Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:51, творческая работа

Краткое описание

Формирование речи у слышащих опирается на слуховое восприятие обращенной к ним речи;
Слова детей и образы слов, сохраняемые слуховой памятью, закрепляются в активной речи ребенка;
Произношение «подгоняется» к опережающему слуховому образу слова;

Вложенные файлы: 1 файл

Surdopsikh_Lekts_Myshlenie.ppt

— 271.50 Кб (Скачать файл)

Особенности мышления детей  с нарушениями слуха

 

Ворошнина О.Р., доцент  кафедры специальной дошкольной  педагогики и психологии, канд. псих.наук

Задание для СРС

 

  • Уточните определения понятий, подготовьтесь к терминологическому диктанту по теме.

Мышление – это

 

  • психический познавательный процесс, направленный на разрешение проблемной ситуации для установления новых отношений между фактами действительности.

Обобщение – это 

 

  • один из основных мыслительных процессов, а также продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств действительности.

Сравнение – это 

 

  • одна из мыслительных операций, посредством которой выявляются отношения тождества, сходства и различия между объектами и явлениями и их признаками.

Анализ – это 

 

  • мысленный процесс разложения предмета (явления) на составляющие его части, или мысленное выделение отдельных его свойств или сторон.

Абстракция – это 

 

  • одна из основных операций мышления. Мысленное вычленение свойства конкретного предмета или явления и отвлечение от основных его свойств.

Понятие – это 

 

  • одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерный для словесно-логического мышления.

Умозаключение – это 

 

  • одна из логических форм мышления, характеризующаяся выводом на основе правил логики заключения.

Суждение – это 

 

  • одна из логических форм мышления, выражающая связь между двумя понятиями.

Наглядно-действенное мышление

 

  • один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов.

Наглядно-образное мышление

 

  • один из видов мышления, связанный с представлением ситуаций и изменений в них, обусловленный внутренними ориентировочными действиями с образами.

Словесно-логическое (понятийное) мышление  – это 

 

  • один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций, функционирует на базе языковых средств.

Мышление –

 

  • Наиболее сложный познавательный процесс, заключающийся в обобщенном и опосредствованном отражении действительности, тесно связанный с речью как в развитии, так и при функционировании. У неслышащих, овладевающих словесной речью в более поздние сроки, наблюдается наибольшее своеобразие именно в развитии мышления.

Сравнительно исследованными в  развитии мышления неслышащих  являются:

 

  • особенности наглядно-действенного мышления;
  • особенности наглядно-образного мышления.

Наглядно-действенное мышление

 

  • занимает промежуточное положение между восприятием и практической деятельностью, с одной стороны, и словесно-логическим мышлением, с другой
  • необходимо, когда задача должна быть при помощи действия
  • речь в его функционировании участвует минимально

Исследование Яшковой.

 

  • Изучалось умение практически и мысленно переворачивать объект на обратную сторону.
  • Детям предлагалось перевернуть на обратную сторону 8 геометрических фигур, разрезанных на 3 части.
  • Основная трудность состояла  в том, что при переворачивании нужно было сохранить правильное соотношение между частями фигуры, которая распадалась на части. Детям приходилось конструировать фигуру заново.

Результаты

 

  • У неслышащих и слышащих детей наблюдалась положительная динамика по мере взросления: неслышащие в возрасте 6-6,5 лет правильно выполняли 39% заданий, к 11 годам до 99% заданий дети выполняли правильно.

Результаты

 

  • Слышащие обгоняли неслышащих по количеству правильно выполненных заданий:
  • Слышащие 5,5-6,5 лет - 49%; неслышащие 6-6,5 лет - 39%;
  • Слышащие 8 лет - 89%; неслышащие 8лет -  64%.

 

 

 

Результаты

 

Наибольший сдвиг в качестве  выполнения заданий наблюдался:

  • У слышащих в 5-8 лет;
  • У неслышащих в 8-11 лет

Характер ошибок:

 

  • Грубые: ребенок переворачивал все части фигуры на местах по отдельности, не меняя местами крайние части фигуры (лесенка вместо треугольника);
  • Негрубые: ребенок не переворачивал одну часть фигуры или переворачивал, но неправильно прикладывал.

Время исчезновения грубых ошибок:

 

  • У слышащих – в 8 лет;
  • У неслышащих в 11 лет

Отличия в способах выполнения  заданий, характерные для неслышащих:

 

  • Сохранение элементарных способов (манипулирование, практическое действие, отсутствие мысленного переворачивания частей фигуры);
  • Появившееся и возросшее к 9-11 годам стремление прямо подражать действиям взрослого

Отличия в самообучении неслышащих  детей

 

  • Слышащие дети допускали наибольшее количество ошибок при переворачивании первой фигуры, дальше количество ошибок резко сокращалось;
  • Неслышащие научились правильно переворачивать только последние фигуры;
  • Неслышащие не осваивали достаточно обобщенного способа действий, которые отличались стереотипностью и скованностью.

Объяснение ошибок

 

  • Неслышащм труднее удерживать опорный образ фигуры (если его нет перед глазами, он разрушается в момент переворачивания)
  • Неслышащим трудно учитывать изменяющиеся соотношения частей фигуры при переворачивании (восприятие слитно, синкретично, наблюдаются трудности зрительного анализа и синтеза)

Объяснение ошибок

 

  • Не у всех неслышащих детей вырабатывается способ переворачивания фигур, что свидетельствует о недостаточной обобщенности образа действия;
  • Основной причиной результатов является задержка и недостаточность развития предметной деятельности.

Первый вариант обучающего (формирующего) эксперимента

 

  • Детям предлагались: разрезанная фигура, неразрезанный образец. После переворачивания фигур действия проверялись на обобщенность: образцы фигур убирались, детям предлагалось перевернуть одну из фигур в другую сторону, с другой части.

Результаты обучения  
(первый вариант)

 

  • Увеличилось количество правильных решений (приблизилось к слышащим)
  • Неслышащие затруднялись при переворачивании фигур в разные стороны или в разной последовательности
  • Результаты свидетельствуют о нарушении обобщенности действий и гибкости мышления.

Второй вариант обучающего (формирующего) эксперимента

 

  • Детям предлагалась четкая последовательность действий, которой они должны подражать
  • Показ производился без ограничений количества повторений
  • Детям предлагалось самостоятельное выполнение задания в другую сторону или с другой части.

Результаты обучения  
(второй вариант)

 

  • Неслышащим потребовалось в 4 раза больше времени и в 3 раза больше показов
  • Неслышащих пришлось обучать на нескольких фигурах
  • У неслышащих сохранились грубые ошибки даже после обучения

Данные результаты свидетельствуют 

 

  • О трудностях и задержке формирования обобщенных действий;
  • Недостаточная обобщенность действий свидетельствует о недостаточной обобщенности наглядно-действенного мышления в целом.

Обобщенность наглядно-действенного  мышления – это 

 

  • Возможность включения мыслительных операций в решение практических задач, способность к переносу наиболее эффективных и рациональных способов действия, это интеллектуальный уровень совершения практических действий.

Сохранение элементарного уровня  выполнения действий связано  с 

 

  • Недостаточной свободой мысленного оперирования пространственными образами;
  • Трудностями в осуществлении мысленных и практических форм анализа и синтеза.

 

Способы преодоления трудностей

 

  • Упражнения на занятиях по конструированию и ручному труду. Тогда нужные для мышления, но неявные свойства предметов (длина, форма, соотношение размеров) будут выделяться и оцениваться с точки зрения их существенности для решения задачи;
  • «Оречевление» свойств. Речевые обобщения должны обслуживать процесс мышления.

 

Особенности мыслительных операций  неслышащих детей

 

  • Анализ и синтез;
  • Сравнение;
  • Абстракция;
  • Обобщение

 

 

С возрастом у неслышащего  ребенка 
происходит совершенствование анализа и синтеза: 

 

  • выделение в объекте все большего количества частей и частиц;
  • выявления новых свойств, присущих частям и предмету в целом;
  • анализ становится все более детальным и полным
  • синтез обеспечивает формирование знаний об объектах (выявление, объединение, обобщение отношений между признаками, функциями)

Информация о работе Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха