Отчет по психолого – педагогической практике в колледже

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 18:03, отчет по практике

Краткое описание

Цель практики: освоение форм профессиональной деятельности в полном объеме, овладение навыками и умениями проведения учебных занятий по психологии в учебных заведениях и диагностико-коррекционная работа с учащимися.
Во время прохождения практики необходимо:
- освоить методику проведения уроков по психологии, а так же внеучебных мероприятий, с применением разнообразных методов, активизирующих интерес и познавательную деятельность учащихся;
- научиться разрабатывать конспекты занятий по психологии;
- научиться составлять план воспитательной работы в группе с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

Содержание

Введение
1. Паспорт учебного заведения…………………………………
2. План учебно-воспитательной работы……………………….
3. Конспект лекционного занятия……………………………..
4. Конспект семинарского занятия…………………………….
5. Результаты лабораторной работы…………………………..
6. План – конспект курсовой работы Меркуловой Татьяны ..
7. Список использованной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

практика в колледже.docx

— 81.67 Кб (Скачать файл)

Категорическому отрицанию соответствует-0 баллов

Безоговорочному согласию-10.

Но если вопрос ставит вас в тупик, то в вашем распоряжении все остальные баллы - от 1 до 9. Постарайтесь поставить себе справедливую оценку «за настроение». Итак, за дело.

У меня преобладает хорошее настроение.

Я помню то, чему учился несколько лет назад.

Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести её.

Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.

Я считаю, что эмоции в разговорах только мешают.

Мне трудно даётся алгебра.

Я легко запоминаю незнакомые лица.

В группе приятелей я первый начинаю разговор.

Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.

У меня преобладает плохое настроение.

Посчитайте отдельно сумму баллов по строкам 1,2, 5, 8,9 (левое полушарие) и 3,4,6,7,10 (правое полушарие)

Если ваш «левополушарный» результат более чем на 5 баллов превышает «правополушарный», то значит, вы принадлежите к логическому типу мышления. Вы, в общем – то, оптимист и считаете, что большую часть своих проблем решите самостоятельно.

Как правило, вы без особого труда вступаете в контакт с людьми. В работе и в житейских делах больше полагаетесь на расчёт, чем на интуицию. Испытываете больше доверия к информации, полученной из печати, чем к собственным впечатлениям.

Вам легче даются виды деятельности, требующие логического мышления. Если профессия, к которой вы стремитесь, требует именно логических способностей. то вам повезло. Вы можете стать хорошим математиком, преподавателем точных наук, конструктором, организатором производства, программистом, пилотом, водителем, чертёжником…… продолжите этот список сами.

Если ваш «правополушарный» результат более чем на 5 баллов превышает «левополушарный», то вы человек художественного склада. Представитель этого типа склонен к некоторому пессимизму. Предпочитает полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий, и при этом зачастую не обманывается. Не очень общителен, но зато может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях (шум, различные помехи и т. д.). Его ожидает успех в таких областях деятельности, где требуются способности к образному мышлению- художник, актёр, врач, воспитатель.

Если вы человек, в равной степени сочетающий в себе признаки логического и художественного мышления, то перед вами открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации. Управленец и испытатель сложных технических систем, лектор и полководец- все эти профессии требуют гармоничного взаимодействия противоположных типов мышления.

А что делать, если вы считаете, что недобрали нужных баллов? Не отчаиваться, а работать. Сумела же обыкновенная женщина стать капитаном дальнего плавания, а инвалид, обреченный из-за травмы позвоночника провести остаток жизни в постели,- победить и вернуться цирк. Таких людей, сумевших «сделать» себя - множество. Пусть их пример прибавляет вам сил - ведь волю и настойчивость ничем не заменить.

Свою принадлежность к художникам или мыслителям можно выявить и по некоторым биологическим признакам. Проведём несложный экспресс-анализ.

Переплетите пальцы рук. Сверху оказался палец левой руки или правой? Запишите результат.

Сделайте в листке бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-нибудь предмет. Поочерёдно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете левый глаз или правый? Запишите результат

Станьте в «позу Наполеона». Скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху? Запишите результат

Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху? Запишите результат.

Теперь посмотрим, что у вас получилось.

ПППП - обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения.

ПППЛ - темперамент слабый, преобладает нерешительность.

ППЛП - характер сильный, энергичный, артистический. При общении с таким человеком не помешает решительность и чувство юмора.

ППЛЛ - характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко.

ПЛПП - аналитический склад ума, основная черта характера- мягкость, осторожность. Избегает конфликтов, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.

ПЛПЛ – слабый тип, встречается только среди женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт.

ПЛЛП - артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин.

ПЛЛЛ - а этот тип, наоборот, более характерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.

ЛППП - один из наиболее распространенных типов. Он эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.

ЛППЛ - похож на предыдущий тип, но ещё менее настойчив. Мягок и наивен. Требует особого бережного отношения к себе.

ЛПЛП - это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддаётся убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.

ЛПЛЛ - характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.

ЛЛПП - характерны дружелюбие, простота, некоторая разболтанность интересов.

ЛЛПЛ - простодушие, мягкость, доверчивость - вот его основные черты. Очень редкий тип, у мужчин практически не встречается.

ЛЛЛП - эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен.

ЛЛЛЛ - обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.

Впрочем, предложенная классификация - лишь первый шаг к познанию самого себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Ощущение - как познавательный психический процесс»

План лекции:

1. Общее понятие об  ощущении

2. Виды ощущений

3. Основные свойства и  закономерности ощущений

Введение

Мы приступаем к изучению познавательных психических процессов, простейшим из которых является ощущение. «Ничего не бывает в уме, чего раньше не было в ощущении», - гласит старинное изречение.

Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями. А сам процесс этого воздействия - раздражением. В свою очередь, раздражение вызывает еще один процесс - возбуждение, которое по афферентным нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Таким образом, ощущение является чувственным отражением объективной реальности.

Характерная особенность ощущений их сиюминутность, непосредственность. Ощущения возникают, как только наши органы чувств соприкоснулись с тем или иным объектом материального мира и существуют какие-то мгновения, по истечении которых преобразуются в восприятия.

Ощущения связывают человека с внешним миром и являются источником информации о нем, так и основным условием психического развития.

1. Общее понятие об  ощущении

Ощущение -- простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств, предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.

Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета. Что означает «отдельных свойств»? Каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определенными органами чувств. Например, мы можем слышать звук полета комара или ощутить его укус. В данном примере звук и укус являются раздражителями, воздействующими на наши органы чувств. При этом следует обратить внимание на то, что процесс ощущения отражает в сознании только звук и только укус, никак не связывая эти ощущения между собой, а, следовательно, с комаром. Это и является процессом отражения отдельных свойств предмета.

Ощущения обеспечиваются деятельностью специальных нервных аппаратов - анализаторов.

Анализатор -- это активный орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей.

Каждый анализатор состоит из трех частей:

1) периферического отдела, называемого рецептором (рецептор -- это воспринимающая часть анализатора, его основная функция -- трансформация  внешней энергии в нервный  процесс);

2) афферентные или чувствительные  нервы (центростремительные), проводящие  возбуждение в нервные центры;

3) нервные центры (центральный  отдел анализатора) - корковые отделы  анализатора, в которых происходит  переработка нервных импульсов, приходящих из периферических  отделов. Корковая часть каждого  анализатора включает в себя  область - проекция периферии в  коре головного мозга

Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при нарушении целостности зрительных нервов, и при разрушении затылочных долей обоих полушарий. (Вопрос к студентам: как вы думаете, что нужно, чтобы возникли ощущения?) Необходимо 2 условия возникновения ощущений:

· Источники раздражения (раздражители)

· Энергия, которая распределяется в среде от источника до субъекта.

Так, например, в вакууме не бывает слуховых ощущений. Кроме того, энергия, которую излучает источник, может быть настолько малой, что человек не ощущает ее, но она может быть зарегистрирована приборами. Т.е. энергия, чтобы стать ощутимой, должна достичь определенной величины порогов анализаторной системы.

Ощущение не является пассивным процессом, оно всегда включает в себя двигательные компоненты. Так, американский психолог Джон Нефф, наблюдая с помощью микроскопа за участком кожи, убедился, что при раздражении ее иглой момент возникновения ощущения сопровождается рефлекторными двигательными реакциями этого участка кожи. В дальнейшем многочисленными исследованиями было установлено, что ощущение тесно связано с движением, которое иногда проявляется в виде вегетативной реакции (например, сужение сосудов), иногда -- в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции рук). Таким образом, ощущения вовсе не являются пассивными процессами -- они носят активный, или рефлекторный, характер.

(Вопрос к студентам: отличаются  ли ощущения животных от ощущений  человека?) Следует отметить, что  ощущения человека -- это продукт  исторического развития, и поэтому  они качественно отличаются от  ощущений животных. У животных  развитие ощущений целиком ограничено  их биологическими, инстинктивными  потребностями. У человека способность  ощущать не ограничена биологическими  потребностями. Труд создал у  него несравненно более широкий, чем у животных, круг потребностей, а в деятельности, которая направлена на удовлетворение этих потребностей, постоянно развивались способности человека, в том числе и способность ощущать. Поэтому человек может ощущать гораздо большее количество свойств окружающих его предметов, чем животное.

Следует отметить, что ощущения являются не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций. Простейшая форма эмоционального переживания -- это так называемый чувственный, или эмоциональный, тон ощущения, т. е. чувство, которое связанно с ощущением. Например, хорошо известно, что некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от их значения, от воспоминаний и мыслей, связанных с ними, вызвать у нас приятное или неприятное чувство. Звук красивого голоса, вкус апельсина, запах розы -- приятны, имеют положительный эмоциональный тон. Скрип ножа по стеклу, запах сероводорода -- неприятны, имеют отрицательный эмоциональный тон. Такого рода простейшие эмоциональные переживания играют сравнительно незначительную роль в жизни взрослого человека, но с точки зрения происхождения и развития эмоций значение их очень велико.

2. Виды ощущений

Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений (вопрос для студентов: как вы думаете какие?): обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей. Прибавились другие виды ощущений, например чувство температурное, оно не осязательное, хотя и кожное по расположению рецепторов. Прибавилось чувство вибрационное, которое не есть осязательное, но также и не есть слуховое. Прибавилось, наконец, чувство очень важное, кинестетическое, то есть чувство положения органов и движения их. Например, я ведь сейчас знаю, не смотря глазами, положение, в каком находятся пальцы, моей, скажем, левой руки. Да, мне дан образ этого, без зрения.

В связи с этим рассмотрим более полную классификацию ощущений, которая была предложена английским физиологом Чарльзом Шеррингтоном. Рассматривая наиболее крупные и существенные группы ощущений, он разделил их на три основных типа: экстероцептивные, интероцептивные, проприоцептивные ощущения.

Cамой большой группой  ощущений являются экстероцептивные  ощущения. Они возникают при воздействии  внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности  тела и создают основу для  нашего сознательного поведения. Эти ощущения доводят до человека  информацию из внешнего мира  и являются основной группой  ощущений, связывающей человека  с внешней средой. Всю группу  экстероцептивных ощущений принято  условно разделять на две подгруппы: дистантные и контактные.

· Дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств. К таким ощущениям относятся зрение и слух.

Зрение -- ощущение (сенсорное чувство), способность воспринимать свет, цвет и пространственное расположение объектов в виде изображения (образа).

Информация о работе Отчет по психолого – педагогической практике в колледже