Отчет по практике в дошкольном учебном заведении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 10:07, отчет по практике

Краткое описание

Психолого-педагогические особенности возраста
Развитие психических процессов. Главные линии развития мышления в дошкольном детстве: совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения, улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти; начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи, как средства постановки и решения интеллектуальных задач.

Вложенные файлы: 1 файл

практика.docx

— 269.17 Кб (Скачать файл)

Подготовка к игре. С  детьми организуется экскурсия в  ближайший магазин, где они узнают, как обслуживают покупателей  продавцы и кассиры, сколько надо платить, чтобы купить нужное количество конфет и печенья, увидят, как кассир получает за названный товар соответствующую  сумму и дает сдачу, как взвешивает товар продавец.

В последующих беседах  детям рассказывают, что магазины бывают разные: продовольственные, овощные, хлебные и др., что в магазине может быть несколько отделов  и в каждом работает по 2—3 продавца, что продавцы и кассиры должны быть внимательны к покупателям  и т. п.

Раскрывая детям специфику  работы сотрудников магазина, характер их взаимоотношений, воспитатель особое внимание обращает на то, что качество и результат их деятельности зависят  от умения правильно считать, отсчитывать, взвешивать товар и т.д.

Материал. Воспитатель вместе с детьми заранее готовит разнообразный  ассортимент товаров: из пластилина и природного материала делают кондитерские изделия, овощи, фрукты; "пекут" хлеб, булочки, пирожные, печенье и т. п. С помощью родителей оформляются  красивые витрины, полочки для товаров, касса. Для игры требуются также  белые фартучки или халаты, шапочки, чеки, "деньги", корзины, целлофановые пакеты, подносы.

Игровые роли и правила. В  игре выделяются роли заведующего магазином, продавцов, кассиров, покупателей, шоферов, рабочих.

Выполнение ролей кассира, продавца и покупателя предполагает обязательное использование счета. Так, кассир должен спросить у покупателя, что он хочет купить и сколько, нарисовать на чеке соответствующее  количество палочек, выдать чек и  сказать покупателю, чтобы он повторил заказ продавцу. Покупатели (ими  могут быть все желающие) перечисляют  кассиру, что они хотят купить и сколько, расплачиваются кружками (деньгами) по числу названных предметов, а получив продукты от продавца, проверяют их количество. Продавец прежде, чем выдать товар покупателю, должен спросить, что он хочет купить и сколько, сверяя по чеку правильность его ответов. Заведующий магазином  организует работу сотрудников магазина, делает заявки на получение товаров, обращает внимание на правильность и  аккуратность работы продавцов и  кассиров, беседует с покупателями (нравится ли им новый магазин, какие  покупки они хотят сделать  и сколько и т.д.). Шоферы доставляют определенное количество разнообразных  товаров, а рабочие помогают сгружать полученный товар.

 

Ход игры. Игра в "Магазин" начинается с его устройства.

В магазине оборудуется торговый зал с тремя отделами: кондитерский, овощной и хлебный. Каждый продавец красиво раскладывает товар на полках и в витрине, устанавливает ценники. Кассиры также готовят свое рабочее  место (кассу, чеки). Заведующий магазином  объявляет об открытии нового большого магазина и вместе с его работниками  встречает первых покупателей. Дети с интересом рассматривают витрины, товар, оживленно разговаривают  между собой. Для того чтобы все  дети были заняты игрой и каждый мог с интересом разыграть  свою роль, целесообразно объединить новую игру с играми, в которые  дети уже играют, например с такими, как "Детский сад", "Семья", "Теплоход" и др.

Заведующий магазином (воспитатель). Правильно говорит продавец. Чтобы  не ошибиться и купить нужное количество предметов, надо их пересчитать и  сказать, сколько всего вы купили. Посмотрите, как покупают продукты другие покупатели.

В это время к прилавку подходит Оля.

О л я.-Мне нужно 8 пирожных. У моей дочки день рождения. Мы ждем гостей.

Игорь. Немножко придется подождать. Пирожные еще не привезли. -

Оля (нетерпеливо). Я очень  спешу. Дел много. (Рассматривает  на полках кондитерские изделия.) А  это что на полках? Шоколад? Может, мне лучше шоколад взять к  чаю, а не пирожные?

Игорь. Сейчас принесу пирожные, потерпите. (Уходит и через некоторое  время возвращается с коробкой шишек  — это пирожные. Продавец берет  у покупательницы чек и, пересчитав количество нарисованных на нем палочек, отсчитывает 8 пирожных.) Вот, получите 8 пирожных, можете проверить.

Оля (указывая на каждое пирожное, громко произносит наименование числительных.) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 — всего 8 пирожных. (Затем  берет корзинку, благодарит и уходит.)

Ошибки, допускаемые детьми. В процессе игры легко обнаруживаются различия в счетных умениях и  навыках детей. Одни участники уверенно пересчитывают как реальные предметы, так- и их изображения (палочки, кружки), правильно отвечают на вопрос "сколько?". Другие пропускают числительные, не называют итог нить, что они делают. Нередко  приходится наблюдать, что дети легко  запоминают названия всех числительных, однако значения отдельных числительных не понимают и, как правило, не могут  ответить на вопрос "сколько?". На этих ребят надо обратить особое внимание. Помощь им оказывают как воспитатель, так и дети, хорошо владеющие счетом.

Дети, правильно производя  счет отдельных совокупностей, не всегда осознают взаимообусловленность и  последовательность операций счета.

Примерное усложнение заданий. В ходе игры задания следует обновлять  и усложнять. Так, в игре "Магазин" дети могут упражняться в счете  предметов в разном направлении: слева направо или справа налево, по кругу, по вертикали и т. д.

Поскольку в магазине было открыто несколько отделов (хлебобулочный, овощной, кондитерский), то покупатели смогли одновременно выбивать по нескольку  чеков.Так, покупательница Таня платит кассиру за 8 помидоров, 6 огурцов  и 4 шоколадки (в данном случае она запоминает, сколько и каких предметов она должна купить в каждом отделе).Постепенно, по мере выполнения подобных заданий, играющим становятся привычными некоторые связи числа с предметом (его цветом, размером и пространственным расположением), у них развивается память на числа, ошибки в счете практически исчезают.

Открывается новый магазин "Сказка". "Завоз" большого количества игрушек становится настоящим событием для детей. Возникает проблема, что  со всеми этими игрушками делать и как их разложить: Дети сталкиваются с необходимостью классифицировать игрушки по их качеству или по признаку, имеющему более общее значение (машины, животные, куклы), и т. д. И каждый раз в зависимости от того, на каком основании проводится классификация, меняется количество игрушек.

Дальнейшее развитие сюжета и содержания игры. Если игра детям  нравится, вызывает радостные эмоции, то они продолжают ее самостоятельно, по своему желанию. В магазине то открываются  новые отделы (например, молочный, соки — воды), то магазин закрывается "на учет", и тогда обновляется  ассортимент товаров, вновь пересчитываются  все предметы. Организуется "база", где находятся самые разнообразные  товары, и выделяются рабочие для  перевозки продуктов с базы.

Результативность игры. Игра "Магазин" показывает, что ребенок  обращается к счету тогда, когда  в этом появляется потребность. В  данной игре при выполнении разнообразных  ролей перед детьми возникает  практическая необходимость в счете  предметов, в назывании конечного  результата ("Сколько купил конфет (печенья, яблок и т. д.) ?" — заданный ребенку вопрос ставит его перед  необходимостью не только сосчитать, но и выразить словом результат счета; покупатель, допустив ошибку в пересчете  предметов, вынужден заново начинать счет — иначе продавец не отпустит нужный товар или не хватит купленных  продуктов для гостей, пришедших  на день рождения, для всех членов команды  и т. п.).

Игра, отображающая деятельность взрослых, а также совместные действия с партнером по игре, побуждает  дошкольников более ответственно относиться к счетной задаче и более( настойчиво добиваться правильного результата, преодолевая возникшие 'трудности. "Я снова пересчитаю", "Я  ошибся",— говорят дети и исправляют допущенные ошибки. Все это способствует глубокому осмыслению счетного действия. Дети сами начинают выводить правила  и убеждаются в их достоверности. Наблюдая за действиями играющих, можно  отметить тенденцию к свертыванию  материальных действий: они считают  предметы взглядом, не дотрагиваясь до них, не указывая на предметы счета, быстро переводят взгляд с одного предмета на другой. Лишь иногда дети возвращаются к использованию указательного  жеста и проговариванию числительных вслух.

Почта Цель игры. Практическое применение знаний о количественном составе числа из единиц в пределах 5, развитие умения действовать с  предметами и без предметов, рассказывать о выполненном действии. Углубленное  ознакомление с трудом работников связи, формирование уважения к профессии  почтальона.

Подготовка к игре. В  беседе, предваряющей экскурсию, воспитатель  рассказывает, что без почты людям  сложно общаться, так как они живут  в разных концах страны. Из газет  мы узнаем о новостях и события*, происходящих в мире. В стране выходит  много разных газет и журналов, люди пишут друг другу письма, шлют телеграммы, и всю эту корреспонденцию  нужно успеть своевременно доставить  читателю. Работа на почте очень  ответственная, поэтому .все сотрудники должны работать внимательно.

Во время экскурсии  на почту дети видят, как доставляется и разгружается корреспонденция, наблюдают  за работой сортировщиков, которые  пересчитывают газеты, журналы и  раскладывают их по ячейкам, почтальонов, которые, взяв соответствующее количество корреспонденции, разносят ее по домам. Разъясняя полезность и важность деятельности работников почты, разделения и взаимосвязи их функций, воспитатель  особое внимание обращает на значение точности счетных операций.

Встреча и беседа с почтальоном, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворения  С. Маршака "Почта" и рассказа С. Баруздина "Необычный почтальон", проведение дидактической игры "Назови адрес" и др.— все это помогает обогатить .представления детей, раскрыть общественную значимость деятельности сотрудников почты и вызвать  у ребят не только уважительное отношение  к их труду, но также интерес к  этой сфере деятельности, который  является одним из условий успешного  отображения ее в игре.

Материал. На занятиях по конструированию  и в свободные часы дети готовят  конверты, маленькие книжки, журналы, подбирают открытки, газеты. Из картонных  заготовок делают 2—3 почтовых ящика. С помощью родителей шьют береты с эмблемами и сумки для  почтальонов; изготовляют специальные  секционные стенки с ячейками для  раскладывания корреспонденции  по адресам в "здании почты" и  в "жилых домах".

Игровые роли и правила. Выделяются роли сортировщиков, поч-. тальонов, начальника почты, посетителей. Сортировщики сортируют  полученную корреспонденцию (газеты, журналы, письма) так, чтобы на каждой полочке  было определенное количество разных предметов (вначале количество корреспонденции  для одного адресата не превышает 5). Почтальоны, предварительно определив  количество предметов на полках, разносят почту по адресам. Начальник почты  напоминает "сотрудникам" их обязанности, вручает квитанции, выписанные тому или иному адресату, контролирует правильность сортировки и доставки корреспонденции.

Остальные дети могут быть связаны с почтой как адресаты или посетители почт. Играя индивидуально  или коллективно в другие игры (например в "Семью", "Детский  сад" и др.), они пишут поздравительные  письма и открытки своим родным и  знакомым, опускают их в почтовый ящик, покупают на почте газеты, марки, конверты и т. д. Таким образом, все дети включаются в игру "Почта", выполняя в ней различные роли.

Ход игры. Все, кто работает на почте, оборудуют ее, готовясь к  открытию. Устанавливается специальная  стенка с ячейками, на которой номер  квартиры адресата обозначается предметной картинкой, аналогичной той, что  изображена на шкафчике ребенка (позднее  могут использоваться числовые фигуры или карточки с цифрами); из строительного  материала сооружаются на столах окошечки; на улицах, (в разных местах групповой комнаты) прикрепляются  почтовые ящики; в домах устанавливаются  секционные стенки с маленькими почтовыми  ящиками по количеству проживающих  жителей.

В 9 часов утра (как заявляют участники игры) открывается почта. Все занимают свои места. Сортировщики Оля и Таня с интересом рассматривают  полученную корреспонденцию.

Оля (обращаясь к Тане). Посмотри, как много пришло открыток и писем. Скоро праздник, все хотят  поздравить друг друга. Такой своевременный  контроль со стороны взрослого и  детей безусловно способствует устранению ошибок, побуждает участников игры осознанно относиться к счетной  задаче. Они начинают понимать, что от правильности выполнения счетных действий одним ребенком зависят действия других.

Воспитателю следует помнить, что число повторений игры зависит  от индивидуальных особенностей детей. Одним достаточно проиграть взятую роль 1 раз, чтобы освоить материал, другим — 2, а то и 3, и 4 раза.

Покажем это на примере  Ларисы, выполняющей роль сортировщицы в игре "Почта" первый раз.

Лариса получила задание  от начальника почты разложить корреспонденцию  в квартиры № 5, 6, 7. В соответствии с количеством выписанных квитанций  она должна положить на каждую полочку  по 3 разных предмета.

Начальник почты. Скажите, сколько  разных газет вы положите на полочку, если у меня 3 квитанции?

Лариса (неуверенно). Надо взять 3 газеты. (Начинает просматривать газеты "Литературная Россия", затем, отсчитав 3 газеты, кладет их на полочку.)

Начальник почты. Сколько  и какие газеты вы положили в квартиру № 5?

Лариса. 3 газеты "Литературная Россия".

Начальник почты. Вы взяли 3 одинаковых газеты. А читать интересно разные газеты. Можно ли по-другому подобрать 3 газеты? (Лариса молчит.) Какие газеты получают твои мама с папой? Вспомни, какие газеты читает папа? мама? брат?

Лариса (оживленно). Папа всегда читает "Спорт". (Задумывается.) Еще "Известия".

Начальник почты. А какую  газету любит читать твой брат Боря?

Лариса. "Неделю". Он и  мне читает детскую страничку.

Начальник почты. Вот видишь, мама с папой выписали разные газеты: 1 "Спорт", 1 "Известия" и еще 1 "Неделю". Всего 3 разных газеты. И в квартиру № 5 выписано тоже 3 разных газеты.

Лариса (заинтересованно). Такие  же газеты, как и у нас дома? Сейчас я все переделаю.

Начальник почты. Постарайтесь не ошибаться, тогда читатели будут  благодарить вас за хорошую работу.

Теперь Лариса правильно  подбирает 3 разных газеты и кладет их в ячейку. Таким же образом  она подбирает корреспонденцию  и для других читателей. Но действует  девочка только с газетами и при  ответе ограничивается лишь перечислением  названий газет, не указывая их количество. "На полочке 3 газеты: "Известия", "Спорт", "Неделя",— сообщает сортировщица начальнику почты. Начальник  почты обращает внимание девочки  на то, что она должна называть не только предметы, но и их число, и  напоминает, что читатели выписывают не только газеты, но и журналы, что  они получают также письма, открытки, телеграммы. Действуя далее то с  предметами одного вида, то с разными  предметами, наблюдая за действиями своих  товарищей по игре и заимствуя  правильные способы решения задач, девочка постепенно овладевает знаниями, недостачно усвоенными на занятиях. Вот  как действует Лариса при выполнении роли сортировщицы в третий раз. Девочка  подводит почтальона к полочкам и  начинает рассказывать, сколько и  какую корреспонденцию выписали ее адресаты, затем помогает уложить ее. в сумку. Оля. А газет как много! Посмотри, вот здесь про космонавтов написано.Оля (подумав). У меня 3 квитанции. На каждую полочку я положу 3 разных предмета.Начальник почты. Сколько и какую корреспонденцию вы положите в квартиру № 8, если я назову число 3? Оля (смотрит на квитанции). Я возьму 1 газету, 1 журнал и 1 программу — всего 3 предмета. 3— это 1, 1 и еще 1. Начальник почты. Вы — хорошая сортировщииа. Когда выполните свою работу, помогите товарищам. Оля берет квитанции и идет на свое рабочее место. Действуя с предметами, она сразу подбирает по 3 разных предмета и кладет их в ячейку. Правильно составляет группы из разных предметов и другая сортировщица — Таня. Так девочки самостоятельно группируют разные предметы, закрепляя тем самым знания о количественном составе числа из единиц. Но если Оля может предварительно устно объяснять способ выполнения задания, а затем на предметах выполнять его практически, что говорит о высоком уровне знаний девочки, то некоторые дети испытывают в этом значительные затруднения.

Информация о работе Отчет по практике в дошкольном учебном заведении