Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 06:47, доклад

Краткое описание

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

Вложенные файлы: 1 файл

Патриотическое воспитание дошкольников.docx

— 178.48 Кб (Скачать файл)

МДОУ Центр развития ребенка - Детский сад N20 "Рябинушка"

ХМАО г. Урай м-он 3дом 50. Тел (34676) 29156

 http://дс20-рябинушка.рф/

 

Рудоманова Наталья Владимировна- I I квалификационная категория,

Куткужина  Асель  Аманкуловна - I I квалификационная категория.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

Патриотическое воспитание  у

детей  дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  г.Урай 2014

Введение

Патриотизм есть, главным образом, уверенность в том, что данная страна является лучшей в мире,

потому что вы в ней родились. Вы   никогда  не   будете   жить   в спокойном мире, пока не выбьете патриотизм      из      человеческого рода. — Бернард Шоу

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия.

Приобщение детей к Государственной символике РФ — одна из

приоритетных   задач,   что   нашло   свое   отражение   и   в   «Примерной общеобразовательной программе воспитания, обучения и развития детей раннего дошкольного возраста». В частности, в Программе говорится: «Воспитателю необходимо: способствовать воспитанию у детей чувства патриотизма — любви к семье, детскому саду, родной природе, соотечественникам: осознанию себя как гражданина своей страны, уважительно и с гордостью относящегося к ее символике — флагу, гимну, гербу».

Целенаправленная работа по воспитанию патриотических чувств у детей начинается с дошкольного возраста, когда происходит фактическое становление личности, развитие нравственной её основы. Дошкольный возраст - это сензитивный период развития любви к родным местам, воспитания начал патриотизма.

Актуальность: В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Проблема  исследования в этой связи, сформулирована таким образом: каковы воспитательные  возможности  воспитания  дошкольников,  в  условиях  детского сада, и какова роль такого воспитания в формировании личности будущего гражданина Российской Федерации. Решение этой проблемы составило цель  проекта.

Цель: Теоретически обосновать и практически проверить возможности осуществления патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

Задачи:    Данная работа включает целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Объект исследования: Процесс патриотического воспитания дошкольников в условиях детского сада.

Предмет исследования: Методы и приёмы осуществления патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: Обследование, наглядность, практический метод, беседы, экскурсии, дидактические игры, изучение психолого-педагогического метода.

База эксперимента: Эксперимент проводился на базе МБДОУ №20 «Рябинушка» г.Урая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Патриотическое воспитание в разных возрастных группах

Первые годы жизни у ребёнка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоение ребёнком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания дошкольником окружающей его социальной деятельности.

Основоположник русской педагогики К.Д. Ушинский отмечал, что «для каждого конкретного возраста ребёнка нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных основ личности».

Общеизвестно, что на каждом возрастном этапе развитие дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстают перед ребёнком первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада; в более старшем возрасте - мир родной отчизны - Родины. Очень важно вырастить ребёнка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой возрастной группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты, и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны: кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, "Мой город", "Столица нашей Родины — Москва"). Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (по Оби, в прошлое городов). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.).

"Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном "помещении" расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).

Патриотическое чувство по своей природе многогранно, оно объединяет все стороны личности: нравственную, умственную, эстетическое и физическое развитие. Предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата. Этому способствуют специально организованные занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, по изобразительной деятельности, музыкальные и физкультурные занятия, праздники и развлечения. Мы проводим работу по патриотическому воспитанию на разных занятиях. По физическому развитию разучиваем подвижные народные игры, по музыкальному развитию - русские народные песни и пляски. По изобразительной деятельности дети знакомятся с разными видами народной росписи.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

 

Создание развивающей среды

Реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию помогает развивающая среда в группе. Правильно организованная развивающая среда в группе нашего детского сада позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, постоянно обогащается, обеспечивает «зоны ближайшего развития» детей.

Для нравственно-патриотического воспитания создан уголок патриотического воспитания. Куда входят: символика страны, области, родного города; альбомы с фотографиями родного города, столицы области, страны; книги предприятий родного города; литература по патриотическому воспитанию, макеты, мини-музеи и т.д

Созданы альбомы «Жизнь нашей группы», «Русь изначальная», «Наши любимые питомцы», «Животные нашего округа», «Наши увлечения», «Моя семья».

Также создана полочка красоты, где выставлены изделия декоративно-прикладного искусства.

 Беседы о  работах народных мастеров помогает  детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих близких, родных и друзей.

«Полочка красоты» не простая, а «волшебная»! На ней появляются очень красивые предметы и вновь исчезают. Кто первый из детей заметит на полочке новое, тот получает право первым рассмотреть этот предмет: взять его в руки и, если это, возможно, поиграть с ним.

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет с раннего детства детям понять, что они часть великого русского народа. Стремимся широко использовать все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре и правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя с поговорками, загадками, сказками, приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Приобщение к народным праздникам и традициям - важная особенность патриотического воспитания. Фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, животных. Все эти наблюдения непосредственно связаны с трудом, различными сторонами общественной жизни человека во всей его целостности и многообразии.

В группе создан мини-музей «Богатство Сибири» предметы в нем доступны детям. В музее собраны предметы, связанные с нашей местностью. Силами родителей и детей был изготовлен альбом « Русский мех», где собраны образцы разных мехов животных Сибири, собраны образцы разных деревьев нашей местности, образцы камней. Само место музея способствует интересным занятиям: можно узнать об экспонатах новое, сделать похожее, поиграть с ними.

Информация о работе Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста