Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 17:53, реферат
Педагогика обрела статус науки благодаря трудам и авторитету выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского. Он изложил свои основные идеи в труде «Великая дидактика», который получил мировое признание. Сегодня «дидактика» (теория и методика обучения) определилась в качестве самостоятельной отрасли общей педагогики.
Введение 3
1.Педагогика как наука, предмет педагогики. 4
2.Основные категории педагогики. 6
1.Образование. 6
2.Воспитание. 12
3.Обучение. 17
Заключение 19
Список использованной литературы 21
Обучение - любая перемена в поведении, информации, знаниях взаимопонимании, мировоззрении, в системе ценностей или навыках (чтобы считаться образованием, обучение должно носить плановый характер и не сводиться просто к физическому росту, взрослению или общей специализации);
Организованное - планируемое в соответствии с определенной последовательностью с четко обозначенными или подразумеваемыми целями;
Устойчивое предполагающее, что в любом учебном опыте есть элементы продолжительности и непрерывности. Не предусматривается никакой минимальной продолжительности, но соответствующие минимумы будут указаны в практическом руководстве.
Для
практики принято считать образование
как процесс обучения и воспитания,
так и результат этого
Другие авторы, например, Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова рассматривают три аспекта понятия образование, а Б.Г. Гершунсий - пять.
Если
исходить из позиций авторов-
Другие
эксперты при формировании понятия
образование провели
1) общественное явление, атрибут и вечный спутник человечества на всем его историческом пути;
2) значимая ценность (социальная и индивидуальная; вспомним, как родители нередко говорят детям: «Я дал тебе жизнь и образование, теперь...»);
3)
функция общества и
4)
сложная иерархическая система,
5)
сфера социальной
6) деятельность, предполагающая взаимодействие педагогов и тех, кто получает образование;
7) процесс;
8)
результаты образовательного
При
всей многоликости приведенные аспекты
значения термина «образование» имеют
и нечто общее - все они так или иначе связаны
со становлением личности человека, с
передачей и освоением социального и культурного
опыта, с передачей культурных ценностей.
2.2 Воспитание.
Под воспитанием понимается процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к общественной, культурной и производственной деятельности. Само воспитание как средство подготовки подрастающих поколений к жизни возникло вмести с появлением человеческого общества. Общественный прогресс и стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков, и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам.
Термин воспитание используется в двух смыслах - узком и широком - в зависимости от контекста. В узком смысле традиционно понимается система целенаправленных воздействий на личность, развитие, формирование личности в заданном воспитателем направлении, что проявляется в изменении мировоззрения, системы ценностей, установок, действенных отношений человека к миру и т.п. Такое представление о воспитании является упрощенным и в настоящее время подвергается интенсивному переосмыслению. В настоящее время в узком педагогическом смысле, под воспитанием понимается специальная воспитательная работа; в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание), эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание). В таком случае термин означает участок приложения воспитательных сил.
В широком социальном смысле, когда речь идет о воздействии на человека всей окружающей действительности; в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленная деятельность, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс формирования - интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности.
Широкое понимание воспитания вполне оправданно и используется все чаще. Действительно, любое новое знание или умение, а также процесс их приобретения неизбежно оказывают влияние на личность человека. Отсюда берет свое начало один из главных принципов педагогики - принцип единства обучения и воспитания (здесь уже термин «воспитание» взят в узком смысле).
Воспитание в широком смысле как целенаправленный процесс овладения всей совокупностью общественного опыта включает в себя:
обучение
как процесс овладения
воспитание в узком смысле как формирование социальных, нравственных, эстетических и других отношений.
Выделение в общем воспитательном процессе его специфических сторон носит в известной мере условный характер. В реальной педагогической деятельности они всегда органично связаны между собой и проникают друг в друга. Тем самым педагогический процесс предполагает осуществление целостной системы педагогического взаимодействия, соответствующего определенным, собственно педагогическим требованиям.
Воспитание социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория воспитание - одна из основных в педагогике. Воспитание часто трактуется в ещё более локальном значении - как решение какой либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание общественной активности, коллективизма).
В
современном русском языке
Говоря о воспитании, также подразумевают либо процесс - совокупность влияний на формирование личности, приводящую к усвоению навыков поведения в данном обществе и принятых в нем социальных норм, либо результат этого процесса - воспитанность человека. А понятие «образование» стало обозначать процесс и результат освоения личностью конкретных содержательных аспектов культуры, приобретения грамотности в существующих в ней языках и ориентированности в текстах.
Определение воспитания в понимании Л.Д. Столяренко: «Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду».
Ни одно из существующих многочисленных определений цели воспитания не является исчерпывающим. В различных педагогических концепциях цель воспитание трактуется, в зависимости от социально-философских позиций авторов, как воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство; приобщение человека к культуре, развитие у него творческой индивидуальности; воспитание социально компетентной личности; автономной личности, способной к позитивному изменению и совершенствованию себя и окружающей действительности; эмансипация, свободное развитие личности; формирование отношений личности к миру и с миром, к себе и с самой собой; развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации и самоутверждении.
С содержательной точки зрения воспитание классифицируется по-разному. Наиболее обобщённая классификация включает в себя умственное, трудовое и физическое воспитание. Часто, принимая во внимание аспекты воспитательного процесса, называют (в различных сочетаниях) идейно-политическое, военно-патриотическое, патриотическое, нравственное, интернациональное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, половое, экологическое, экономическое воспитание.
По институциональному признаку выделяют семейное воспитание, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное).
По доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемых выделяют авторитарное, свободное, демократическое воспитание.
Современная педагогика исходит из того, что процесс воспитания представляет собой непрямое воздействие на воспитанника (как традиционно считалось), а социальное взаимодействие различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (микрогрупп и коллективов) и условно социальных - институтов воспитания.
Социальные взаимодействия, в которых происходит воспитание человека, можно представить в виде множества «цепочек»: общество - группа - личность, государство - институты воспитания - человек, коллектив - микрогруппа - личность, воспитатель - коллектив, воспитатель - микрогруппа, воспитатель - воспитанник и т.д.
В одних «цепочках» взаимодействие непосредственное, в других - опосредованное. Существует понятие асимметричности взаимодействия в процессе воспитания, проявляющейся в различной мере активности субъектов воспитания. Очевидно, что она объективно значительно больше во взаимодействии государства, институтов воспитания и человека, чем воспитателя и воспитанника.
Современное
воспитание направлено на формирование
у личности, с одной стороны, нравственно-мировоззренческой
устойчивости, с другой - гибкости. В
быстроизменяющемся мире человек может
жить и эффективно функционировать,
обладая высокой
В то же время человеку необходимо иметь определённый внутренний стержень, мировоззрение, убеждения, иначе при каждом изменении развития общества и государства, индивидуального жизненного пути у человека могут проявиться невротические реакция, дезадаптация, дезинтеграция личности, вплоть до её распада.
Вследствие
происходящих в стране социально-политических
и экономических преобразований началось
широкое общественное движение, направленное
на коренной пересмотр характера, содержания,
форм и методов воспитания. Суть поиска
состоит в том, чтобы в центр воспитания
было поставлено развитие личности на
основе общечеловеческих ценностей, реализации
идеи приоритета личности по отношению
к коллективу, обществу, государству. Достижение
этой задачи требует признания приоритетной
роли воспитания в социально-экономической
политике государства, жизни общества,
гуманизации и демократизации воспитания.
2.3 Обучение
Рассматривая категорию «обучение», надо обратить внимание на тот факт, что термин обучение включает в себя два понятия учение (деятельность обучающегося) и преподавание (деятельность преподавателя). Сделаем попытку сформулировать самостоятельно содержательную часть этой категории. Предварительно ознакомившись с мнениями на этот счет других специалистов, т.е. сначала приведем различные трактовки понятия обучение, проанализируем их, а затем попытаемся предложить некоторую синтетическую формулировку.
Информация о работе Педагогика как наука, предмет педагогики