Педагогика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 15:18, доклад

Краткое описание

Известно, что любая отрасль знаний формируется в качестве науки лишь при условии выделения специфического предмета исследований.
Предметом педагогики как науки является педагогический процесс. То есть процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем.

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика как наука.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

 

Воспитание как всеобщая категория исторически включала в себя обучение и образование.

 

В современной науке под воспитанием  как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного  опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:

 

1) передает опыт, накопленный человечеством;

 

2) вводит в мир культуры;

 

3) стимулирует к самовоспитанию;

 

4) помогает разобраться в трудных  жизненных ситуациях и найти  выход из сложного положения.

 

В свою очередь воспитанник:

 

1) овладевает опытом человеческих  отношений и основами культуры;

 

2) работает над собой;

 

3) обучается способам общения  и манерам поведения.

 

В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение  к людям и самому себе.

Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано с  обучением. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств  личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления.

 

Накопление и передача опыта  культуры и цивилизации во взаимосвязи  с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития. В  настоящее время образование  и воспитание рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.

Задача воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и задачи воспитания, соответствуют сложившимся этнонациональным традициям, особенностям общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства. В мировой практике известны такие системы воспитания, как «спартанская», «система рыцарского воспитания», «воспитание джентльмена», «домострой», «система коллективных творческих дел».

 

Вторая категория -- обучение -- понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика. При этом учитель:

 

1) преподает -- целенаправленно  передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры  и научного знания;

 

2) руководит процессом освоения  знаний, навыков и умений;

 

3) создает условия для развития  личности учащихся (памяти, внимания, мышления).

 

В свою очередь ученик:

 

1) учится -- овладевает передаваемой  информацией и выполняет учебные  задания с помощью учителя,  совместно с одноклассниками  или самостоятельно;

 

2) пытается самостоятельно наблюдать,  сравнивать, мыслить;

 

3) проявляет инициативу в поиске  новых знаний, дополнительных источников  информации (справочник, учебник, Интернет), занимается самообразованием.

Таким образом, диалектическое отношение «обучение--воспитание» направлено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.

 

В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические системы: развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение.

 

Третья категория педагогики -- образование -- понимается как:

 

1) ценность развивающегося человека  и общества;

 

2) процесс обучения и воспитания человека;

 

3) результат процесса обучения  и воспитания;

 

4) система. 

 

Вся совокупность образовательных (или  учебных и воспитательных) учреждений выстраивается в систему в  рамках конкретного города, региона, страны.

 

На протяжении веков оформлялись разные воспитательные и образовательные учреждения. К ним относятся: детские сады, школы, гимназии, школы-интернаты, лицеи, колледжи, институты, университеты, академии, дома молодежи, дворцы творчества, центры развития, комнаты школьника.

 

Как соотносятся три главные  категории педагогики?

 

По данному вопросу существуют различные точки зрения, что характерно для объективного процесса развития любой науки. Примером могут послужить  теории происхождения жизни на Земле, антропогенеза или возникновения Солнечной системы.

 

В истории педагогики можно выделить первую точку зрения на проблему. Воспитание выступало в качестве всеобщей категории, включавшей в себя обучение и образование. С данных позиций «воспитывать»  означало выращивать и обучать  ребенка правилам поведения, давать ему образование.

 

Если «воспитание» понимать как  обучение человека правилам поведения (по Ожегову), то оно является лишь частным  случаем «обучения».

 

Порой имеют место попытки отождествить «воспитание» и «образование».

 

В законе «Об образовании» последнее трактуется как всеобщая категория. Эта категория определяется как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства».

 

Внимательное рассмотрение различных  точек зрения ученых и практиков позволило пойти по пути вычленения общего и особенного в каждой из категорий. Данный принцип лег в основу третьей позиции. Она предполагает выделение в каждом понятии аспектов деятельности, взаимодействия, системности.

 

Это значит, что обучение, воспитание и образование можно рассматривать как особым образом организованную деятельность, результатом которой является развитие человека.

 

Воспитание, обучение, образование  являются процессами взаимодействия воспитателя  и воспитанника, учителя и учащихся, обучения и воспитания с целью развития человека. При рассмотрении воспитания, обучения или образования в качестве системы выделяют следующие элементы -- цель, средства, результат, объекты и субъекты процесса.

 

Если же воспитанник начинает ставить  перед собой воспитательные цели и реализовывать их, то он одновременно является субъектом и объектом процесса воспитания. Данный процесс называют самовоспитанием. По аналогии выделяют и самообразование человека. Если процесс образования объединяет в себе обучение и учение, то в случае самообразования мы имеем дело только с учением, т.е. когда человек самостоятельно преобразует себя -- свои знания, умения и навыки.

 

Объединяющим началом воспитания, обучения и образования стал педагогический процесс, который организуется и исследуется наукой в рамках конкретной педагогической системы. В настоящее время расширяется спектр традиционных педагогических систем -- детского сада, школы и вуза. К новым системам относятся -- музей, семья, производственный коллектив, детская организация, спортивная или музыкальная школа, центр детского творчества. В качестве педагогической системы может рассматриваться конкретная деятельность педагога или педагогического коллектива. В наше время получили известность авторские педагогические системы Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванова, В.А. Караковского, А.С. Макаренко, М. Монтессори, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова.

 

3. Значение педагогики

Как любая наука, педагогика имеет  свой терминологический аппарат, базирующийся на основных категориях и развивающийся в рамках конкретных направлений исследования предмета.

 

Какое место занимает педагогика в  человекознании?

 

Педагогика взаимосвязана с  такими областями философии, как  этика и эстетика. Этика дает представление  о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру.

 

Педагогика и социология ищут пути перевода обобщенных результатов социологических  исследований в конкретные задачи воспитания. Эти задачи совместно разрешают  социальные институты -- семья, образовательные и культурные учреждения, общественные, политические и государственные организации.

 

Педагогика связана с экономикой, решая проблемы экономики образования  и организации экономического образования  современного человека.

 

Взаимосвязь педагогики и психологии является уже традиционной. Результаты психологических исследований, воплотившиеся в законы психического развития человека, позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование его как субъекта, личности и индивидуальности.

 

Формы и типы связей педагогики с  другими науками разнообразны:

 

1) творческое освоение научных  идей синергетического подхода  к воспитанию, кибернетической идеи  управления динамическими системами,  деятельностного отношения к развитию личности;

 

2) применение методов других  наук -- математического моделирования  и проектирования, анкетирования  и социологического опроса;

 

3) использование результатов исследований, полученных различными науками:  данные физиологии о работоспособности в разные возрастные периоды жизни человека, его основные психологические новообразования в процессе развития;

 

4) объединение усилий педагогов  с представителями естественных  и гуманитарных наук для решения  общих проблем -- перехода к  систематическому обучению детей с 6 лет, организации обучения параллельно с лечением или профилактикой заболевания;

 

5) разработка понятий из разнообразных  областей знания для обогащения  и углубления представлений о  сущности педагогических явлений:  диверсификация образования, педагогическая квалиметрия и моделирование.

 

Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными естественными  и гуманитарными науками. Однако влияние философии, психологии и  антропологии остается доминирующим. Именно последние определяют основные пути развития педагогической науки.

В настоящее время педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

2.2 Общекультурное значение педагогики

 

Педагогические проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значение. Современному человеку необходимо владеть информацией о стилях поведения, о формах обучения и воспитания, о разных типах образования как в своей стране, так и за рубежом, а также о приемах эффективного воспитательного воздействия, о способах взаимодействия, обусловливающих сотрудничество и взаимопонимание. В условиях выбора типа образования родителям важно иметь целостное представление о формах обучения и видах специализированных или общеобразовательных школ. В эпоху информационного общества современному поколению, стремящемуся к постоянному самосовершенствованию, необходимо овладеть основными способами передачи и обмена информацией, способами коммуникации.

 

В наше время пришли к осознанию  того, что образование и воспитание являются центральными звеньями в системе, обусловливающей стабилизацию общества и уровень его культурного развития. То есть образование как социокультурный феномен претерпело в процессе исторического развития парадигмальные изменения.

В мировой и отечественной практике парадигмы образования складывались и разрабатывались на протяжении веков. К ним относятся знаниевая  и культурологическая, технократическая и гуманистическая, социетарная  и человеко-ориентированная, педоцентристская и детоцентристская. Каждая парадигма формировалась в зависимости от доминирования определенного элемента в системе основных параметров образования как социокультурного феномена. В ряд элементов, определяющих парадигму образования, входят: представления о системе знаний и умений, необходимых человеку конкретной исторической эпохи; осознание типа культуры и способов развития человека в процессе освоения последней; принципы кодирования и передачи информации; осмысление ценности образования в обществе; осознание культурного развития человека; роль образования в социуме; представления об образе и месте педагога как носителя знаний и культуры в образовательном процессе; образ и место ребенка в структурах воспитания, обучения и образования.

 

В европейской культуре знаниевая парадигма имеет самую длительную историю. Она влияла на определение образовательных задач во взаимосвязи со становящимся практическим и теоретическим опытом человека.

 

Культурологическая парадигма  в большей степени ориентирует  не на знания, а на освоение элементов культуры в процессе воспитания и обучения, познания и общения, игры и трудовой деятельности. В связи с развитием культуры и общества спектр элементов, необходимых человеку для жизни и творчества, постоянно расширяется, в него добавляются и владение основами физической и эстетической культуры, экологии и экономики и др.

Информация о работе Педагогика как наука