Особенности эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Формирование эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность.
Гипотеза: Если мы используем изобразительную деятельность (нетрадиционную технику рисования, аппликация, лепка и.т.д.), то мы можем способствовать продуктивному формированию эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Глава Ӏ. Особенности эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
1.1 Понятие эстетического воспитания
1.2 Виды, формы, задачи, средства эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
1.3 Особенности изобразительной деятельности старших
дошкольников

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 32.36 Кб (Скачать файл)

Введение

В последнее время стала  актуальна  проблема теории и практики эстетического воспитания как важнейшего средства формирования отношения к  действительности, средства нравственного  и умственного воспитания, то есть как средства формирования всесторонне  развитой, духовно богатой личности. Указанная проблема разработана  достаточно полно в трудах отечественных  и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая и др.А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Л.Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Одним из средств эстетического воспитания является изобразительная деятельность. Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская. Однако практический аспект эстетического развития детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов. Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой. В занятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности. В этой работе мы рассмотрим процесс развития эстетического воспитания средствами изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Объект: Развитие эстетического  восприятия детей старшего дошкольного  возраста.

Предмет: Изобразительная  деятельность.

Цель: Формирование эстетического  восприятия  детей старшего дошкольного  возраста через изобразительную  деятельность.

Гипотеза: Если мы используем изобразительную деятельность (нетрадиционную технику рисования, аппликация, лепка и.т.д.), то мы можем способствовать продуктивному формированию эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

Глава Ӏ. Особенности эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

1.1 Понятие эстетического  воспитания 

1.2 Виды, формы, задачи, средства эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

1.3 Особенности  изобразительной деятельности старших

дошкольников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава Ӏ. Особенности эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

 

1.1 Понятие эстетического  воспитания 

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов  маленького человека, с первых его  слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит?

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического  отношения к действительности. Это  специфический вид общественно  значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у  последнего системы ориентации в  мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями  об их характере и назначении. В  процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод  их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все  духовные способности человека, необходимые  в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота  выступает своеобразным регулятором  человеческих взаимоотношений. Благодаря  красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота  совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции  эстетического воспитания. Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты. Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

эстетическое образование, закладывающее теоретические и  ценностные основы эстетической культуры личности;

художественное воспитание в его образовательно-теоретическом  и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование  личности;

воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних  особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного  развития личности. Чем раньше она  попадает в сферу целенаправленного  эстетического воздействия, тем  больше оснований надеяться на его  результативность. С самого раннего  возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра —  первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения  и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного  возраста элементарное эстетическое отношение  к действительности и к искусству.

Существует множество  определений понятия «эстетическое  воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые  из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного  воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического  воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности  к самостоятельному творчеству и  созданию прекрасного.

 

 

 

 

1.2 Виды, формы, задачи, средства  эстетического воспитания детей  старшего дошкольного возраста.

Виды эстетического воспитания

Полагаясь на сложившуюся  практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие виды эстетического  воспитания:

- эстетическое образование,  закладывающее теоретические и  ценностные основы эстетической  культуры личности;

- художественное воспитание  в его образовательно-теоретическом  и художественно-практическом выражении,  формирующее художественную культуру  личности в единстве навыков,  знаний, ценностных ориентации, вкусов;

- эстетическое самообразование  и самовоспитание, ориентированные  на самосовершенствование личности;

- воспитание творческих  потребностей и способностей.

Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов  и др.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного  развития личности. Чем раньше она  попадает в сферу целенаправленного  эстетического воздействия, тем  больше оснований надеяться на его  результативность. С самого раннего  возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного  возраста элементарное эстетическое отношение  к действительности и к искусству.

Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его  ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых  за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно  велика. Первые "кирпичики" в фундамент  эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в  самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка  идет особенно бурно. А потому так  важна педагогическая грамотность  родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.

 

 

 

 

 

Задачи эстетического  воспитания:

Задачи эстетического  воспитания дошкольников, исходя из его  цели, можно представить двумя группами:

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения  детей к окружающему. Предусматривается  следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность  в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Названные группы задач дадут  положительный результат лишь при  условии их тесной взаимосвязи в  процессе реализации. Ведущими методами для решения задач первой группы являются показ, наблюдение, анализ, пример взрослого. Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточенно на том, что им показывают, предлагают послушать.

При использовании этих методов  очень важно, чтобы воспитатель  умел показывать свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Выразительность интонации при  чтении стихотворения, искренний восторг  по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью, яркое эмоциональное  проявление взрослым своих чувств служит активным методом воздействия на ребенка, так как опирается на особенность детства – подражательность.

Для решения задач второй группы в качестве ведущих требуются  практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций.

Общий принцип отбора методов  – находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей  желание создавать «произведения  искусства», своими руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), учувствовать в  художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания, они  и всякое проявление творчества обязательно  должны сочетаться с обучением навыкам  художественной выразительности. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то творческое при всей условности понимания данного  термина применительно к дошкольникам. Потому и нужны методы прямого  обучения: показ, упражнение, обследования предметов, описание. В этих случаях  обучение становится одним из факторов, стимулирующих творчество, а творческие задания придают обучению развивающий характер.

Средства эстетического  воспитания дошкольников.

Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни - большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых. С первых лет жизни ребенка важно и дома, и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта. Эстетика быта включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребенка и которыми он пользуется, игрушек, одежды малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т.д. Красивые вещи «радуют глаз», вызывают положительные эмоции, желание их сохранять.

Информация о работе Особенности эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста