Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 18:36, курсовая работа
Цель исследования – дать характеристику положениям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также определить, насколько они практически внедряемы на настоящем этапе развития системы образования в Российской Федерации.
В ходе исследования планировалось решить следующие исследовательские задачи:
1. Определить характер изменений в обучении школьников согласно положениям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
2. Получить и привести данные об отношении к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования со стороны специалистов-педагогов.
3. Рассмотреть методические и организационные изменения в начальной школе при организации учёбы школьников в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Введение 3
Глава 1. Теоретические изменения в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования и комментарии к ним 6
1.1. Краткое содержание нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 6
1.2. Анализ положений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 12
Глава 2. Практические изменения и формирование новой методологии 20
2.1. Необходимые изменения учебных материалов 20
2.2. Формирование новой методологии 23
Заключение 26
Литература 28
Федеральный
государственный
Основная
образовательная программа
В анализируемом стандарте приведены требования к содержанию указанных компонентов основной образовательной программы стандарт начального общего образования.
Федеральный
государственный
Одни из ключевых положений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования касаются требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, то есть системы требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования. Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды.
Вызывает
отдельно чувство удовлетворения тот
факт, что положения Федерального
государственного образовательного стандарта
начального общего образования не трактуются
его разработчиками как нечто застывшее,
раз и навсегда данное начальной школе
для практической реализации. Анализируемый
стандарт, как говорится, «живой документ»,
а отнюдь не догма. В качестве примера
укажем, что в 2011 году в него внесены изменения
приказом министерства образования и
науки Российской Федерации от 22 сентября
2011 года №2357. В частности, указано, что
основная образовательная программа начального
общего образования должна содержать
три обязательных раздела: целевой, содержательный
и организационный; предел учебных часов
увеличен до 3345 часов; конкретизировано
содержание Программы формирования экологической
культуры, здорового и безопасного образа
жизни; в перечень обязательных для разработки
документов введены План внеурочной деятельности
и Система условий реализации основной
образовательной программы; конкретизированы
психолого-педагогические условия реализации
основной образовательной программы начального
общего образования.
1.2. Анализ
положений Федерального
государственного образовательного
стандарта начального
общего образования
Сразу отметим, что в плеяде Федеральных государственных образовательных стандартов анализируемый нами стандарт является наименее критикуемым. Он введён, начата его практическая апробация, и это – данность сегодняшнего дня. Конечно, можно поискать по прессе и по блогам мнение недовольных им, но, как правило, здесь мы всё же большей частью имеем дело с непрофессионалами.
Нам
в рамках настоящей работы показалось
небезынтересным
Как отмечает академик А.А.Кузнецов, вице-президент Российской академии образования, между утвержденным в 2004 г. федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (стандартом первого поколения) и федеральным государственным образовательным стандартом общего образования второго поколения существует ряд существенных отличий. Среди них есть те, которые можно отнести к разряду определяющих сущность стандарта второго поколения.
Прежде всего, изменилось само понимание того, что такое стандарт. Соответственно изменились и компоненты стандарта. Раньше под стандартом понимали фиксированные требования к уровню подготовки выпускников и обязательный минимум содержания, освоение которого обеспечит достижение планируемых результатов. Эти стандарты заслуженно называли стандартами содержания образования.
Стандарт второго поколения призван регулировать не только содержание образования и планируемые образовательные результаты. Стандарт второго поколения будет обеспечен гарантиями государства относительно того, что эти образовательные результаты будут достигаться в условиях определенной информационно – образовательной среды. Ее составляют, прежде всего, педагогические кадры, а также материально-техническое, финансово-экономическое, информационное обеспечение.
У стандарта второго поколения есть новые функции. Они связаны с тем, что система образования получает новые приоритеты, новые задачи. Новыми функциями стандарта являются: формирование российской (гражданской) идентичности; гуманизация образования и всей школьной деятельности; обеспечение сочетаемости, сопоставимости российской и передовых зарубежных систем общего образования и др
Первый заместитель министра образования Омской области С.Алексеев так прокомментировал введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Необходимость совершенствования образовательных стандартов нам представляется очевидной. Стандарты первого поколения, принятые в 2004 году, и тем более обязательный минимум 1998 года не соответствуют тем требованиям, которые сегодня общество предъявляет к результатам образования. Наиболее привлекательным в анализируемом стандарте ему представляется следующее. Во-первых, новая структура стандартов. Очень важно, по мнению специалиста, что, наряду с требованиями к результатам образования и к структуре основной образовательной программы, предъявляются требования к условиям осуществления образовательной деятельности. Во-вторых, идея стандарта как общественного договора. Система образования как отрасль не должна быть самодостаточной и работать только на себя. Существуют требования к системе образования со стороны государства, общества и личности. В той или иной форме между участниками образовательного процесса и теми, кто предъявляет требования к результатам образования, должен быть заключен договор, и система образования должна работать в соответствии с условиями этого договора, где четко прописаны права и обязанности всех сторон. В-третьих, особое внимание, уделяемое внеурочной работе. Замечательно, как указывает С.Алексееев, что часы на внеучебную деятельность входят теперь в базисный образовательный план (БОП). Исходя из собственного опыта работы директором школы, специалист указывает, что при организации внеучебной деятельности возникали проблемы тарификации, а также проблемы предъявления требований к педагогам, работающим по программам дополнительного образования. Если данная идея не останется на уровне проекта и будет отражена в нормативных документах, управленцам будет проще организовывать внеучебную деятельность, и качество образования, которое ребенок получает непосредственно в школе, конечно же, возрастет.
Т.Горбунова, ректор Института развития образования Омской области, говорит, что раньше образовательные стандарты предъявляли требования, прежде всего, к ученику. В проекте анализируемого стандарта требования предъявлены к системе образования в целом, и это поворот на 180 градусов. Очень важно, что разработчики проекта говорят не только о том, чему и как учить, но и в каких условиях учить. Сама идея стандартизации условий образовательной деятельности мне представляется инновационной по своей сути. Очень важно, что главным результатом обучения в начальной школе становятся универсальные учебные действия (о них в нашей работе речь пойдёт далее). Это не тема для дискуссии, а общепризнанный факт, заключает специалист.
Н. Ждан, проректор Института развития образования Омской области, говорит, что понятие «основная образовательная программа» было зафиксировано в законе «Об образовании» в 1992 году. Разработчики проекта указанного стандларта его подробно разъясняют. Основная образовательная программа – это основа моделирования образовательного процесса на уровне учреждения. Очень здорово, что выделяются часы на внеучебную деятельность, и при ее организации не столь важны требования к тому, что ученик должен знать и уметь. Для решения задачи воспитания гораздо адекватнее предложенный уровневый подход: сначала ребенок получает представление о деятельности, затем формирует необходимые умения и навыки, и наконец – приобретает опыт деятельности. Наши педагоги, говорит специалист, признают, что новые стандарты предъявляют высокие требования к их собственной профессиональной компетенции. Уже в рамках апробации оказались востребованными свойственные далеко не каждому педагогу функции: аналитические, прогностические, экспертные, организационные.
А.Майстер, проректор Калининградского областного института развития образования, отмечает, что разработчики стандарта, сделали существенный шаг вперед – система экспертизы и оценки, которая предлагается сейчас, выглядит более логично предлагаемых ранее. «Мы наконец-то получили инструментарий для проведения экспертизы и оценок», говорит специалист.
О.Хижнякова, заведующая кафедрой начального образования Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования, отмечает, что в федеральных стандартах второго поколения приведены в соответствие цели, результаты образования и механизмы их достижения. Ведь в стандартах первого поколения, утвержденных в 2004 году, были заложены замечательные цели, прежде всего – личностное развитие ребенка, переход от навыко-знаниевой к развивающей модели обучения в начальной школе. Но, к сожалению, механизмы достижения этих целей предложены не были. В проекте стандартов специалисту особенно понравилось изменение структуры базисного учебного плана – выделение специального времени на внеучебную деятельность. Это позволяет структурировать деятельность образовательных учреждений в этом направлении и рассматривать воспитательную работу более системно и целостно. Я имею в виду, прежде всего, более системный подход к патриотическому воспитанию, к воспитанию гражданина своей страны, важность которого неоднократно подчеркивали разработчики. Важно, что стандарты позволяют учитывать в образовательном процессе региональные, культурно-исторические особенности нашего региона.
О.Н.Наумова, региональный координатор по апробации и введению ФГОС общего образования второго поколения Института развития образования в Ярославской области, указывает, что эксперты всех уровней, участвовавшие в апробации стандарта в Ярославской области, отметили, что поддерживают новый стандарт, его основные идеи и концепцию. Но были вопросы и опасения по поводу ресурсных условий, таких как финансирование, кадровые вопросы и учебно-методическое обеспечение. Одной из проблем является отсутствие в штатном расписании школ таких специалистов как логопеды, психологи, а этого требует новый стандарт, в котором результат образования – это развитие личности ребенка. Крайне необходима подготовка и переподготовка педагогических кадров для реализации нового стандарта. Эксперты и учителя положительно оценили введение второй половины дня. Появляются дополнительные возможности для развития ребенка, формирования универсальных учебных действий. Однако, механизмы обеспечения второй половины дня пока не проработаны. Возможно, это проблема начального этапа введения нового стандарта. В дальнейшем формы работы будут проработаны более детально: обеспечить образовательный процесс содержанием и отработать механизмы организации второй половины дня. На практике проблемы бывают самые банальные. Например, ученик пошел на какое-то занятие. Кто его туда повел? Кто в это время несет за него ответственность? И т.д.
А.В.Басов, проректор по научно-методической работе Института развития образования Ярославской области, директор Центра по апробации и введению ФГОС общего образования второго поколения, основное внимание уделяет как раз определённым недостаткам как в самом содержании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, так и в ходе проведения мероприятий по его внедрению.
Он отмечает: «Что касается методического обеспечения, я считаю, что оно слабо проработано. Что такое перевод знаний в убеждения? Это важнейшая педагогическая задача. Этот перевод может пройти только по эмоциональному мостику. Не создав определенную эмоциональную ситуацию, не удастся перевести знания в убеждения. А наша теоретическая психология в большом долгу по этому направлению. Что такое эмоционально-нравственное, эмоционально-волевое, развитие школьников? Когнитивный компонент личности без эмоционального ничего не стоит. Ролевая позиция у ребенка никогда не будет формироваться, если не будет опираться на эмоциональные механизмы. Это эмоциональное направление отсутствует в новых разработках. Технология создания эмоциональной ситуации на сегодняшний день не разработана.