Педагогика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 09:30, реферат

Краткое описание

Субъектом в педагогике выступает преподаватель (действующая фигура). Целью, которого - является передача знания студентам. А студенты, разумеется, являются объектами в педагогике (так как на них направлено определённое действие со стороны педагога). Задачей студентов является принимать полученные знания. Таким образом, субъекты педагогики (преподаватели, педагоги) и объекты педагогики (студенты) находятся в тесной взаимосвязи.

Вложенные файлы: 1 файл

pedagogika_kak_nauka.docx

— 35.71 Кб (Скачать файл)

6) ЦЕЛИ И СРЕДСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО  ВОЗДЕЙСТВИЯ.

Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания  методов, приемов и средств. Этот выбор прежде всего зависит от специфики поставленных целей и задач.

В качестве основы для определения  методов ориентируются на позиции  воспитателя в выборе способов воспитательного  взаимодействия. Можно выделить ряд  взаимодействий, устанавливающихся  между воспитателем и воспитанником: способы влияния на характер отношений  воспитанника к самому себе, к своей  семье; включение его в систему  общения со сверстниками, с сотрудниками по работе; способы корректировки  мировоззрения, изменение ценностных установок и стиля поведения. То есть однозначного определения методов  воспитания не существует.

Вместе с тем, выявлена их общая направленность на изменение  отношения воспитанника к обществу или самому себе, предмету или способу  деятельности, к другому человеку или целой группе людей. Отсюда следует, что метод воспитания является одним  из инструментов не только воздействия  на человека, но и взаимодействия.

Методы воспитания проявляют  свое содержание через:

непосредственное влияние  воспитателя на воспитанника (посредством  убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощре-ния, личного примера, авторитета, просьбы, совета);

создание специальных  условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;

общественное мнение референтной группы, например, коллектива (школьного, студенческого, профессионального), личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному для него человеку - отцу, ученому, художнику, государственному деятелю, деятелю искусства, и средства массовой информации (телевидение, печатные издания, радио);

совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;

процессы обучения и самообразования  и передачи информации, социального  опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессионального  общения;

погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы.

Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Поскольку они  являются "инструментами прикосновения  к личности" (А.С. Макаренко), постольку  при их выборе необходимо учитывать  все тонкости и особенности личности воспитанника. Не существует хорошего или плохого метода. Эффективность  решения воспитательных задач зависит  от многих факторов и условий, а также  от последовательности и логики применения совокупности методов.

Предпринимаются попытки  систематизировать методы воспитания. Так, например, выделяют три группы методов (Г.И. Щукина):

1) ориентированные на формирование  положительного опыта поведения  воспитанников в общении и  деятельности;

2) направленные на достижение  единства сознания и поведения  воспитанников;

3) использующие поощрения  и наказания.

П.И. Пидкасистый предлагает другую группировку методов воспитания:

1) формирующие мировоззрение воспитанников и осуществляющие обмен информацией;

2) организующие деятельность  воспитанников и стимулирующие  ее мотивы;

3) оказывающие помощь воспитанникам  и осуществляющие оценку их  поступков.

Вышеозначенные классификации  методов воспитания, подобно любым  другим, весьма условны. Воспитательная задача должна решаться посредством  комплекса методов, приемов и  средств.

Приведем примеры методов  воспитания, уточняя их отличительные  особенности.

Педагогическое требование как метод воспитания может:

выражать нормы поведения  человека, которые необходимы для  обогащения социального опыта;

выступать как конкретная задача;

иметь стимулирующую или "сковывающую" функцию в виде указаний в начале и конце работы, о переходе к новым действиям, об оказании помощи, о прекращении  действий;

помочь воспитаннику уяснить  смысл, полезность или необходимость  действия, поступка.

Как видно, возможности метода разнообразны и на самом деле не ограничиваются перечисленным набором. Формы предъявления требования к  человеку подразделяются на прямые (в  виде приказа, указания в деловом, решительном  тоне, имеющие инструктивный характер) и косвенные (осуществляемые посредством  совета, просьбы, намека с целью вызвать  у воспитанника соответствующее  переживание, интерес, мотив действия или поступка).

Приучение как метод воспитания предполагает культивирование у  воспитанника способности к организованным действиям и разумному поведению  как условию становления основ  нравственности и устойчивых форм поведения.

Приучение предполагает демонстрацию воспитателем образца или процесса правильного выполнения действий. Воспитанник  должен научиться идеально копировать и систематически поддерживать обретенное умение или навык.

Приучение достигается через  систему упражнений. Возможности  метода состоят в следующем: он помогает усваивать важные умения и действия как устойчивые основы поведения  человека. Данный метод способствует самоорганизации воспитанника и  проникает во все стороны жизни  учение, труд, отдых, игру, спорт.

Пример как метод воспитания заключен в убедительном образце  для подражания. Как правило - это  самостоятельная личность, образу жизни, манере поведения и поступкам  которой стремятся следовать  другие. Пример связан с наглядным  представлением и конкретизацией идеала человека. Он представляет собой дальнюю перспективу стремлений воспитанника быть похожим (положительный вариант) на идеальный образ или преодолевать в себе те негативные особенности, которые в чем-то родственны негативному образу (отрицательный вариант). В процессе воспитания ребенка сила как положительного, так и отрицательного примеров одинаково действенна.

Примеры используют в качестве средств формирования определенного  способа поведения воспитанника, для того чтобы ориентировать  его на позитивный идеал и развить  эмоциональное неприятие к асоциальным  действиям и поступкам.

Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение  успешно производимых действий и  нравственных поступков человека и  стимулирование к новым.

Наказание как метод воспитания ориентирован на сдерживание негативных действий человека и "сковывающее" (тормозящее) влияние в подобных ситуациях.

Виды поощрений могут  быть самыми разнообразными: одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное  поручение, поцелуй близкого, моральная  поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок.

Виды наказаний: замечание, выговор, общественное порицание, отстранение  от важного дела, моральное исключение из общественной повседневной жизни, сердитый взгляд воспитателя, осуждение, возмущение, упрек или намек, ироническая  шутка.

Методические приемы - это  конкретное проявление определенного  метода воспитания на практике. Они  определяют своеобразие используемых методов и подчеркивают индивидуальный стиль его работы. В конкретных ситуациях взаимосвязь между  методами и приемами носит диалектический и неоднозначный характер. Они  могут заменять друг друга, и не всегда видны их соподчиненные отношения. Например, в процессе применения метода убеждения воспитатель может  использовать примеры, проводить беседы, создавать специальные ситуации воздействия на сознание, чувства, волю воспитанника. В данном случае пример, беседа выступают в качестве приемов  решения воспитательной задачи. В  то же время, применяя метод приучения, воспитатель может использовать убеждение в качестве одного из приемов. Убеждение поможет осуществить  задачу включения воспитанника в  систему целесообразных действий по формированию конкретного опыта; например, строгого выполнения режима работы и  отдыха.

Средства воспитания являются "инструментарием" материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К ним относятся:

знаковые символы;

материальные средства;

способы коммуникации;

мир жизнедеятельности воспитанника;

коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания;

технические средства;

культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства).

Как правило, человек ощущает  на себе ситуативные акты воспитательного  влияния, которые носят кратковременный  характер. Варианты целенаправленного  воспитательного взаимодействия воспитателя  и воспитанника могут иметь разную форму, продолжительность и осуществляться в различных условиях (в семье, образовательно-воспитательном учреждении). Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного  акта. Например: разъяснительная беседа родителей о правилах поведения в общественных местах (в школе, музее, театре, стадионе, в магазине), диспут на тему "Что важнее для человека - "Я" или "Мы"?", совместная акция взрослых и детей по благоустройству своего дома, озеленению двора.

Процедуру использования  комплекса методов и приемов  по достижению воспитательной цели принято  называть методикой.

Систему методов, приемов  и средств, применяемую в соответствии с конкретной логикой достижения целей и принципами действия воспитателя, определяют как технологию.

Например, говорят о методике воспитания культуры речи или аккуратности у ребенка, но о технологии речевого тренинга или делового общения. Разработка и применение как методики, так и технологии опираются на научные знания о человеке и процессе его воспитания. Поэтому их относят к сфере профессиональной деятельности специалистов в области воспитания человека.

Сочетание развивающих методов  и средств воспитания следует  использовать в период становления  личности воспитанника и стимулировать  в нем способность активно  реагировать на воспитательное воздействие. То есть действительно быть субъектом  конкретной ситуации. Воспитательные методы и средства применяют не только для решения воспитательных задач  подрастающего поколения. Они также  используются с целью оказания помощи взрослым людям, в процессах социализации, адаптации к новым жизненным  условиям, коррекции стиля поведения  или характера взаимоотношений  с людьми.

7) ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ  ВОЗДЕЙСТВИЕ.

Суть личностно-ориентированной  педагогики, по И.С. Якиманской, составляет “признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса”1. Затем весь учебный процесс строится на основе этого главного положения.

Исходя из примата субъективности ученика, определяются и содержание, и методы (способы и приемы) учебного процесса, и, главное - стиль взаимоотношений  учителя и ученика. Ученик признается равноправным с учителем партнером  учебной деятельности. Здесь учитель  не принуждает ученика изучать обязательный материал, а создает наилучшие (оптимальные) условия для саморазвития ученика.

Личностно-ориентированное  обучение строится на принципе субъективности. Из него вытекает целый ряд положений.

Учебный материал не может  быть одинаковым для всех учащихся. Ученику надо дать возможность выбрать  то, что соответствует его субъективности при изучении материала, выполнении заданий, решении задач. В содержании учебных текстов возможны и допустимы  противоречивые суждения, вариативность  изложения, проявление разного эмоционального отношения, авторские позиции. Ученик не заучивает обязательный материал с заранее заданными выводами, а сам его отбирает, изучает, анализирует  и делает собственные выводы. Упор делается не на развитие только памяти ученика, а на самостоятельность  его мышления и самобытность выводов. Проблемность заданий, неоднозначность учебного материала подталкивают ученика к этому.

Кроме научных знаний, в  содержание образования включаются “метазнания" (И.С. Якиманская), т.е. методы и приемы познания, знания о том, как прорабатывать учебный материал. Для реализации принципа субъектности необходима постоянная диагностика, притом не только интеллектуального развития ученика, но и духовного и общего развития, потому что целью обучения выступает развитие индивидуальности. Без такой диагностики личностно-ориентированное обучение невозможно.

В этом типе обучения заслуживают  одобрения такие его особенности, как уважение к личности ученика, внимание к его внутреннему миру и его неповторимости (субъектности), обучение, направленное на развитие личности ученика, оригинальное построение содержания и методов обучения, поиск новых форм и средств обучения.

Между тем у личностно-ориентированного обучения есть и слабые стороны. По нашему мнению, это известная переоценка интересов ученика, определяющих содержание и методы обучения. Такое следование может привести к отрывочным, а  не систематизированным знаниям. Обучение, основанное на принципе субъектности, в работе по формированию личности в какой-то мере противопоставляется коллективной познавательной деятельности тех же учащихся. Ведь личность живет не только в семье, но и взаимодействует с одноклассниками, испытывая их влияние, которое воздействует на внутренний мир той же личности. Стало быть, это влияние нельзя не учитывать и в системе личностно-ориентированного обучения. Личностно-ориентированное обучение во всем объеме и со всеми нюансами сложно проводить в классах, в которых учится по 25-30 школьников. На должном уровне его можно реализовать в малой группе и на индивидуальных занятиях. Следовательно, такой тип обучения надо сочетать с другими, в том числе и традиционными.

8) ПЕДАГОГИКА: КРУГ ИЗУЧАЕМЫХ  ЯВЛЕНИЙ, СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ.

КРУГ ИЗУЧАЕМЫХ ЯВЛЕНИЙ  ПЕДАГОГИКИ

Воспитание как общественное явление принимает конкретные формы  под влиянием педагогических идей, выдвигаемых и развиваемых в  ту или иную историческую эпоху, поэтому  оно во многом отражает результаты деятельности педагогов и просветителей.

Появление педагогики было вызвано  потребностью в более эффективном  воспитании подрастающих поколений. Выделение  педагогики как специальной науки  связано с необходимостью осмыслить  уже накопившийся опыт воспитания детей, вывести из него определенные закономерности, найти наилучшие организационные  формы, а также создать правила  и руководства по воспитанию подрастающего  поколения.

Обобщение опыта воспитания, несомненно, происходило даже в первобытном  обществе, когда начали складываться определенные формы поведения, связанные прежде всего с ритуалами и обрядами, взаимоотношения старших и младших.

Информация о работе Педагогика как наука