Оценка образовательных достижений школьников в современной средней школе.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире образование рассматривается как важнейший компонент экономического роста и процветания страны. Его роль для человека и общества постоянно возрастает.
Одной из важных задач педагогической деятельности учителя и существенной составляющей процесса обучения является оценка учебных достижений учащихся средней общеобразовательной школы. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должен соответствовать современным требованиям педагогической науки и отражать основные приоритеты и цели образования.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 28.20 Кб (Скачать файл)

регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений, навыков учащихся в учебном процессе;

наблюдение, измерение и  формулировка на их основе выводов  с целью моделирования, прогнозирования  и принятия соответствующих решений.

 

Пожалуй, этот список можно  было бы продолжить. Сущность данного  понятия – если проверка и контроль знаний предполагают разовые мероприятия, то мониторинг выражает систематичность, последовательность и длительность действий проверяющих с целью  не только измерения уровня знаний, но и установления причин отклонений, прогнозирования возможных степеней учебных достижений ученика (обучающегося, самообучающегося)

 

Глава 2

«Современные подходы к оценке учебных достижений учащихся: Проблема методологии оценивания учебных достижений в свете современной образовательной парадигмы»

 

Сложность оценивания усугубляется тремя глобальными тенденциями, свойственными мировой педагогической практике.

Во-первых, в индивидуальном плане происходит переход от так  называемой «классической культуры»  к «мозаичной культуре», описанный  французским социологом А. Молем.

Во-вторых, отчетливо проявляется  тенденция технократизма в сфере  образования. В значительной мере это  связано с резко возросшей  технической мощью и энергетическим оснащением человечества

В-третьих, качественно изменяется само положение педагога в системе  образования, что вызывается прежде всего, интенсивной компьютеризацией всех сторон общественной жизни, в том  числе учебного процесса.

Осознание перечисленных  выше тенденций подтолкнуло педагогическое сообщество к поиску альтернативных форм обучения, к отходу от привычных  стандартов, к свободному педагогическому  эксперименту. Однако этот закономерный процесс поставил под угрозу существование  единого образовательного пространства, так как в той или иной степени  покушался на его разумную унификацию. Начались поиски равновесия между раскрепощением технологической стороны обучения и жесткими, едиными требованиями к качеству подготовки выпускников. Девизом нового подхода стал лозунг «Любое проявление творчества при обязательном выполнении нормативов базисного учебного плана и обеспечении достаточного качества знаний».

Если посмотреть на существующую практику контроля и оценки знаний в зарубежных колледжах, то можно  выделить следующие взаимосвязанные  тенденции.

  1. Явный приоритет письменной формы оценки знаний перед устной.
  2. Суммирование результатов текущего /рубежного/ контроля и экзаменационного контроля в итоговой оценке.
  3. Использование индивидуального рейтинга как основного показателя успехов в обучении.
  4. Использование компьютерного тестирования как вспомогательного средства, освобождающего экзаменатора от рутинной части его работы.
  5. Использование многобалльных шкал оценивания наряду с сохранением классической 5-балльной шкалы в качестве основы.

Интегративные процессы, характерные  для современных образовательных  систем, требуют от нас учета перечисленных  выше тенденций в области контроля и оценки знаний.

В настоящее время происходит переход от системы централизованного  управления образованием к региональному. Прежние структуры уже не могут  достаточно эффективно решать современные  задачи управления.

Необходимо управлять  не тем или иным компонентом образовательного процесса, а свойствами этих компонентов, их соответствием определенным нормам. Недостаточно разработать стандарт, нужно добиться его выполнения. Следовательно, следующей процедурой управления качеством  образования является образовательный  мониторинг.

Основные этапы образовательного мониторинга:

  1. сбор информации о состоянии объекта и внешней среды;
  2. анализ полученной информации;
  3. принятие управленческих решений и выдача командной информации.

Необходима централизованная организация разработки инструментальных средств педагогического контроля уровня учебной подготовки учащихся.

 

2.1 Проблема качества и объективности оценки учебных достижений.

 

Для повышения качества обучения педагогу необходимо уметь грамотно и к месту выбирать и применять  существующие формы и методы педагогического  контроля, четко определять его цели и функции, определять и его роль на эффективность оценивания учебных достижений учащихся средней школы.

Совершенствование системы  педагогического контроля можно  вести в двух основных направлениях.

Первое - это совершенствование традиционных форм и методов за счет их критического осмысления.

Организация эффективной  системы педагогического контроля предполагает обязательный переход  к процедуре педагогических измерений  с использованием различных методов  обоснования выносимых педагогических оценок.

Второе направление предусматривает использование технических средств в сочетании с тестовой методикой.

В настоящее время преподаватели, руководители образовательных учреждений начинают достаточно широко применять  тестовую форму контроля знаний, используя  при этом либо опубликованные в педагогических изданиях тесты, либо тесты собственной  разработки.

Система измерителей учебных  достижений - это нормативные требования к учащимся, заявленные в форме, позволяющей  проконтролировать соответствие объекта  измерения требованиям стандарта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Оценка образовательных достижений школьников в современной средней школе.