Патриотическое воспитание старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение особенностей процесса патриотического воспитания старших школьников.
Задачи исследования:
1) Раскрыть понятие патриотического воспитания.
2) Рассмотреть содержание, цели и задачи гражданско – патриотического образования и воспитания школьников.
3) Выделить компоненты и уровни сформированности патриотизма как качества личности старшего школьника
4) Выделить факторы, влияющие на формирование патриотизма старших школьников.
5) Дать методические рекомендации по формированию патриотизма у старших школьников.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 5
1.1 Понятие патриотического воспитания 5
1.2 Содержание, цели и задачи гражданско – патриотического образования и воспитания школьников. 11
1.3 Компоненты и уровни сформированности патриотизма как качества личности старшего школьника 14
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 19
2.1 Факторы, влияющие на формирование патриотизма старших школьников.. ..19
2.2 Методические рекомендации по формированию чувства патриотизма у старших школьников. 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

Патриотическое воспитание.docx

— 53.64 Кб (Скачать файл)

 Многомерный подход  к анализу роли среды в формировании  патриотически-устойчивой личности  требует учета как можно большего  количества воздействующих на  нее объектов, учета системных  связей между ними, ранжированного  влияния внешних факторов. Условно  возможно классифицировать современные  факторы, влияющие на эффективность  системы патриотического воспитания  на следующие:

 

  1. объективные и субъективные;
  2. внешние и внутренние;
  3. управляемые и неуправляемые и отнести их к мега-, макро, мезо- и микроуровням.

 В работах А.В. Мудрика  предложена классификация этих  факторов, которая получила признание и дальнейшее развитие:

1. Макрофакторы: государственный строй, психологическая атмосфера в обществе, состояние гражданского общества, история страны, ее международный авторитет, геополитические интересы, архетип нации.

2. Мезофакторы - условия региона: традиции, культура, специфика производства, уклад, быт, национальные особенности, природно-климатические и социально-демографические условия; образ жизни.

3. Микрофакторы – малые социальные группы, среда сверстников, образовательные и культурно-массовые учреждения, семья, традиции, обряды, ритуалы и др.

 Также к макрофaкторам можно отнести СМИ, оказывающие сильное влияние на общество, которое трудно переоценить на сегодняшний день.

 Благодаря влиянию  указанных выше факторов, у учащейся  молодежи формируется система  ценностных отношений к обществу, государству, власти, к Родине, к  образованию, культуре, природе,  семье, труду и нации в целом.

 Система ценностных  отношений также может быть  классифицирована на такие, как:

  1. ценности первого порядка – ближайшие по отношению к человечеству ценности: здоровье, личная жизнь, работа, счастье, семья, удовлетворение витальных потребностей и другие;
  2. ценности второго порядка – ценности, связанные с национальной культурой: родной язык, традиции, обычаи, уклад, национальные особенности, патриотизм; гордость за принадлежность к сообществу; религия и т.д.;
  3. ценности третьего порядка – общечеловеческие ценности: мир, экология, дружба.

 Очевидно, что на сегодня  влияние современных факторов  воспитания наиболее действенно  в области духовной и психической  составляющей личности человека, а структура духовности личности  наиболее уязвима к культурно-информационному воздействию. Наиболее сильное влияние на процесс становления патриотически-устойчивой личности старшеклассника оказывает микросреда, семья, СМИ, искусство, литература, общественные организации и движения, а также дифференцируются попытки личности вычленить себя, как сознательную и индивидуальную личность, из общества, частью которого она является. Это стремление ведет к активному осмыслению пережитого опыта и адаптации будущего, осознанию своего места в обществе и проектирование желаемого. Поэтому патриотическая воспитанность способна сплачивать, объединять многих людей во внутренне солидарные общности, выражать сущность воли, проявляющейся в индивиде, роде, народе, нации.

Кроме этого, важнейшим фактором, требующим изменения подходов к патриотическому воспитанию, является возникновение условий для непосредственного включения учащейся молодежи в жизнь общества через развитие у них патриотических чувств. В первую очередь утверждается необходимость нового подхода к структуре и содержанию воспитательного процесса, к определению характера педагогических отношений с акцентом на воспитание патриотизма и приобщения к национальным ценностям с учетом психологических факторов. Результаты реализации новых подходов зависят от целенаправленности усилий в повышении качества интеграции знаний, составляющих содержание патриотического воспитания. Новых подходов требует также разработка вариативных программ воспитательной работы, которые должны стать не традиционными нормативными документами, а плодом творческих исканий авторских и педагогических коллективов школ. При этом очень важно опираться на принципы учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, свободе выбора видов деятельности, учета особенностей самой школы [12].

 Также, одним из приоритетных  условий (факторов) воспитания патриотизма  у подростков, выступает не только  существующая система общественных  отношений, но и личный жизненный  опыт, сквозь призму которого  молодой человек осмысливает  и интериоризирует духовные ценности социума. Подростковый возраст предоставляет особые возможности для формирования патриотических качеств личности школьников за счет активного развития теоретического логического мышления, памяти, воображения, открытия новой области представлений, переживаний. Переход от эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира к преимущественно рационально-практическому его освоению значительно расширяет совокупность знаний, умений и навыков, которые осваивают подростки в единстве содержания учебной и внеурочной деятельности, что способствует их интеллектуальному развитию, обогащению эмоциональной сферы, усиливает внимание к нравственному аспекту формирования своей личности. Характерна потребность в общественно полезной деятельности, общении, ценностном самоопределении и утверждении себя как социально значимой личности.

Таким образом, старший школьный возраст играет огромное значение для формирования патриотизма. Ведь именно в этом возрасте происходят изменения, оказывающие влияние на формирование гармоничной, полноценной личности с моральными, этическими принципами, чувством долга и ответственности.

 

 

 

 

2.2 Методические рекомендации по формированию чувства патриотизма у старших школьников.

 

Следует отметить несколько  особенностей современного образовательного процесса, оказывающих влияние на патриотическое воспитание учащихся:

А) Одним из стратегических направлений развития образования в нашей стране является регионализация образования. Россия - огромная страна, разнородная по природным условиям, историческому прошлому, составу населения, традициям и культуре. И естественно, что это должно найти своё отражение в содержании образования;

Б) Регионализация подразумевает две составляющие: максимальное приближение ее образовательной сферы к реальным потребностям региона и учет специфики региона, его культурно-исторических, демографических особенностей. Вторая составляющая является основой для использования в учебном процессе краеведческих материалов. Длительный опыт работы отечественной школы свидетельствует, что краеведческие знания обладают большой эффективностью в области образования и воспитания.

В) Сегодня педагогическая общественность стремится приблизиться к реальным потребностям и условиям региона, ориентируясь на его специфику, культурно-исторические, этнические и демографические особенности.

Г) Развитие национально-регионального компонента. Он включает содержание образования, отражающее региональное своеобразие культуры, природы и имеет отношение, прежде всего, к таким предметам, как история, литература, родной язык, география, изобразительное искусство, музыка. Кроме этого, он призван включить школьников в окружающую их социальную и культурную среду. Национально-региональная часть компонента содержания образования реализуется через национально-региональное развитие гуманитарных учебных курсов.

Д) Включение национально-регионального компонента в учебный процесс связано со следующими задачами:

- связать содержание федерального  компонента с историко-литературными,  экономическими, социальными и другими  особенностями края, его потребностями  и проблемами;

- воспитать старшеклассников, будущих защитников Отечества,  хорошо знающих свой край, его историю, культуру и традиции;

- воспитать любовь к  родному краю, способность ценить  богатства «малой» и «большой»  Родины и готовность приумножить их.

Ж) Обновление содержания военно-патриотического воспитания предусматривает учёт национальных, региональных, исторических, культурных особенностей, традиций, потребностей. Национально-региональный компонент включает в себя содержание образования, связанное с национальными и региональными социально-культурными факторами и способствует приобщению к духовным богатствам, культурным ценностям, традициям родного края, народа, прививает любовь к родной земле, родному языку, развивает национальное сознание школьников через освоение фольклора, литературы, других видов искусства, всего богатства, национальной культуры.

Анализируя собранный теретический материал, в качестве рекомендаций по формированию чувства патриотизма у старших школьников можно предложить следующее:

  1. эффективно применение активных форм и методов (эмоциональный рассказ, приведение положительного примера, убеждение, рефлексия, дискуссия, реферирование, использование видео - и иллюстративных материалов, работа с первоисточниками, интернет - ресурсами, решение проблемных заданий на интегрированных уроках, уроках обобщения, размышления, обсуждения, коллективные творческие дела, интерактивные игры и другое.
  2. Соблюдение следующих принципов воспитательного процесса:

А) непрерывность в освоении учащимися патриотических ценностей,

Б) взаимодополняемость различных компонентов восптания;

В) доступность и эмоциональность учебного материала;

Г) наличие ярких образцов проявления патриотической позиции;

3. Участие подростков в разнообразной по содержанию, форме и видам групповой, коллективной деятельности, которое ориентирует их на признание патриотизма высшей ценностью человека, мотивирует к социально значимой деятельности, тем самым готовит к активной и сознательной жизни, способствует самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию, социальной адаптации, помогает определять линию поведения, жизненные принципы.

4. Воспитательная работа должна носить активный (поведенческая, интеллектуальная, вербальная, невербальная активность), систематический, осознанный (в форме сотрудничества – в игре, учении, труде) характер.

 

Заключение

 

Как свидетельствуют многочисленные исследования, во внутреннем мире старшеклассников существует духовный вакуум, пустота, связанная с ослаблением у  определенной части молодежи духовно-нравственных норм.

Основной причиной возникновения  подобной тенденции являются слабые знания общечеловеческих и национальных нравственных ценностей. Для решения  этой проблемы нужно усилить внимание к проблеме формирования патриотического  воспитания молодежи.

В сложившейся ситуации необходима новая образовательно-воспитательная система, основанная на изучении общечеловеческих ценностей, норм, национально-культурных традиций народов России, возрождении  и развитии прогрессивных традиций национального воспитания.

Военно-патриотическое воспитание молодежи является одним из важнейших  направлений по формированию морально-психологических  качеств. Оно ориентировано на формирование мировоззрения, воздействие на их сознание, мораль, убеждения, нормы и принципы, которые определяют и регулируют их поведение при подготовке к  защите Отечества. Речь идет о формировании и развитии таких основополагающих морально-психологических качеств  как патриотизм, любовь и преданность  своему Отечеству, постоянная готовность к защите, верность воинскому долгу, воинской присяге, боевому знамени  и боевым традициям Вооруженных  Сил России.  Именно формирование этих и других моральных качеств составляет основу патриотического воспитания, сознательных, убежденных в правоте и преданных своему народу защитников Отечества.

Патриотическое воспитание сегодня переживает не лучшие времена. Однако патриотизм у российского  народа не иссяк, хотя и ослаблен. Основы мужества, твердости духа, глубокие патриотические чувства у всех этих еще будущих воинов закладывались  в нашей российской семье, школе  и армии. И сегодня эта же триада обязана брать на себя ответственность за воспитание патриотически настроенной молодежи, готовой с честью выполнить свой долг перед Родиной.

В России как в едином многонациональном  государстве, у всех народов одна судьба, общие жизненные интересы и духовно-нравственные ценности. И  в основе государственности России должна стоять общероссийская идея -воспитание народов в духе патриотизма, дружбы народов и веротерпимости, которая выступает в роли объединяющей основы национальных идей этносов. Эта идея должна лежать и в основе военно-патриотического воспитания школьников на современном этапе.

Высшая цель нашего государства - реализация прав и свобод человека, всех народов России, защита его  целостности и интересов. В данной цели государства выражается исторически  назревшая потребность общества в подготовке подрастающего поколения  к выполнению определенных общественных функций.

Патриотическое воспитание старших школьников как один из компонентов  воспитательного процесса в целом  играет, несомненно, весомую роль. При  этом проблемы, существующие в данной области воспитания, требуют вмешательства  специалистов различных кругов, не только педагогов, но и психологов, ученых.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе.- М., Айрис- пресс, 2002. - 224 с.
  2. Агапова И.А., Давыдова М А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. - М.: ВАКО, 2006. - 368 с.
  3. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование. – 2005. - №4 - с. 23
  4. Боброва Л.В.Письмо с войны. Театрализованное представление // Воспитание школьников. – 2004, №8. – с. 103.
  5. Бублик Л.А. Основы военно-патриотического воспитания: Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. № 2115 «Преподаватель нач . воен. Обучения и физ. воспитания». – М.: Просвещение ,1988. - 192с.
  6. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания //Педагогика, 2006. – № 2. - с.3742.
  7. Воронова Е.А. Воспитательная работа в современной школе: советы опытного педагога /Е.А.Воронова. -Ростов н /Д: Феникс, 2009. - 404 с.
  8. Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: Теория и практика. – М.: Педагогика, 1990. - 152с.
  9. Галкина Т.И. Воспитательная работа в 10-11 классах.-Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 673 с.
  10. Гасанов З. Т. Патриотическое воспитание граждан // Народное образование. – 2005. - № 6 - с. 59
  11. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий; АН СССР, Ин-т философии. – М.: Наука, 1977. – 333 с.
  12. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005, № 8 – с. 17.
  13. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика- 1998. № 5 - с.112
  14. Кукушин В.С. Литературное краеведение.- Ростов н / Д: ГинГо, 1997. - 204с.
  15. Крылов А.А. Психология. - М., Проспект, 2001. - 576 с.
  16. Лихачёв В.Т. Педагогика.- М., Юрайт, 2005. - 607с.
  17. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. Пособие для студ. Высш. учеб.заведений.—М.:Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.
  18. Михайлова Л.В.Воспитываем патриотов // Воспитание школьнтков-2006, №4. – с. 65
  19. Мурзина И.Я. Урал Человек Истоки, Екатеринбург, учебная книга. 2005. – 128 с.
  20. Проходчик А.Ф. Практикум по краеведению. - М., Педагогика, 1991. - 91с.
  21. Савин Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. №2001. М., «Просвещение», 1995. - 303с.
  22. Солдатенков А.Д. Опыт изучения результативности патриотического воспитания школьников// Советская педагогика. – 1974. - № 10. – с. 46-52/50.
  23. Смиронов В.Г. Художественное краеведение в школе. - М., Поиск, 2007. - 98 с.
  24. Суходолова Т.М. Организационно-педагогические основы взаимодействия школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Челябинск, 1975. – 27 с.
  25. Терентий М.А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. – Кишинев: Штиница, 1978. – 275 с.

Информация о работе Патриотическое воспитание старших школьников