Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 23:08, контрольная работа
Педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Она разрабатывает теорию и технологию образовательного процесса.
Таким образом, педагогика - это наука о целостном процессе образования человека, включающем в себя обучение, воспитание и развитие личности. Об этом же писал известный публицист и педагог СИ. Гессен: «Педагогика - наука. Этим она отличается от самого образования, служащего ее предметом [5, стр 22]. В этом смысле педагогика является одной из наук о человеке, а именно - о его образовании, становлении как личности.
Тема № 1. Педагогика как наука об образовании человека……………………….3
1.1.Возникновение педагогики как науки…………………………………………..3
1.2. Объект, предмет, функции и задачи педагогики……………………………....4
2. Основные категории педагогики………………………………………………....6
2.1. Образование, воспитание, самовоспитание, обучение………………………..7
2.2.Педагогическая технология, педагогическая задача, педагогическая ситуация……………………………………………………………………………….8
2.3.Развитие, формирование и становление личности……………………………..9
Тема№2. Развитие ремесла и декоративно-прикладного искусства в России X-XVIII вв………………………………………………………………………......…..10
Список литературы……………………………………………………………….…20
В образовательном смысле образование означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах.
В настоящее время образование трактуется как «единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общеобразовательном сознании социальные эталоны [3].
В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни индивида и общества в целом, социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства.
Образование носит культурно-исторический характер, являясь составной частью культуры, показателем и характеристикой той или иной общественно-экономической формации. Оно выполняет функции обучения, воспитания и развития человека, передачи культуры от поколения к поколению.
Одной из фундаментальных категорий
педагогики является понятие«воспитание». Соотношен
Понятие «воспитание» употребляется в широком и узком смыслах. В широком смысле воспитание рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность с целью формирования у нее социально значимых качеств. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией.
В узком смысле «воспитание - это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса [3, стр 74].Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.
Воспитание направлено на формирование определенных качеств личности: гражданственности, патриотизма, трудолюбия и др. Воспитание возникло из практической потребности приспособления человека к жизни в обществе, является вечной категорией, носит конкретно-исторический характер. Основными видами воспитания являются умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание.
Обучение — «специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности [3].
Обучение и воспитание тесно взаимосвязаны: обучение должно быть воспитывающим, а воспитание обучающим. Графически взаимосвязь воспитания, обучения и образования в целостном педагогическом процессе можно представить следующим образом.
Воспитание и обучение являются способами осуществления педагогического процесса, который выполняет три основных функции: образовательную (формирование мотивации, способов учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний); воспитательную (формирование определенных качеств, свойств и отношений человека); развивающую (развитие психических процессов, свойств и качеств личности).
Воспитание и обучение составляют технологии образования, в которых фиксируются целесообразные и оптимальные этапы достижения целей образования.
Педагогическая технология - это последовательная, взаимосвязанная система действий педагогов и воспитанников, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.
Структура педагогического процесса включает в себя следующие компоненты:
целевой (стратегические и тактические цели и задачи);
содержательный (совокупность формируемых знаний, умений, навыков, отношений, целостных ориентации, опыта творческой деятельности);
деятельностный (способы и приемы освоения содержания);
результативный (достигнутые результаты);
ресурсный (условия протекания и обеспечения эффективности педагогического процесса).
Элементарной единицей педагогического процесса является педагогическая задача, под которой понимается «материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью [3, стр 75].
В целостном педагогическом процессе необходимо решать такие, например, задачи:
структурирование и конкретизация целей обучения и воспитания;
преобразование содержания образования в учебный материал;
анализ межпредметных и внутрипредметных связей;
выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса;
анализ результатов и эффективности педагогического процесса и др.
В педагогическом процессе могут возникать и создаваться различные ситуации. Педагогическая ситуация - это:
совокупность условий и обязательств, возникающих спонтанно в педагогическом процессе или специально создаваемых педагогом с целью формирования и развития личности обучающегося;
кратковременное взаимодействие педагога с воспитанником (воспитанниками) на основе определенных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений.
Результатом педагогического процесса является уровень развития личности воспитанника. Развитие - это процесс количественных и качественных изменений унаследованных и приобретенных свойств и качеств личности.
Решающую роль в развитии человека играет его собственная активность.
Развитие личности осуществляется двумя путями: созревание и формирование. Созревание происходит с учетом возрастных периодов.
Под формированием личности понимается процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий (социальной среды, социально организованного воспитания и обучения); процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и различных видов деятельности.
Развитие и формирование личности тесно взаимосвязаны: личность развивается, формируясь, и формируется, развиваясь.
Становление личности - это приобретение человеком новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию; результат развития. Можно, например, говорить о становлении характера, мировоззрения, мышления, индивидуальности, профессионализма и мастерства и т.д.[1].
Тема№2. Развитие ремесла и декоративно-прикладного искусства в России X-XVIII вв.
В культуре славян в I-V вв. н. э., как можно судить по раскопкам городищ и могильников, значительное место занимали различные ремесла, в частности металлообработка, деревообработка, ткачество и гончарное дело, при этом художественная техника отличалась многообразием.
В
VIII—X вв. богато декорировались многие
самые разные изделия. Например, изделия
из древесины делаются и резными, и крашеными;
металл куется, чеканится, гравируется,
эмалируется. Ткани красятся, расшиваются
нитками, бисером, жемчугом и т. д. Городские
древоделы X—XIII вв. располагают уже достаточно
богатым набором инструментов: пилами,
топорами, молотками, ножами, стамесками,
сверлами, рубанками. Мелкие бытовые поделки,
найденные археологами (ложки, сосуды,
шахматные ларцы), говорят о замечательном
мастерстве древнерусских умельцев. Отдельные
из этих предметов, например открытые
в тайнике Десятинной церкви в Киеве, позволяют
считать, что в то время уже применялись
некоторые механизмы и простейшие токарные
станки, лучковые или «с очепом». К XI в.
на территории Киевско-Новгородской Руси
уже выделяются городские ремесленники
разных специализаций как особые общественные
группы в составе тогдашнего общества,
хотя основная масса продуктов различных
ремесел - простые предметы домашнего
обихода - изготовлялись по-прежнему в
крестьянском или феодальном хозяйстве.
Только предметы роскоши, изготовляемые
ремесленниками, предназначались князьям
и для внешней торговли.[6].
То,
что основная масса изделий создавалась
для собственных или узкоместных потребностей,
имело как положительные, так и отрицательные
стороны в развитии художественных ремесел.
С одной стороны, этим обусловливался
проникнутый местным колоритом, сугубо
народный характер выражавшихся в изделиях
эстетических переживаний и традиций;
с другой стороны, использование художественных
ремесел на нужды ограниченного круга
потребителей, своеобразная их замкнутость
тормозили рост ремесленнического мастерства,
качества и разнообразия изделий, вызывая
также определенный застой в их образных
и конструктивных решениях.
Бурный
рост городских художественных ремесел
начинается на Руси с конца X в. В то время
резко увеличивается потребность в разнообразных
изделиях в связи с новыми историческими
условиями - объединением славянских племен
и образованием ими крупнейшего восточнославянского
государства, принятием христианства
как единой государственной религии, развитием
городов, расширением внешних дипломатических
и торговых связей. Монголо-татарское
нашествие (1237) и последовавшая почти трехвековая
зависимость Руси от золотоордынских
ханов повлекли упадок и застой во многих
отраслях хозяйственной деятельности.
Однако они полностью не парализовали
творческую энергию народа, продолжавшего
накапливать знания, опыт и умение в различных
ремеслах. Русские мастера весьма ценились
среди знати и простого населения Золотой
Орды.
Основными
потребителями изделий высокоразвитых
художественных ремесел явились на Руси
в XI-XVII вв. княжеско-боярские дворы и помещичьи
усадьбы, а также монастыри и церкви, быстро
разраставшиеся количественно, крепнувшие
экономически и служившие в то время центрами
культурной жизни. Этим в значительной
мере определилась общая тенденция прикладного
искусства ко все большей пышности, роскоши,
что выражалось в постепенном усложнении,
затейливости, многокрасочности форм,
в использовании дорогих и привозных экзотических
материалов - слоновой кости и жемчуга,
драгоценных камней и кокосового ореха,
красного дерева и др.[6].
К
XI-XII вв. относится рождение нового типа
поселения - усадьбы, представлявшей собой
комплекс жилых (хоромных) и хозяйственных
помещений. Типичные хоромы - это несколько
бревенчатых срубов, соединенных сенями,
со временем обраставших прирубами, придельцами,
присенцами, задцами, гульбищами. Вскоре
в такой комплекс стала включаться и церковь.
Определилась очень своеобразная, живописная
и вместе с тем уравновешенная композиция,
подчиненная бытовым требованиям целесообразности.
Общая планировочная схема меблировки
таких сооружений осталась прежней, пристенной.
Подробную
картину дают памятники древнего Новгорода
- богатые письменные источники, особенно
лицевые рукописи, и археологические находки.
Из них видно, что новгородцы пользовались
скамьями, стульями, табуретками, столами,
столицами и другой мебелью, по формам
близкой изделиям, которые были распространены
в деревнях Севера еще в недавнем прошлом.
Они конструктивно просты, строги и относительно
легки. Декорировка изделий, характерная
почти для всех стран Северной Европы
(Швеция, Норвегия, Дания, Германия), - плоскостная,
типа росписи или инкрустации. В небольших
предметах, например в подставках для
книг или светцах, она более затейливая
благодаря объемной резьбе и точеным элементам.
Орнамент чаще всего несложен: сочетания
прямоугольников, кругов и завитков («прямей»,
«косиц» и «зубчиков»). Существовал и более
сложный орнамент - так называемая «новгородская
плетенка» (на резных крестах и посуде).
Вообще можно говорить о «красном», весьма
декоративном решении мебели и других
изделий в древнем Новгороде.
Широкое
развитие на Руси получило искусство выделки
тканей и кож. Тканей для обивки мебели,
стен и потолков изготовлялось очень много.
Сырьем для них служили лен, конопля, овечья
шерсть. Шелковые ткани - тафта, байберек,
атлас и бархат, а также тонкие сукна ввозились.
Набойка, или выбойка, тканей известна
на Руси с X в. Мастера-красильщики, учитывая
бойкий сбыт товара, заменили ручную разрисовку
ткани печатью с деревянных резных досок.
Позже набивочный рисунок делали и на
досках, забивая в них гвозди. Многоцветные
ткани получались при печати с нескольких
досок. Использовались масляные смывные
или заварные красители, золотой или серебряный
порошок на клейстере. Чаще всего набивалось
льняное полотно, реже - посконное (конопляное).[6].
В
городах и селах вырабатывались различные
сорта кожи: недубленая сыромять, жирная
кожа растительного дубления (юфть), мягкий
тонкий сафьян из шкуры козлят, овец и
телят (опоек), овчина, лайка из шкуры собак
и пергамент из шкуры молодых телят. Кожи
красились. Особенно красив и распространен
был красный и зеленый сафьян.
Металлические
изделия, украшения и детали вырабатывались
всеми известными тогда в Европе способами.
Высокого расцвета достигло эмальерное
дело - покрытие изделий из металла легкоплавкой
цветной стекловидной массой (перегородчатая
или выемчатая эмали). Близко к искусству
эмальерной техники стояло искусство
черни, то есть зачернения углублений
гравированного рисунка. С ними тесно
сопрягалось искусство скани - плетения
орнамента из золотой и серебряной (реже
- медной) проволоки.
Позолотное
дело широко распространилось в России,
видимо, с XV в. Золочение и серебрение дерева
вскоре стали излюбленными в отделке столярных
изделий. Обучение столяров, резчиков,
золотников и других мастеров происходило,
как правило, при монастырях. Так, в 1456
г. в Троице-Сергиевой лавре под руководством
мастера Амвросия была создана школа резчиков
но дереву. Для покрытия нужд великокняжеского
двора Василий III организовал в 1511 г. Московскую
оружейную палату - мастерские, вырабатывавшие
различные предметы вооружения и быта.
Их руководителями в свое время были и
такие выдающиеся художники, как Иван
Безмен и Симон Ушаков.
Информация о работе Педагогика как наука об образовании человека