зрительно  – пространственной организации движений (проба Хэда).

    Цель: Наблюдение дискоординации движений.

    II. Обследование тонкой  моторики.

    1. Кинестетический  праксис.

    Цель: Наблюдение нарушений мышечного тонуса и дискоординации движений.

    1. Праксис по словесной  инструкции.

    « Сложи первый и второй пальцы в кольцо (по подражанию)».

    «Вытяни второй и третий пальцы».

    «Вытяни второй и пятый пальцы».

    2. Праксис поз по  зрительному образцу.

    «Делай как я»:

      • соедини большой и указательный пальцы в кольцо;
      • указательный и средний выдвинуть;
      • соединить в кольцо большой палец и мизинец;
      • указательный палец и мизинец выдвинуть вперед – «коза»;
      • выдвинуть вперед мизинец, остальные пальцы сжаты в кулак;
      • соединить в кольцо средний и большой пальцы;

    3. Праксис поз по  кинестетическому образцу «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложила тебе пальцы? Сложи сам».

    2. Динамический праксис

    Проба « Кулак – Ребро – Ладонь»

    Цель: Дискоординация движений.

    III. Обследование артикуляционной  моторики.

    1. Кинетический оральный  праксис.

    Цель: Наблюдение за состоянием мышечного тонуса координацией движения.

    Сейчас мы будем делать гимнастику для язычка. Смотри внимательно в зеркало и выполняй движения:

    Широко открой рот, кончик языка подними вверх к верхним зубам и поддержи его (5-7 сек).

    Язык «лопатой» – широкий, распластанный, неподвижно лежит на губе, рот приоткрыт (5-7 сек).

    «Вкусное варенье» – медленно облизни губы, сначала верхнюю, затем нижнюю.

    Улыбнись, открой рот, положи язык на верхнюю губу и поддержи так немножко (10 сек).

    2. Динамическая координация  движений.

    Теперь подними кончик языка за верхние зубы, затем опусти за нижние.

    Дотронься высунутым кончиком языка до правого, затем левого угла губ.

    Подними кончик языка на верхнюю губу, опусти на нижнюю, дотронься кончиком языка до правого, затем левого уголка губ.

    Положи язычок на нижнюю губу, а теперь, «покусай» язычок, с губы его не убирай.

    3. Обследование мимической  мускулатуры

    Цель: Наблюдение за состоянием мышечного тонуса.

    Смотри внимательно в зеркало и выполняй движения:

    Нахмурь брови.

    Подними брови.

    Наморщи лоб.

    Поочередно надуй щеки.

    Втяни щеки.

    Обследование состояния звукопроизношения проводится по общепринятой в логопедии методике, опубликованной в работах Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Р.Е. Левиной.

    Информация о работе Особенности развития продуктивной деятельности у дизартриков