Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 13:31, реферат
Педагогические условия профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста. Программа профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности «Светлый путь».
Поэтому ежегодно педагоги планируют мероприятия, которые нацелены на профилактику отклоняющегося поведения учащихся:
– просмотр видео- и кинофильмов, отражающих ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления с обсуждением;
– встречи со специалистами;
– тематические викторины;
– выставки рисунков, фотографий, стенгазет, буклетов, проведение акций, краткосрочных проектов, направленных против вредных привычек;
– нравственные классные часы;
– психологические тренинги;
– интерактивные и
На практике, эти педагогические условия должны использоваться комплексно, чтобы занятие было насыщенным, не перегруженным и эффективным.
Вывод по I главе
В рамках направления духовно-
Ярко отклоняющееся поведение в младшем школьном возрасте может не проявляться, основные формы девиации могут проявиться уже в подростковом возрасте, но чтобы этого не случилось, важно знать причины девиации, основные характеристики и предупредить отклонения в поведении у младших школьников.
2. Программа профилактики
отклоняющегося поведения
2.1 Определение цели и задач исследования отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста. Описание процедуры исследования. Интерпретация результатов
Проанализировав теоретический аспект проблемы педагогических условий отклоняющегося поведения мы пришли к выводу что необходимо проводить профилактику отклоняющегося поведения в младшем школьном возрасте. Направления внеурочной деятельности, перечисленные в ФГОС НОО предполагают профилактику отклоняющегося поведения, а это значит что нужно уделить особое внимание педагогическим условиям профилактики отклоняющегося поведения и основным этапам профилактического процесса.
Успех профилактической работы зависит, прежде всего, от правильной, объективной, комплексной оценки результатов диагностического обследования. Целенаправленное воздействие на учащегося осуществляется посредством профилактического комплекса, представляющего собой системное образование, которое состоит из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.
Профилактический комплекс включает в себя четыре основных блока:
1. Диагностический.
2. Установочный (установление продуктивного контакта с учащимся).
3. Профилактический.
4. Блок оценки эффективности профилактических воздействий.
Диагностический блок. Цель – выявление особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы профилактической деятельности.
Установочный блок. Цель – побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности учащегося в себе, формирование желания сотрудничать с педагогом-психологом и что-либо изменить или предупредить в своей жизни.
Профилактический блок. Цель – гармонизация и оптимизация развития личности учащегося, предостережения переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, овладение определенными способами деятельности.
Блок оценки эффективности профилактических воздействий.
Цель – измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.
Исследования проводилось в МБОУ СОШ №9 ГО Красноуфимск в 3 классе.
В классе 25 человек, 15 мальчиков и 10 девочек. Все дети опрятно одеты приветливы. Девочки общаются мини-группами по 2–3 человека, мальчики в основном вместе. 7 учеников учатся на «4» и «5» остальные учатся удовлетворительно и 3 ребенка отстают по учебе.
Цель исследования: – выявить особенности развития класса.
Для исследования были определены
следующие диагностические
– методика «Как поступать?» (И.Б. Дерманова)
Цель: выявить у испытуемых отношения к нравственным нормам.
– опросник «Интересы» (на основе опросника Т.И. Юферевой.)
Цель: определить интересы в образовательном процессе, выявить благоприятную для коммуникаций сферу деятельности.
Результаты исследования:
Методика «Как поступать?».
Из 25 человек, 5 (20%) школьников не имеют четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
У 8 (32%) нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако, отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
У 9 детей (36%) нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое. И оставшиеся 3 ученика (12%), обосновывают свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
Опросник «Интересы».
Анализ проведенного опроса показал, что практически все дети самым важным в школе считают уроки Русского языка и Математики, лишь некоторые считают, что важным является хорошо выглядеть, слушать учителя. 12 детей написали, что любимый день в школе у них понедельник-это значит, что дети с радостью идут в школу. Остальные называли дни конца недели – пятницу и субботу. Самым интересным в школе дети единогласно считают различные мероприятия, классные часы и перемены. На вопрос «Чем бы ты хотел заниматься в свободное время?» девочки отвечали танцами, пением, некоторые рисованием, а мальчики говорили, что им интересны занятия в различных спортивных секциях, лишь 4 из них предпочли бы играть в компьютер. Одна девочка сказала, что хотела бы лежать на диване, слушать музыку и ничего не делать, скорее всего, это вызвано сильной утомляемостью в связи с домашней нагрузкой, так как девочка из многодетной семьи. Радует то, что всем детям нравится их класс и их учителя. Самыми любимыми уроками у 3 класса, являются уроки рисования, математики, окружающего мира и физкультуры. 2 девочки на вопрос «Чтобы еще хотел ты изучать?» дали ответ «Французский язык», остальные ответили «Ничего!». Дети не могли ответить на вопросы «Что в школе для тебя самое неинтересное?» и «Что самое неприятное?». Оценку своей учебы дети давали адекватную, 12 детей сказали, что учатся очень хорошо, стараются на уроках и дома. 7 детей сказали, что учатся нормально, но будут стремиться учиться еще лучше. 6 школьников сказали, что учатся плохо и назвали причины – «Мне тяжело, я не все успеваю», «Не могу запомнить правила, по этому допускаю ошибки», «Мне не помогают родители».
Из полученных данных можно сделать вывод, что малая часть класса не имеет никаких интересов и увлечений, эти же дети отстают в учебе и у них не развито чувство нравственности. Следовательно в классе необходимо проводить работу по профилактике отклоняющегося поведения, стремиться создавать педагогические условия для развития позитивной, здоровой, активной личности.
2.2 Программа профилактики
отклоняющегося поведения
Пояснительная записка.
Много факторов влияет на предупреждение отклоняющегося поведения детей: общество, семья, социальные институты и др. Но одним из самых важных факторов, оказывающих существенное влияние на предупреждение и профилактику отклоняющегося поведения детей, является школа, которая призвана создать все условия для развития личности ученика, исключая возможность встать на путь отклоняющегося поведения.
На наш взгляд школьники
во внеурочное время расположены
к любой коммуникативной
Цель программы: создать условия для профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста через игровые технологии, тренинги, беседы и другие мероприятия во внеурочной деятельности.
Задачи программы:
Программа определяет следующие направления работы:
Программа осуществляется:
Формы и методы работы:
Планируемые результаты:
И развитие личности ребенка, его дальнейшая социализация – будет эффектом, который стал возможен благодаря тому, что субъекты процесса профилактики, в том числе и сам ребенок, достигли планируемых результатов.
План реализации программы "Светлый путь"
№ п/п |
Название мероприятия Цель |
Форма |
Сроки проведения |
Ответственные |
1. |
«Я достойный житель своей страны» Работа над созданием портфолио личных достижений у детей класса. |
Информационно-методические консультации |
15 недель. |
Классный руководитель |
2. |
Занятие №1 «Я ромашка, люблю шоколад». Цель: знакомство, снятие психологического напряжения в группе. |
Коммуникативная игра, тренинг |
1 неделя |
Классный руководитель |
3. |
Занятие №2 «Зоопарк». Цель: повышение психологической безопасности участников группы. |
Коммуникативная игра, подвижная игра, тренинг |
2 неделя |
Классный руководитель |
4. |
Классный час «За здоровый образ жизни». Цель: формирование представления о негативных последствиях вредных привычек, через знакомство с тематической фотовыставкой, анализ запечатленных моментов. |
Просмотр видеоматериалов, беседа, работа в группах |
3 неделя |
Медицинский работник школы. Классный руководитель |
5. |
Занятие №3 «О себе и тебе». Цель: активизация знаний и представлений о себе, акцент на позитивные стороны собственной личности. |
Коммуникативная игра, тренинг |
4 неделя |
Классный руководитель |
6. |
Занятие «Пойми меня». Цель: обучение навыкам взаимодействия в группе сверстников. |
Тренинг, коммуникативная игра |
5 неделя |
Классный руководитель |
7. |
Классный час «Честность и правдивость». Цель: формирование у детей понятие честность и правдивость через знакомство с пословицами и поговорками, а так же анализ предложенных ситуаций. |
Беседа |
6 неделя |
Классный руководитель |
8. |
Занятие «Пойми меня 1». Цель: тренировка навыков взаимодействия в группе. |
Тренинг, коммуникативная игра |
7 неделя |
Классный руководитель |
9. |
Занятие «Пойми меня 2». Цель: тренировка навыков взаимодействия в группе. Активизация позитивного восприятия жизни. |
Тренинг, коммуникативная игра |
8 неделя |
Классный руководитель |
10 |
Родительское собрание Цель: расширение преставлений родителей о причинах и характеристиках отклоняющегося поведения; Подготовка к веревочному курсу |
Круглый стол |
8 неделя |
Классный руководитель Инструктор по физическому воспитанию |
10. |
«Веревочный курс» Цель: создать условия для взаимодействия родителей и детей через участие их в тренингах и упражнениях на сплочение коллектива. |
Тренинг |
9 неделя |
Родители. Классный руководитель. |
11 |
Занятие «Мы вместе». Цель: Тренировка навыков взаимодействия в группе. Отреагирование негативных эмоций. |
Тренинг, коммуникативная игра |
10 неделя |
Классный руководитель |
12. |
Занятие «Помоги мне». Цель: закрепление навыков взаимодействия в группе. |
Тренинг, коммуникативная игра |
11 неделя |
Классный руководитель |
13. |
Классный час «Плохо! Хорошо!» Цель: создать условия для анализа жизненных ситуация и принимаемых решений, через просмотр видео сюжетов и обсуждение их. |
Просмотр фото и видео материалов, беседа |
12 неделя |
Классный руководитель. Сотрудники ИПДН |
14. |
Занятие «Актеры». Цель: работа с социальными ролями, «премирование» различных социальных ролей. |
Тренинг, коммуникативная игра |
13 неделя |
Классный руководитель. |
15. |
Занятие «Каким я буду через год». Цель: завершение работы. Позитивное программирование будущего. Ощущение принадлежности к группе сверстников. |
Тренинг, коммуникативная игра |
14 неделя |
Классный руководитель. |
16. |
Классный час «Я достойный житель своей страны» Цель: создать условия для формирования у детей позиции «достойный житель своей страны», через рефлексию портфолио. |
Конференция |
15 неделя |
Классный руководитель, Педагог-организатор, родители |
Информация о работе Отклоняющееся поведение детей младшего школьного возраста