Операция сравнения выявляет:
- отношения тождества
- отношения сходства
- отношения различия между объектами, явлениями и их признаками.
Последовательность сравнения
объектов взрослыми:
- Признание объектов в целом сходными или отличными друг от друга.
- Сравнение отдельных признаков объектов.
- Определение черт сходства и различия объектов.
- Умозаключение о сходстве и отличии объектов.
Развитие соотносительного анализа
(сравнения) у детей
- В раннем детстве дети выделяют несоответствующие друг другу признаки.
- Слышащие, признав объекты в целом сходными или отличными, начинают выделять отдельные признаки у одного из объектов и сообщают, имеется или отсутствует ли выделенный признак у второго объекта.
- Выделив признак у одного объекта, продолжает анализировать его, не обращаясь к второму объекту.
Возрастные особенности соотносительного
анализа (последовательность)
- Выделяет резко контрастные признаки.
- Выделив контрастный признак (например, цвет), анализирует этот предмет (младший дошкольный возраст).
- Выделяет признак у одного предмета и ищет признак у второго предмета (у чашки есть ручка и у кастрюли есть ручка; средний и старший дошкольный возраст).
- Сразу сообщает, что выделенный признак есть у обоих предметов, привлекая обобщающие слова (чашка и кастрюля круглые).
Особенности соотносительного
анализа неслышащих детей:
- Дольше сохраняется анализ одного объекта;
- Сравнивая сложные объекты, дети обращаются к анализу функций, чем к анализу внешних признаков.
Данные признаки свидетельствуют
о ригидности мышления.
Ригидность мышления неслышащих
обусловлена:
- Трудностями зрительного анализа и синтеза;
- Трудностями расчлененного восприятия объектов (невозможность «оторвать», абстрагировать свойство от объекта);
- Спецификой обучения, когда детей учат только категориальным (например, родо-видовым, функциональным) обобщениям. Ребенок не умеет обобщать объекты по разным основаниям (цвет, форма, несущественные признаки).
Абстракция является компонентом
- Игры
- Учебной деятельности и др.
- Проявляется в действиях замещения (игровых атрибутов, своих возможностей в процессе выполнения роли, например, «я врач»)
Для использования предмета-заместителя
(карандаш как градусник) необходимо:
- Выделить в обоих предметах соответствующие признаки (длина, форма, ширина).
- Отвлечь эти признаки (внешние) от функциональных (сущностных) признаков обозначенных предметов.
Трудности неслышащих детей
в замещении
- Трудности сравнительного анализа (внешние признаки не выделяются, см. выше);
- Обобщение происходит исключительно по функциональным, а не по внешним признакам.
Особенности абстракции неслышащих
(иссл. И.М.Соловьева)
- Детям предлагалось напоить кукол чаем и уложить спать;
- Проблема: недостаточное количество кукольных чашек, кроваток;
- Для разрешения проблемы предлагались предметы, которыми можно «заместить» недостающие чашки (коробочка, чайница, наперсток, раковина, электрический ролик)
Результаты
- Дети самостоятельно не воспользовались предметами-заместителями;
- После убеждений педагога 5 из 8 детей воспользовались предметами-заместителями;
- Наиболее сложным оказалось отвлечение от функций предметов («с наперстком шьют», «в коробочку надо что-то положить»).
- Пригодным оказался только электрический ролик.
Объяснение
- Переосмысливание объектов происходило быстрее, если предмет (функциональное назначение) был незнаком (ролик заместил чашку), то есть ребенок не выполнял операцию отвлечения от знакомых функциональных свойств предметов;
- Особенно трудно происходит «расшатывание» взаимосвязи внешних и функциональных свойств объектов.
Особенности наглядных обобщений
у неслышащих детей
Дети в возрасте 2-3 лет так
же, как слышащие правильно обобщают
однородные предметы:
- В быту (одежда, посуда);
- В игровой и учебной деятельности (игрушки, пособия);
- названия предметов (переносят на изображения).
Это проявляется в адекватном
характере действий, выполняемых
с предметами.
Изучение наглядных обобщений (Ж.И.Шиф)
- Детям предлагалось разложить по стаканам в соответствии с образцом 25 карандашей разных цветов (красный, синий, фиолетовый, оранжевый, коричневый)
Результаты (дети 2,5 и 3 лет)
- Перекладывают в бокал все карандаши подряд;
- После обучения выполнению задания с красным карандашом (показы взрослого, совместное выполнение) дети начинали отбирать к синему карандашу подходящие по цвету, затем утрачивали принцип отбора по цвету, вновь вкладывали в стакан карандаши любого цвета.
Результаты (2г.5м.-3г.3м.)
- К красному подбирают 11 из 25 (в наборе-4), объединяют красный, розовый, оранжевый, коричневый цвета;
- К синему подбирают 8, объединяют синий, голубой, фиолетовый, редко-коричневый;
- Не сличают с образцом
- Отграничивают «теплые» и «холодные» цвета
Результаты (неслышащие, 4года)
- Сначала отбирают наиболее похожие на образец, затем менее сходные с ним;
- Сличают с образцом;
- Обобщение чрезмерно широкое (как у детей предыдущего возраста).
Результаты (слышащие, 4года)
- Сужение обобщения (преобладание оттенков цвета, как образец, смежных с ним).
Результаты (неслышащие, 5-7 лет)
- Изменение способа действия (зрительное соотнесение с образцом);
- Обобщение вначале более дифференцированное и узкое (выбирают 1-2 карандаша, близкие по светлоте и насыщенности);
- После паузы добираются карандаши в последовательности (остальные красные, оранжевые, розовые, коричневые).
Фазы (ступени) обобщений неслышащих
детей
- Дети выполняют узкие по объему, дифференцированные обобщения, отбирая оттенки того же цвета, что и образец;
- Обобщения расширяются по объему, дети обобщают полноцветные оттенки смежных цветов.
У неслышащих в дошкольном
возрасте не бывает 3 ступени обобщения,
характерной для слышащих 5-6 лет
- Категориальное обобщение – дети шире и полнее обобщают разные по светлоте и насыщенности оттенки одного цвета (светло-красный, темно-красный), перестают обобщать в одну группу оттенки смежных цветов (розовый, оранжевый).
- Наличие всех трех ступеней обобщения – признак развития наглядно-образного мышления.