Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 18:03, отчет по практике
Цель практики: освоение форм профессиональной деятельности в полном объеме, овладение навыками и умениями проведения учебных занятий по психологии в учебных заведениях и диагностико-коррекционная работа с учащимися.
Во время прохождения практики необходимо:
- освоить методику проведения уроков по психологии, а так же внеучебных мероприятий, с применением разнообразных методов, активизирующих интерес и познавательную деятельность учащихся;
- научиться разрабатывать конспекты занятий по психологии;
- научиться составлять план воспитательной работы в группе с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
Введение
1. Паспорт учебного заведения…………………………………
2. План учебно-воспитательной работы……………………….
3. Конспект лекционного занятия……………………………..
4. Конспект семинарского занятия…………………………….
5. Результаты лабораторной работы…………………………..
6. План – конспект курсовой работы Меркуловой Татьяны ..
7. Список использованной литературы………………………
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ
Цель: Повышение уровня психологической грамотности, приобщение участников педагогического процесса к психологическим знаниям. Задачи:
| |||||
№ |
Название работы |
Условия проведения |
Срок проведения |
Цель работы |
Предполагаемый результат |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Программа «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ» 1.1 Проведение занятий с элементами тренинга по адаптации студентов нового набора. 1.2 Анкетирование студентов по мотивации и особенностям личности. 1.3 Подготовка заключений по адаптации студентов нового набора. 1.4 Консультации для классных руководителей выбору актива группы, планирования мероприятий с учетом особенностей студентов. 1.5 Проведение среди студентов нового набора проективных методик с последующими консультациями. 1.6 Консультации для родителей студентов нового набора. |
Группы нового набора
Группы нового набора Группы нового набора
Классные руководители групп нового набора
Индивидуальная работа |
Сентябрь-октябрь
Октябрь-декабрь
Декабрь Сентябрь-ноябрь
Октябрь-декабрь
В течение года |
Знакомство со студентами групп нового набора, повышение уровня доверия и взаимопонимания. Выявление уровня тревожности и дезадаптации. Получение информации о мотивации и особенностях студентов. Планирование необходимой работы по группам. |
Успешная социально-психологическая адаптация студентов нового набора.
Получение помощи при предрасположенности к дезадаптации, консультации по обучению в колледже. |
2 |
Программа «ПСИХОЛОГИЗАЦИЯ» 2.1 Оформление стендов социально- 2.2 Цикл занятий для педагогов «Успешная аттестация» 2.3 Цикл тренингов для студентов «Искусство жить». 2.4 Проведение просветительских занятий со студентами «Занимательная психология» 2.5 «Школа лидера», «Школа актива» 2.6 Неделя социально-психологической службы 2.7 Организация работы психологического клуба «Аналитик» |
Информационные стенды Преподаватели
2, 3, курсов По запросу классных руководителей Студсовет Студенты, педагоги Студенты (по НИР) |
в течение года
Раз в месяц
Октябрь - апрель В течение года
Раз в месяц
Май
Сентябрь - май |
Налаживание живой, эффективной обратной связи между психологом и участниками педагогического процесса. Получение информации об актуальных проблемах, повышение уровня и возможности быстро и своевременно реагировать на проблемы колледжа, оказание помощи. Распространение и внедрение в практику достижений психологической науки, в том числе с привлечением студентов. |
Популяризация и приобщение к психологическим знаниям участников учебно-воспитательного процесса. Повышение уровня психологической грамотности и эффективной коммуникации. Знакомство с современными психотехниками, овладение приемами взаимодействия, саморегуляции, саморазвития. |
4 |
Программа «ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ» 4.1 Беседы «Гендерное самосознание и ответственное поведение». 4.2 Классных часы «Профилактика абортов и венерических заболеваний», «Ранние браки», «Возраст и отношения». 4.3 «Школа будущей семьи». |
1-2 курс
1-3 курс Студенты общежитий 3-4 курс |
Ноябрь – май
Декабрь - март
В течение года Раз в месяц |
Повышение грамотности студентов и формирование этики в вопросах пола, выявление и коррекция проблем в соответствующей сфере. Обучение навыкам безопасного поведения. |
Повышение половой грамотности, формирование этики в вопросах пола, выявление проблем, развитие ответственности за жизненный выбор. |
5 |
Программа «ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» 5.1 Акция «Бросай курить» 5.2 Акция «День борьбы со СПИДом» 5.3 Акция «За здоровый образ жизни» 5.4 Беседы: «Последствия курения», «Осторожно: СПИД», «Здоровый образ жизни», «Профилактика употребления ПАВ», «Профилактика раннего алкоголизма и пьянства». |
Студенты колледжа Студенты колледжа Студенты колледжа
Собрание отделений |
Ноябрь Декабрь Апрель
Январь – март (по запросам) |
Создание системы работы по профилактике употребления ПАВ и условий для развития личности студентов. Формирование устойчивых навыков здорового образа жизни среди студентов. Формирование у студентов общей психологической культуры. |
Приобщение к общечеловеческим ценностям и здоровому образу жизни. Выработка сознательного отношения к собственной жизни, здоровью, ответственности за будущее. |
6 |
Программа «С НАДЕЖДОЙ В БУДУЩЕЕ» 6.1 Выявление студентов «группы риска». 6.2 Профилактика асоциального поведения среди студентов колледжа. 6.3 Индивидуальная и групповая работа со студентами «группы риска». 6.4 Консультации для преподавателей и родителей студентов «группы риска». |
Посещение занятий, изучение личных дел студентов. Рейды в общежитие, дежурство.
По обращению |
Сентябрь – май
в течение года
в течение года
в течение года |
Способствование профессиональному развитию и активному преобразованию студентами своего внутреннего мира. Формирование ценностей и активной жизненной позиции студентов. Оказание помощь в вопросах личностного роста. |
Понимание причин поведение, коррекция целей и переориентация личности. Получение помощи в преодолении трудностей, ориентация на положительный опыт, побуждение к самоконтролю. |
7 |
Программа «Социально-психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья» |
Студенты с ограниченными возможностями здоровья дистанционного отделения |
в течение года |
Помощь и поддержка в процессе социализации и психологической адаптации инвалидов, их профессиональной подготовки и самоопределения. Создание возможности для развитие личностной зрелости и самопринятия. |
Приобретение дополнительных навыков социальной жизни. Получение помощи в адаптации, раскрытии задатков личности, уровня саморазвития. Повышение активности, трудовой мотивации, повышение уверенности в себе. |
КОНСПЕКТ ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЯ
1. Тема: Самооценка.
Цели: формирование общей готовности к самоопределению; развитие самооценки, самосознания, самопонимания.
Как прожить жизнь, чтобы «не было больно за бесцельно прожитые годы?» Для этого мы должны сделать правильный жизненный выбор. Отвечая на эти вопросы, мы подошли к теме нашего занятия: « Самооценка. Что я знаю о себе?»
Самооценка – это способность оценивать себя самого. Это собственное представление о своих личностных качествах, об уровне их сформированности. Она не всегда бывает объективной, кто-то преувеличивает свои возможности, кто-то занижает их, ну а некоторые стараются оценивать себя адекватно. Давайте проведем тест и проверим объективность вашей самооценки.
- Начертите 4 прямоугольника у себя в тетради так, как показано на доске, один под другим, пропуская между ними по 2 клеточки. ( Прямоугольники размером 3 клетки на 9 клеточек )
- В каждом прямоугольнике
27 клеток, на каждый прямоугольник
вам будет дано по 10 секунд. Предположите
и запишите число рядом с
первым прямоугольником, сколько
клеток вы зачеркнёте
(Психолог засекает 10 сек.,
затем просит посчитать, сколько
на самом деле клеток
Обработка данных: сумма первых чисел (предполагаемых) делится на сумму вторых чисел (полученных в результате эксперимента)
Первое число- уровень притязаний.
Второе число – уровень достижений.
Если в четвёртом случае человек стоит на своём, то это волевой показатель.
0,75 и ниже - заниженная самооценка;
1,25 и выше – завышенная самооценка;
0,8-1- адекватная самооценка.
Рекомендации:
Для тех, у кого завышенная самооценка - То, что вы цените себя, свои способности и возможности, прекрасно. Именно это помогает вам добиваться успехов во многих интересных и нужных делах. Но вместе с тем ваша самооценка может и мешать, привести к ошибкам или досадным сбоям. Поэтому время от времени говорите себе: «А все – таки…. ( на месте многоточия должно быть имя очень авторитетного для вас человека)… делает это лучше меня.» Например: « А всё-таки А. С. Пушкин пишет стихи лучше, чем я»,- может сказать себе юный гениальный поэт. А почему бы и нет? Если уж считать себя…, то сравнивать нужно именно с гениями. Желаем успехов!
Для тех, у кого заниженная самооценка - Вам следует понять и запомнить очень важную мысль: « Вы – уникальная и неповторимая личность». И всё, что вы делаете, получается не так уж плохо. Повторяйте про себя несколько раз в день: « Я подарок для своих родителей (они так меня любят), для своих друзей (им так приятно каждый раз, когда мы видимся), для своих знакомых (они так часто обращаются ко мне с различными просьбами)….» и т. д. Приводите свои аргументы. Вас любят животные, вашему появлению радуется солнце, вас ласкает ветерок. Всё это для вас, ведь вы - подарок!
Итак, запомните и повторяйте: « Я - подарок для …» Перечень постоянно расширяйте. И удачи вам!
Давайте с вами порассуждаем, как завышенная или заниженная самооценка может сказаться на судьбе человека? Будет ли человек с такой негативной самооценкой счастлив?
( Высказывания учащихся).
О том, как опасна негативная самооценка, нас предупреждает история гениального физика Эренфеста. Многие ныне знаменитые учёные спрашивали его совета. Его помощь была бесценна. Его открытиями пользовались другие. Трагедией Эренфеста была заниженная самооценка. Он всегда сомневался в своей правоте. Однажды он посчитал себя абсолютно неспособным и покончил жизнь самоубийством. Поэтому о нём мало кто знает.
Слава не сделала счастливой великую актрису Грету Гарбо, которая также имела заниженную самооценку. У неё были миллионы поклонников, но почти не было друзей. Она была настолько застенчива и неуверенна в себе, что не могла сниматься в присутствии людей. Исключение делалось только для партнёров по сцене и для оператора. Праздники она отмечала одна в своём огромном замке.
Эти совершенно непохожие люди с такими разными судьбами были невероятно талантливы и успешны в профессиональной деятельности. Причиной их несчастья стала заниженная самооценка, то есть неспособность принять и полюбить себя, признать своё возможное несовершенство.
Каждый человек- личность, неповторимая индивидуальность. Так в людях, внешне неприметных, скрывается богатый душевный мир, множество задатков, оригинальность мыслей, чувств, увлечений. Важно суметь разглядеть всё это. Для того чтобы найти путь к окружающим, надо учиться сближаться с ними, развивать в себе стремление видеть в людях, относиться к ним с симпатией.
Итак, для того чтобы стать счастливым, необходимо иметь объективную самооценку. Американский психолог вывел формулу самооценки, её иногда называют формулой счастья.
Успех
Самооценка = --------------
Уровень притязаний
Есть только два способа повысить самооценку:
1. Добиться успеха в какой-нибудь деятельности
2. Снизить уровень притязаний
Чаще всего людям удаётся либо добиться успеха, либо снизить уровень притязаний, а того и другого достичь одновременно удаётся только великим.
Эйнштейн был изумлен, обнаружив в прекрасный день, что является одним из самых знаменитых людей в мире. Людям он казался таким же странным, как и его теория относительности. Кстати, сам он объяснял свою теорию относительности так: мужчина сидит с хорошенькой девушкой - и время летит незаметно. Но если ему сидеть на раскалённой плите, минута будет тянуться бесконечно. Это и есть относительность.
«Однажды капитан трансатлантического лайнера предложил ему выбрать любую каюту. Эйнштейн сказал, что ему абсолютно безразличны условия, он готов путешествовать хоть на рулевом колесе. Он презирал славу, деньги, титулы. Счастье для него состояло из работы, игры на скрипке и плавания под парусом» (Карнеги Д. Малоизвестные факты о хорошо известных людях).
Давайте разобьёмся на 2 группы. В течение 2 минут вы будете отвечать на вопросы. Записывайте ответы так, как они приходят вам в голову.
1группа: Успех это-…..
2 группа: Уровень притязаний это-….
А теперь по – очереди зачитаем ваши ответы.
Сейчас мы с вами проведём небольшую исследовательскую работу. Мы будем исследовать способность правильно оценивать себя, умения видеть свои сильные и слабые стороны, умения дать себе совет. Вы получили по листочку, который у всех начинается одинаково. Мы будем писать характеристику на себя.
Пишите о своих достоинствах и недостатках, сильных и слабых сторонах, что любите, чем увлекаетесь, что доставляет трудности, как вы умеете общаться, как к вам относятся в коллективе, и как вы относитесь к нему; какие взаимоотношения с родителями. Дайте себе несколько советов, что вам необходимо сделать, чтобы добиться успеха и стать счастливым.
(Психолог собирает
Игровое упражнение. Психолог вызывает 4 человека, они садятся в круг. «Вы будете обсуждать проблему, как интересней провести классное чаепитие. Но необходимо соблюдать условия игры. Вы их поймёте сами. Начинайте обсуждение». Психолог надевает на голову ободки со следующими надписями:
-советуйся со мной
- игнорируй меня
-смейся над моими словами
-прислушивайся ко мне.
Обсуждение игры.
- Выскажитесь, что каждый из вас чувствовал, и догадался ли, какую роль он играл?
-Приходилось ли вам испытывать такие чувства в жизни?
-Чему учит эта игра?
Домашнее задание: Приготовить список профессий своих близких родственников. Напротив имени своего родственника написать его профессию, а об одном из них рассказать подробно (где обучался, сколько лет в этой профессии, случай из практики, что он думает о своей профессии) и принести его фотографию.
Тема: семинарского занятия «Познай самого себя»
Цели: рассмотреть вместе с учащимися различные человеческие качества, необходимые для самоуважения, самоутверждения и достойных отношений с окружающими; акцентировать внимание на собственных человеческих качествах; определить доминирующее полушарие и связанные с этим особенности мышления.
- Ещё древние философы
и мудрецы обращали внимание
на то, что познание самого
себя является одной из
Казалось бы, «Я» - такой родной и близкий, конечно, я знаю себя. Но психологические исследования показывают, что объективное познание себя во всех своих проявлениях – чрезвычайно сложно и почти невозможно. Мы прячемся от самих себя – то приписывая себе желательные качества, то идентифицируя себя с каким-то посторонним человеком, то вытесняя неприятную информацию и демонстрируя окружающим только то, что они хотели бы видеть.
Как же человек обычно узнаёт о себе? Вспомните слова К. Маркса: «Человек может определить себя только в сравнении с другими людьми».
Познать себя весьма непросто. Здесь человека подстерегают неожиданные сложности. Какие они? Прежде всего, нужно быть предельно искренним, честным по отношению к себе. Часто человек склонен оценивать себя выше, чем он есть на самом деле. В таком случае его отношения к товарищам, близким строятся неправильно. « Он много о себе мнит»- говорят о таком человеке. Если же человек оценивает себя излишне низко, то здесь таится другая опасность: неуверенность в себе.
-Люди с разными способностями
могут добиться одинаковых
-Что же такое способности?
Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Иногда человек, первоначально что-то не умевший и тем невыгодно отличавшийся от окружающих, в результате обучения начинает чрезвычайно быстро овладевать навыками и умениями и вскоре обгоняет всех на пути к мастерству, у него проявляются большие, чем у других способности.
-Назовите, какими способностями может обладать человек?
Примерный перечень:
Интеллектуальными
Артистическим
Способностями к нестандартному мышлению
Музыкальными
Способностями к физическим нагрузкам
Вербальными способностями
Математическими способностями
Способностью к изобразительной деятельности
Творческими способностями
-Я буду называть способность,
а вы за 1 минуту должны написать
в каких профессиях она может
пригодиться. (После каждой минуты
учащиеся зачитывают, при необходимости
психолог просит объяснить
- Как вы думаете, почему у одних людей лучше развиты художественные способности, а у других - интеллектуальные, от чего это зависит?
У человека может доминировать правое или левое полушарие головного мозга. В зависимости от того, какое полушарие доминирует, наблюдается различное отношение к наукам. Для художественного типа, т.е. людей, у которых доминирует правое полушарие мозга, характерны яркие образы, возникающие в результате живого восприятия, эмоций. У представителей мыслительного типа – левополушарного - преобладают абстракции, теоретизирование, логические рассуждения. Говорить, кто из них умнее, нет смысла, поскольку речь идёт о двух специфических особенностях восприятия мира.
Чтобы узнать, кто вы - художник или мыслитель, ответьте на следующие вопросы, пользуясь одиннадцати - балльной системой.
Информация о работе Отчет по психолого – педагогической практике в колледже