Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:08, контрольная работа
Психологические особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного возраста.
Форме принадлежит особое место среди многообразия свойств, познаваемых в дошкольном возрасте. Воспринимая форму, ребенок выделяет предмет из других, узнает и называет его, группирует (сортирует) и соотносит его с другими предметами. Параллельно или вслед за этим ребенок познает геометрические фигуры, выделяя прежде их форму, а затем — структуру.
1. Значение и последовательные этапы игры на воссоздание плоскостных изображений из специальных наборов геометрических фигур
ИГРА «ТАНГРАМ».
«Танграм» - одна из несложных головоломок, названная так по имени ученого, придумавшего эту игру. Это квадрат из семи частей ( 2 больших, 1 среднего и 2 маленьких треугольников, квадрата и параллелограмма. )
Правила: используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, составить различные изображения по образцам и по собственному замыслу.
Последовательные этапы освоения игры.
Первый этап освоения игры – ознакомление с набором фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2-3 имеющихся новой.
На первом этапе освоения игры «Танграм» проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой. Задания видоизменяются. Дети составляют новые фигуры по образцу .устному заданию, замыслу. Эти упражнения являются подготовительными ко второму этапу освоения игры – составлению фигур- силуэтов по расчлененным образцам.
Второй этап освоения игры – составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам.
Второй этап игры с детьми является наиболее важным для усвоения ими в дальнейшем более сложных способов составления фигур.
Игры на составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам должны быть использованы педагогом с целью упражнения не только в расположении частей составляемой фигуры, но и в приобщении детей к зрительному и мысленному анализу образца.
На втором этапе освоения игры дети учатся анализировать расчлененный образец, создавать плоскостное изображение, правильно располагая в пространстве геометрические фигуры.
Третий этап освоения игры – воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененным образцам.)
Воссоздание фигур по контурным образцам требует зрительного членения формы той или иной плоскостной фигуры на составные части, т.е. на те геометрические фигуры, из которых она составлена.
На этом этапе обучения одна из главных задач состоит в развитии у детей умения анализировать фигуры по контурному ее изображению, т.е. комбинаторных способностей.
При переходе от составления фигур-силуэтов по расчлененным образцам к составлению фигур-силуэтов по нерасчлененным образцам важно показать детям, что без тщательного рассматривания образца составить фигуру на плоскости трудно. Сначала ребятам предлагают составить 1-2 фигуры силуэтов по нерасчлененным образцам из числа тех, что составлялись ими ранее по расчлененным образцам. Такие упражнения обеспечивают переход к воссозданию фигур по более сложным образцам.
Четвертый этап игры – составление изображений по собственному замыслу.
На занятии детям предлагается вспомнить, какие плоские фигуры они учились составлять, и составить их. Эти занятия включают и элементы творчества, т.к. дети могут воспроизводить только общее очертание формы, а составные элементы отдельных частей располагать иначе, чем делали это по образцам.
С целью развития творчества можно предложить и более сложные задания. Из 2-3 одинаковых наборов фигур к игре «Танграм» составить фигуру-силуэт, сюжет как по образцам, так и по собственному замыслу.
На рисунке дан образец (домик) с указанием составных частей.
Итак, в обучении глухих детей воссозданию фигур-силуэтов из частей игры «Танграм» последовательность усложнения заданий можно представить следующим образом: от овладения элементарными способами зрительного анализа дети переходят к усвоению способов мыслительных действий.
Усложнение заданий и
изменение характера
2. Выявить особенности практических действий по составлению плоскостных изображений в разных условиях
Цель. Упражнять детей в сравнивании треугольников по размеру, составление из них новых геометрических фигур: квадратов, четырехугольников, треугольников.
Оборудование. Наборы фигур к игре «Танграм».
Ход занятия. Педагог предлагает детям рассмотреть фигуры, назвать их, сосчитать. Дает задания.
1. Выполнения поручений.
Возьмите все треугольники.
Сосчитайте. Сравните. Скажите, что
вы сделали.
2. Работа по вопросам.
Сколько больших треугольников?
Сколько маленьких треугольников?
Сколько средних треугольников?
Сколько всего треугольников и какого они размера? ( Два больших два маленьких и один средний.)
Сравни треугольники.
3 . Составление фигур по инструкциям.
Возьмите 2 больших треугольника. Составьте из них сначала квадрат, потом треугольник.
Возьмите 2 маленьких треугольника. Составьте квадрат , треугольник и четырехугольник.
Возьмите большой и средний треугольники. Составьте четырехугольник.
4. Итог.
В итоге педагог
обобщает: «Из треугольников можно
составить новые различные
Вопросы для анализа.
Какую фигуру вы составили?
Как?
Цель. Упражнять детей в умении составлять новые геометрические фигуры из имеющихся по образцу и замыслу.
Оборудование. Наборы фигур к игре «Танграм», таблицы с изображенными на них геометрическими фигурами.
Ход работы. Педагог предлагает детям рассмотреть фигуры.
1. Выполнение поручений.
Разделите все фигуры на 2 группы.
Назовите эти группы. (Треугольники. Четырехугольники.)
2.Составление фигур по инструкциям.
Составьте четырехугольник из большого и среднего треугольников.
Составьте четырехугольник из квадрата и 2 маленьких треугольников.
Составьте четырехугольник из 2 больших и 1 среднего треугольника.
3.Составление фигур по образцу.
Педагог показывает таблицы и просит детей составить такие же фигуры.
Дети составляют фигуры и называют их.
Тема:
Составление фигуры-силуэта
Цель .Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.
Оборудование. Наборы фигур к игре «Танграм», образец.
Ход работы. Педагог предлагает детям рассмотреть образец фигуры-силуэта зайца.
1. Анализ образца фигуры-силуэта зайца.
1.1 Беседа по вопросам.
Кого вы видите на этой таблице? (Зайца.)
Назовите части тела из которых сделан заяц? ( Голова, ухо, туловище и лапы.)
1.2. Работа по вопросам.
Из каких геометрических фигур сделан заяц? (Из квадрата, четырехугольника, треугольников.)
Из каких геометрических фигур сделана голова? ( Голова сделана из квадрата. Ухо – из четырехугольника).
Кто думает по другому?
Из каких геометрических фигур сделано туловище и лапы? ( Туловище и лапы сделаны из треугольников.)
Из каких треугольников по величине сделаны туловище и лапы? ( Туловище сделано из 2 больших треугольников, Лапа – из маленького треугольника, а другая лапа – из среднего и маленького треугольника.)
2. Составление фигуры-силуэта зайца по образцу.
Педагог показывает на образец фигуры и говорит: «Мы рассмотрели, как составлен заяц, из каких геометрических фигур составлены голова, ухо, туловище, лапы. А теперь возьмите свои наборы фигур и составьте зайца.»
3. Отчет о работе.
После того как фигура будет готова, педагог просит детей рассказать, как они ее сделали, т. е. назвать расположение частей по порядку. ( Я делала так: голова – из квадрата, ухо – из четырехугольника, туловище – из 2 больших треугольников, лапы из среднего и маленького треугольников, другую лапу – из маленького треугольника.)
Тема:
Воссоздание фигуры-силуэта
Цель. Упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мысленный анализ возможного способа расположения фигур, проверяя его практически.
Оборудование. Наборы фигур к игре «Танграм», образец.
Ход работы.
1. Анализ образца фигуры-силуэта домика.
1.1. Беседа по вопросам.
Педагог предлагает детям
внимательно рассмотреть
Что это? ( Дом.)
Какие части дома вы можете назвать? (Крыша, труба, стены.)
Какие геометрические фигуры вы видите? (Квадрат, треугольник, прямоугольник.)
Из каких фигур составлена крыша? (Из среднего и 2 маленьких треугольников.)
Кто думает по-другому?
Как бы вы составили домик из имеющегося набора фигур? ( Стены – из 2 больших треугольников, труба – из квадрата, крыша – из 1 маленького треугольника и четырехугольника.)
Кто думает по-другому.
2. Воссоздание фигуры-силуэта.
3. Анализ готового изделия.
После выполнения задания дети изображают графически мелом на доске способ расположения фигур в силуэте домика.
3. Результаты эксперимента
Таблица №1 Сравнительные результаты способов решения задачи экспериментальной группы
Задачи |
Характер выполнения |
Экспериментальная группа показатели в числах |
Экспериментальная группа показатели в % |
Воссоздание плоскостной фигуры |
Составили фигуру правильно на основе предварительного анализа образца |
10 |
41,7 |
Домика из частей игры |
Составили правильно без предварительного анализа образца (в результате только практических действий) |
4 |
16,6 |
«Танграм». |
Составили с ошибками, но пытались анализировать и располагать части фигуры правильно |
10 |
41,7 |
Из данных таблицы следует, что дети овладели способами воссоздания фигур-силуэтов на основе предварительного мысленного анализа образцов.
В ходе решения занимательных
задач совершенствовался у