Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:08, контрольная работа
Психологические особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного возраста.
Форме принадлежит особое место среди многообразия свойств, познаваемых в дошкольном возрасте. Воспринимая форму, ребенок выделяет предмет из других, узнает и называет его, группирует (сортирует) и соотносит его с другими предметами. Параллельно или вслед за этим ребенок познает геометрические фигуры, выделяя прежде их форму, а затем — структуру.
а) анализ каждой из фигур группы;
б) выделение в каждой из этих фигур общих для всех признаков и называние их;
в) обобщение фигур по этим признакам.
Затем следовал точно такой же ряд мыслительных операций, направленных на анализ фигур другой группы, после чего обобщенные признаки фигур первой и второй группы мысленно сопоставлялись и выявлялся один основной, характерный для всех фигур группы, признак отличия.
При решении задач на поиск недостающей фигуры способ умственной деятельности состоял из следующих мыслительных операций:
а) анализ каждой из фигур первого ряда;
б) анализ каждой из фигур второго ряда;
в) обобщение признаков фигур первого и второго ряда, независимо от расположения фигур и изменения в сочетании отдельных составных частей их структуры;
Усвоение системы и последовательности перечисленных мыслительных операций свидетельствовало о перестройке умственной деятельности детей при решении разного типа занимательных задач.
Таблица №2 Способы решения и обоснования решения детьми экспериментальной и контрольной групп III серии задач.
Задача |
Характер выполнения |
Показатели экспериментальной группы в числах |
Показатели экспериментальной группы в % |
Обнаружение закономерностей при поисках недостающей фигуры |
Правильно выбрали фигуру…. Из них: с полным изображением, с частичным обоснованием. Неправильно выбрали фигуру… Из них: с указанием на закономерности… |
13
9 4
11
10 |
54,2
37,5 16,7
45,8
41,7 |
объясняли, исходя из пространственного расположения фигуры…………………………… объясняли, указывая на величину фигуры………………… без объяснения выбора фигуры… объясняли, исходя их других несущественных признаков. |
-
1
- - |
-
4,1
- - |
Результаты, представленные в таблице,
свидетельствуют об овладении детьми
экспериментальной группы более
рациональными способами
Исследование показало, что проявления
смекалки и сообразительности находятся
в прямой зависимости от качества
анализа «условия» задачи, умения
решающего вести
Экспериментальные данные дают основание понимать смекалку как способность быстро устанавливать связи между частями задачи и направлять решение сразу на правильный путь, отбрасывая несущественные элементы задачи. Смекалку можно рассматривать как особый вид проявления творчества, «открытия» способа решения, то есть, проявления эвристического мышления в решении занимательных задач. Смекалка в процессе решения проявляется в самостоятельных мыслительных поисках (анализе, обобщении, установлении связей, аналогией, выгодах, умозаключениях и др.).
Сообразительность можно рассматривать как свойство, качество ума. Это умение обдумывать конкретную ситуацию, устанавливать взаимосвязи, на основе которых решающий задачу приходит к выводам, обобщениям, решению: это - показатель умения оперировать знаниями.
Проявление детьми смекалки и сообразительности при решении задач в процессе обучения возрастало по мере упражняемости их умственной деятельности, овладения детьми определенными схемами анализа, переноса усвоенных общих принципов, способов решения простых задач на решение более сложных задач того же вида.
Об уровне проявления детьми сообразительности и смекалки в процессе решения задач мы судили на основе:
а) подхода к задаче (правильного, рационального или ошибочного направления поисков решения),
б) результата решения,
в) длительности процесса решения.
В процессе экспериментального обучения формировалось умение решать задачи на трансфигурацию и воссоздание целого в процессе осознанных практических действий (на первом этапе обучения) и в процессе умственных действий (на втором этапе обучения). Результат обдумывания, планирования хода решения внешне выражался в форме предложения, догадки, что впоследствии подвергалось детьми практической проверке.
Литература
1. Е.Г.Речитская, Е.А.Сошина. Развитие творческого воображения младших школьников.-М., 1999.
2. Под редакцией Т.В.Розановой.
Развитие способностей у
3. Л.А.Венгер.,Э.Г.Пилюгина.,Н.Б.
4. Д.Б.Богоявленская.
5. А.И.Бартковская, И.А. Лыкова. Цветная геометрия.-М., 1998.
6.Л.С. Итина. Геометрические игры.-М., 1996.
7. О.М.Дьяченко, А.И. Кирилова.
Что можно сделать из квадрата?
8. Н.В. Яшкова. Наглядное мышление глухих детей,-М., 1988.
9. Т.И. Тарабарина. Игры на логику.-Ярославль, 1999.
10.Е.В. Карпова.
11.Л.Ф. Тихомирова. Упражнения
на каждый день,-Ярославль,
12.Е.А.Стребелева, Формирование
мышления у детей с
Приложение
Игра «Татанграм»
Игра «Заяц»
Игра «Домик»