Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 23:08, контрольная работа
Педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Она разрабатывает теорию и технологию образовательного процесса.
Таким образом, педагогика - это наука о целостном процессе образования человека, включающем в себя обучение, воспитание и развитие личности. Об этом же писал известный публицист и педагог СИ. Гессен: «Педагогика - наука. Этим она отличается от самого образования, служащего ее предметом [5, стр 22]. В этом смысле педагогика является одной из наук о человеке, а именно - о его образовании, становлении как личности.
Тема № 1. Педагогика как наука об образовании человека……………………….3
1.1.Возникновение педагогики как науки…………………………………………..3
1.2. Объект, предмет, функции и задачи педагогики……………………………....4
2. Основные категории педагогики………………………………………………....6
2.1. Образование, воспитание, самовоспитание, обучение………………………..7
2.2.Педагогическая технология, педагогическая задача, педагогическая ситуация……………………………………………………………………………….8
2.3.Развитие, формирование и становление личности……………………………..9
Тема№2. Развитие ремесла и декоративно-прикладного искусства в России X-XVIII вв………………………………………………………………………......…..10
Список литературы……………………………………………………………….…20
XVII
в. ознаменовался общим подъемом производства
на Руси бытовых изделий, расцветом всех
видов прикладного искусства и заметным
ускорением темпа художественно-стилевых
изменений в нем. Последнее было вызвано
двумя причинами. Во-первых, рынок, становившийся
общенациональным и весьма широким, превращался
постепенно в господствующий фактор при
изготовлении изделий на продажу. Мастера
искусства, работавшие по преимуществу
уже как профессионалы, все более вынуждены
были считаться с рыночной конъюнктурой
и модой. Во-вторых, с развитием торговли
и культурных связей с Западной Европой
(Польшей, Германией, Англией, Швецией
и другими странами) происходит обогащение
прикладного искусства за счет новых стилевых
мотивов и форм, особенно с момента воссоединения
Украины с Россией (1653). В XVII в. начинается
процесс «обмирщения» культуры, чему способствует
окончательное подчинение церкви светской
государственной власти после реформы
патриарха Никона.
В
художественном решении бытовых изделий
и жилого интерьера в XVII в. находят место
традиционно-русские орнаментально-декоративные
мотивы: древнего Киева, Новгорода, Суздаля
и Владимира. Вместе с тем мастера используют
и своеобразно перерабатывают сюжеты
и приемы готики, итальянского Возрождения
и барокко.[6].
В
середине века наблюдается комплексная
переделка интерьеров многих усадьб, дворцов,
домов горожан. По мере укрепления центральной
власти после разгрома польско-шведской
интервенции в 1612 г. тон в модах на оборудование
и оформление хором знати и боярства все
более задает царский двор. В 1660 г. под
руководством инженера-архитектора Декенпина
полностью переоборудуется столовая царя,
приобретая характерную для XVII в. пышность
и многокрасочность, а в 1668 г. белорусские
И польские мастера реконструируют помещения
знаменитого Коломенского дворца. В это
время палаты знати, меблируемые отдельно
стоящими изделиями, также решаются по-иному,
уже комплексно, но с сохранением традиционной
замкнутости и изолированности помещений
друг от друга. Однако производство обособленных
предметов мебели растет чрезвычайно
медленно. По-прежнему в жилище преобладает
мебель пристроенного типа, конструктивно
связанная со зданием.
В
мебели тех времен наряду с резьбой высокого
рельефа широко используются точеные
элементы. Изделия обклеиваются тонкими
деревянными пластинами ценных ввозных
пород, инкрустируются деревом, стеклом,
перламутром, зеркалами. Применяются левкас,
позолота и серебрение, потрава, лакировка.
Широко распространяется роспись масляными
и темперными красками по левкасу и дереву.
Изображаются разнообразные узоры, жанровые
сцены. Сундуки, скрыни, подголовники и
изделия для хранения ценных вещей обиваются
узорами из темного металла (железо, цветные
сплавы), под которые подкладывается фольга
или слюда.
Для
типичных изделий мебели, посуды, оружия,
средств транспорта в XVII в. характерна
масштабная закономерность декора: чем
меньше изделие, тем сложнее, насыщенней
и мельче его декоративная проработка.
За счет этого соотносимой с архитектурным
модулем интерьера становится в более
мелких вещах, а общая конфигурация, очертание
не их декор. Это сообщает всему ансамблю
интерьера размерную целостность, зрительное
единство. В XVII в. утверждается, таким образом,
понимание необходимости художественного
решения каждой отдельной вещи с учетом
особенностей всей архитектурно-предметной
среды. Одновременно складываются приемы
оформления, характерные для разных типов
помещений. Залы, приемные и другие многолюдные
помещения решаются обычно очень декоративно,
служебные и интимные -значительно более
строго. Принцип комплексности в оборудовании
помещений, пронизывающий все - от изобразительного
решения и размещения светильников до
оформления стен, - обеспечил четкую продуманность
интерьеров в целом и каждой отдельной
вещи в функциональном и художественном
отношениях.
О
совершенстве изделий, изготовлявшихся
на Руси в XVII в., говорят многочисленные
сохранившиеся памятники.
История
России конца XVII - первой четверти XVIII в.
неотделима от имени одного из крупнейших
политических деятелей России - Петра
I. Значительные новшества вторгаются
в это время не только в область культуры
и искусства, но и в промышленность - металлургию,
кораблестроение и т. д.
Поощряемые государством, растут мануфактуры, причем как в центральных областях страны, так и на периферии.
В
начале XVIII в. появляются первые механизмы
и станки для обработки металла. Многое
в этой области сделано русскими механиками
Нартовым, Сурниным, Собакиным.
Одновременно
закладываются основы государственной
системы общего и специального образования.
Создаются новые школы, юноши направляются
на обучение за границу, в 1725 г. учреждается
Академия наук, при которой открывается
отделение художественных ремесел.
В
XVIII в. формируются новые принципы архитектуры
и градостроительства. Начатые в 1703 г.
постройки Петербурга дают первые примеры
комплексного решения группы интерьеров,
представляющих в эстетическом плане
единое целое. Декоративная гармонизация
интерьеров прослеживается как главный,
определяющий принцип в форме и отделке
всех отдельных изделий. Убранство дворцовых
помещений начала XVIII в. характеризуется
все же сдержанностью и утилитарностью
решений. Предметы мебели, хотя и являются
самостоятельными в конструктивном отношении,
имеют стилевую общность друг с другом
и хорошо вписываются в деловитый интерьер
того времени. Этому способствует широкое
применение дерева в обработке стенных
панелей, дверных и оконных проемов, карнизов,
полотен дверей и др. Постепенно приемы
организации дворцовых интерьеров распространяются
и на дома средних слоев населения. Этот
период отмечен усилением в формообразовании
изделий характерных черт западноевропейского
барокко (Голландия, Англия).
В
результате начинаний Петра I, направленных
на скорейшую ликвидацию культурной отсталости
России и требовавших зачастую радикальных
мер, из дворцового царского и аристократического
быта быстро исчезают изделия традиционно
русских форм, прочно, однако, еще сохраняясь
в жилищах массы сельского и городского
населения, а также в церковном обиходе.
Появление
и утверждение в искусстве России тенденций,
общих со странами Западной Европы, вызывалось
не какой-либо «отсталостью» художественных
принципов и традиций русского искусства,
как это трактовалось официальной эстетикой
XVIII и XIX вв., а потребностью господствующих
классов новой эпохи - эпохи феодального
абсолютизма и крепостничества - выразить
и закрепить в художественных формах идею
своей руководящей социальной и культурной
роли в жизни страны.[6].
Нормы
дворянского быта, теперь уже прочные,
устойчивые, получившие ярко классовую
печать, требуют от оформления интерьера
репрезентативности - демонстрации богатства,
утонченности и блеска в жизни владетельной
особы. Формы старого быта, в том числе
петровского (еще деловитого, строгого),
к середине XVIII в. окончательно вытесняются.
Господствующие позиции в русском искусстве
занимает стиль рококо, логически завершавший
тенденции позднего барокко. Парадные
интерьеры этого времени, например некоторые
помещения Петергофского и Царскосельского
дворцов, почти сплошь декорируются вычурной
резьбой.
Общие особенности рокайльной орнаментации (изогнутость линий, обильная и асимметричная компоновка стилизованных или близких к натуре цветов, листьев, раковин, глазков и т. п.) полностью воспроизводятся в русской архитектуре и мебели того времени, керамике, одежде, каретах, парадном оружии и т. д.[6].
Растущее
национальное самосознание обусловило
развитие русского прикладного искусства
по вполне самостоятельному пути. Несмотря
на безусловное сходство форм собственных
изделий с западноевропейскими, в большом
числе ввозившимися в страну, нетрудно
заметить и различия между ними. Так, по
сравнению с французскими, изделия русской
мебели обладают гораздо более свободными
формами и мягче по очертаниям, прорисовке.
Мастера еще удерживали навыки народной
резьбы, более крупной и обобщенной, чем
на Западе. Не менее характерна полихромность
русских изделий и сочетание позолоты
с покраской, редко встречающееся во Франции,
а в России принятое повсеместно.
С
60-х гг. XVIII в. в русской архитектуре начинается
переход к классицизму с его лаконичными
и строгими формами, обращенными к античности
и отмеченными большой сдержанностью
и изяществом. Этот же процесс происходит
и в прикладном искусстве.
В
планировке, оборудовании и декоре городских
особняков и дворцов (архитекторы Кокоринов,
Баженов, Кваренги и др.) появляется четкая
симметричность, пропорциональная ясность.
Стены помещений (между окон или напротив
них) скрываются зеркалами и панелями
из шелкового штофа, декоративных хлопчатобумажных
тканей, сукна или грунтованных расписных
холстов. Полы набираются из дерева различных
пород, а иногда обтягиваются холстом
или сукном; потолки расписываются (например,
техника гризайль, имитирующая рельефную
лепку). Переходы от стен к потолку в парадных
помещениях решаются в виде карнизов,
дверные проемы превращаются в порталы.
Оконные проемы резко увеличиваются, получают
красивые пропорции.
Интимность
бытовых помещений, как правило, второго
этажа, создается за счет применения местных
пород древесины для отделки стен и пола.
Так, вместо наборного паркета применяются
еловые дощатые «под воском» полы. Стены
и потолки часто обиваются тканью или
выклеиваются обоями. Если в парадных
помещениях устраиваются внушительных
размеров мраморные камины, то в интимных
покоях возводятся более традиционные
печи на тумбах или ножках, облицованные
изразцами. Столь же заметно различие
светильников: в залах это ювелирно выполненные
и дорогостоящие люстры, канделябры, бра,
в покоях -значительно более скромные
подсвечники и лампы. Еще больше контраста
в формах парадной и бытовой мебели. Все
это говорит не столько о стремлении владельцев
дворцов и особняков к экономии, сколько
об учете ими предметной среды как важного
фактора психологически уместной атмосферы
.
Большинство
мебельных и ряд других изделий в конце
XVIII - первой половине XIX в. не были постоянно
нужными; при отсутствии необходимости
они либо убирались, либо переносились
в неактивно используемые части помещений.
Мебель для сидения обязательно зачехлялась.
В этой же связи большое развитие получила
трансформируемая мебель с рабочей плоскостью
- чайные и карточные столики, складной
обеденный стол, стол для рукоделия, система
разновысоких, помещающихся друг под другом
столов и др. Все это значительно повышало
комфортабельность быта, тонкую дифференциацию
его функционального обеспечения и разнообразие
облика помещений в различных житейских
ситуациях. Одновременно особо выделялся
ряд бытовых процессов, проходивших в
теплое время года вне здания - на террасе
и в парке. В результате получают распространение
новые виды изделий - садово-парковая мебель,
господствующих классов новой эпохи -
эпохи феодального абсолютизма и крепостничества
- выразить и закрепить в художественных
формах идею своей руководящей социальной
и культурной роли в жизни страны.[7].
Нормы
дворянского быта, теперь уже прочные,
устойчивые, получившие ярко классовую
печать, требуют от оформления интерьера
репрезентативности - демонстрации богатства,
утонченности и блеска в жизни владетельной
особы. Формы старого быта, в том числе
петровского (еще деловитого, строгого),
к середине XVIII в. окончательно вытесняются.
Господствующие позиции в русском искусстве
занимает стиль рококо, логически завершавший
тенденции позднего барокко. Парадные
интерьеры этого времени, например некоторые
помещения Петергофского и Царскосельского
дворцов, почти сплошь декорируются вычурной
резьбой.
Общие
особенности рокайльной орнаментации
(изогнутость линий, обильная и асимметричная
компоновка стилизованных или близких
к натуре цветов, листьев, раковин, глазков
и т. п.) полностью воспроизводятся в русской
архитектуре и мебели того времени, керамике,
одежде, каретах, парадном оружии и т. д.[7].
Растущее
национальное самосознание обусловило
развитие русского прикладного искусства
по вполне самостоятельному пути. Несмотря
на безусловное сходство форм собственных
изделий с западноевропейскими, в большом
числе ввозившимися в страну, нетрудно
заметить и различия между ними. Так, по
сравнению с французскими, изделия русской
мебели обладают гораздо более свободными
формами и мягче по очертаниям, прорисовке.
Мастера еще удерживали навыки народной
резьбы, более крупной и обобщенной, чем
на Западе. Не менее характерна полихромность
русских изделий и сочетание позолоты
с покраской, редко встречающееся во Франции,
а в России принятое повсеместно.
С
60-х гг. XVIII в. в русской архитектуре начинается
переход к классицизму с его лаконичными
и строгими формами, обращенными к античности
и отмеченными большой сдержанностью
и изяществом. Этот же процесс происходит
и в прикладном искусстве.
В
планировке, оборудовании и декоре городских
особняков и дворцов (архитекторы Кокоринов,
Баженов, Кваренги и др.) появляется четкая
симметричность, пропорциональная ясность.
Стены помещений (между окон или напротив
них) скрываются зеркалами и панелями
из шелкового штофа, декоративных хлопчатобумажных
тканей, сукна или грунтованных расписных
холстов. Полы набираются из дерева различных
пород, а иногда обтягиваются холстом
или сукном; потолки расписываются (например,
техника гризайль, имитирующая рельефную
лепку). Переходы от стен к потолку в парадных
помещениях решаются в виде карнизов,
дверные проемы превращаются в порталы.
Оконные проемы резко увеличиваются, получают
красивые пропорции.Интимность бытовых
помещений, как правило, второго этажа,
создается за счет применения местных
пород древесины для отделки стен и пола.
Так, вместо наборного паркета применяются
еловые дощатые «под воском» полы. Стены
и потолки часто обиваются тканью или
выклеиваются обоями. Если в парадных
помещениях устраиваются внушительных
размеров мраморные камины, то в интимных
покоях возводятся более традиционные
печи на тумбах или ножках, облицованные
изразцами. Столь же заметно различие
светильников: в залах это ювелирно выполненные
и дорогостоящие люстры, канделябры, бра,
в покоях -значительно более скромные
подсвечники и лампы. Еще больше контраста
в формах парадной и бытовой мебели. Все
это говорит не столько о стремлении владельцев
дворцов и особняков к экономии, сколько
об учете ими предметной среды как важного
фактора психологически уместной атмосферы.[6].
Информация о работе Педагогика как наука об образовании человека