Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:57, курсовая работа
Современная историческая ситуация в России коренным образом изменила ход общественного развития страны. В период преобразований в обществе началась ломка прежних ценностей, а также поиск новых нравственных ориентиров. Это обусловило появление новых идеалов, вошедших в противоречия с традиционным содержанием воспитания.
Введение………………………………………………………………………3-4
1.1. Актуальность выбранной темы …………………………………………..5
1.2. Цели, задачи, методы, средства воспитания…………………………….5-7
1.3 Структура психолого-педагогической
характеристики учебной группы………………………………………….8-9
1.4. Годовой план воспитательной работы
классного руководителя…………………………………………………9-12
1.5 Фрагмент годового плана воспитательной
работы по системно-ролевой модели…………………………………….13
2.Практическая часть
2.1.Этапы воспитательного мероприятия
2.1.1 Подготовительный этап………………………………………….15-24
2.1.2. Проведение воспитательного мероприятия……………………25-26
2.1.3. Заключительный этап……………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………….28
Фрагмент годового плана воспитательной работы по системно-ролевой модели
Социальная роль личности/ Задачи воспитания |
Направленность воспитания, методы, формы, средства и самовоспитание |
Гражданское |
Формирование у учащихся
правовой культуры, свободного и ответственного
самоопределения в сфере |
Литературно-музыкальное |
Привитие художественного вкуса, потребности в общении с искусством, изучение произведений и творчества местных писателей, поэтов, композиторов, воспитание музыкальной культуры. |
Физкультурно - оздоровительное |
Формирование у учащихся
культуры сохранения и совершенствования
собственного здоровья, воспитание здорового
спортивного соперничества Пропаганда здорового образа жизни. |
Экскурсионно-туристическое |
Воспитание потребности в изучении истории родного края, изучение шедевров народной и мировой культуры, воспитание грамотного зрителя, умеющего отличать высокохудожественные образы традиционной и современной Российской культуры от низкопробных. Знакомство с памятниками культуры и архитектуры России. |
Краеведческое и поисковое направление |
Освоение детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности, сохранение и развитие русской культуры через изучение народных обычаев и традиций. Изучение истории Отечества |
Практическая часть.
Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых во внеурочной и внешкольной воспитательной работе. По существу, воспитательная работа классного руководителя строится как система организуемых им мероприятий. Это и классные собрания, классные часы, встречи, вечера, КВН, экскурсии, походы и т.д. Значение этого способа организации деятельности учащихся состоит в том, что оно позволяет выработать у учащихся определенную систему отношений к окружающей действительности, формирует образ самого себя, ценные мотивы, чувства, духовные потребности, ответственность за поступки. Воспитательное мероприятие влияет на общественное мнение, приобщает к жизни коллектива, формирует его традиции. Происходит взаимообогащение учащихся, крепнут связи между ними. От мероприятия к мероприятию развиваются и взрослеют дети. Поэтому каждое мероприятие должно вести школьников к новой нравственной высоте, оставляя в душе состояние новизны, праздника, стремления к добру и красоте.
При подборе и подготовке заданий педагогу необходимо учитывать то, что их выполнение должно дополнять имеющиеся у учащихся знания, развивать умения и навыки, приобретенные ранее, способствовать активизации творческих и интеллектуальных способностей. Поэтому задача состоит в том, чтобы подобрать задание, соответствующее выбранной форме мероприятия и времени его проведения; учитывать возрастные и индивидуальные особенности участников, уровень их подготовленности по теме. В любом случае задания не должны быть трудновыполнимыми (по сложности и времени), некорректными и непонятны.
Этапы воспитательного мероприятия.
1. Подготовительный этап.
1.1.Подбор материала.
Целью каждого образовательного учреждения является повышение качества патриотического воспитания.
Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его – гражданский, патриотический долг перед Отечеством.
Коренные преобразования
в стране конца XX — начале XXI века,
определившие крутой поворот в новейшей
истории России, сопровождаются изменениями
в социально-экономической, политической
и духовной сферах общества и сознании
ее граждан. Резко снизился воспитательный
потенциал российской культуры, искусства,
образования как важнейших
События последнего времени
подтвердили, что экономическая
дезинтеграция, социальная дифференциация
общества, девальвация духовных ценностей
оказали негативное влияние на общественное
сознание большинства социальных и
возрастных групп населения страны,
резко снизили воспитательное воздействие
российской культуры, искусства и
образования как важнейших
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей “малой родине”, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
На личностном уровне
патриотизм выступает как
Патриотическое воспитание в образовательных учреждениях - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание
направлено на формирование и развитие
личности, обладающей качествами гражданина
– патриота Родины, способной успешно
выполнять гражданские
Цель патриотического воспитания - развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. Это чувство, которое мы впитываем с детства “с молоком матери”. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов.
Героическая борьба, подвиги
лучших сынов Отечества должны стать
основой патриотического
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма.
Система гражданско-патриотической работы в образовательных учреждениях включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся.
Подготовка вопросов и заданий
Интересные вопросы и интеллектуальные задания имеют большое значение для развития интереса к теме (проблеме). Правильно подобранные вопросы помогают сконцентрировать внимание на главном, важном, развивают мыслительные способности, повышают активность.
1. История о становлении российской армии
2. Нужна ли нашему государству армия?
3.Правильно ли утверждение о том, что если не вставать на воинский учет, то и в армию не призовут?
4. когда могут призывать на воинскую службу?
5. Имеет ли гражданин право, поступая после школы в учебное заведение более высокого уровня, на время поступления получать отсрочку?
Задания
При подборе и подготовке заданий педагогу необходимо учитывать то, что их выполнение должно дополнять имеющиеся у учащихся знания, развивать умения и навыки, приобретенные ранее, способствовать активизации творческих и интеллектуальных способностей. Поэтому задача состоит в том, чтобы подобрать задание, соответствующее выбранной форме мероприятия и времени его проведения; учитывать возрастные и индивидуальные особенности участников, уровень их подготовленности по теме. В любом случае задания не должны быть трудновыполнимыми (по сложности и времени), некорректными и непонятными.
Задания могут быть познавательными, творческими, интеллектуальными, проектировочными, исследовательскими и иметь различные цели:
1.3. Оформление класса.
.