Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 22:56, курсовая работа
Цель работы: выявить причины появления упрямства и капризов, методы и приемы для борьбы с ними.
В соответствии с объектом и предметом исследования мною были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические основы изучаемой проблемы
Исследовать особенности детско-родительских отношений
Разработать рекомендации для родителей по совершенствованию процесса воспитания
Введение
Упрямство и капризы детей в семье, возрастные особенности их проявления
1.1 Упрямства и причины их появления
1.2 Капризы и причины их появления
1.3 Кризисы развития
1.4 Периоды проявления упрямства и капризов
Исследование стиля воспитания для предупреждения появления и преодоления упрямства и капризов у детей в семье
2.1 Роль родителей в развитии ребенка
2.2 Предупреждение и преодоление капризов
2.3 Предупреждение и преодоление упрямства
2.4 Исследование приемов и методов в борьбе с упрямством и капризами
Заключение
Список использованных источников
Дети раннего возраста не только рвутся к самостоятельности, но и обожают экспериментировать. Общеизвестный результат детских экспериментов – сломанные игрушки, порванные книжки, разрисованные обои. И взрослые начинают запрещать. Запрет на самостоятельные действия – самый верный способ вызвать упрямство и капризы ребенка.
Ребенок встречает запрет не просто на достижение желаемого, а на активную попытку самоутверждения в новом качестве – самостоятельного, независимого, повзрослевшего человека. Запрет взрослого для него – отказ очень значимого лица признать себя в этом качестве. Отсюда и бурная эмоциональная реакция. [12]
В возрасте 6-7 лет капризы возникают как реакция на неуспех, как продолжение требовательности и упрямства. Упрямство в этом возрасте возникает самопроизвольно или как продолжение спора. Характерной чертой является относительная независимость от содержания конкретной ситуации, в которой упрямство возникает. По этому параметру упрямство у детей 6-7 лет сродни упрямству по отношению к кризису 3 лет. Ребенок действует не по логике ситуации, а по логике аффекта. [1] Те же черты характерны и для упрямства в 6-7 лет. Ребенок настаивает на своем не потому, что ему действительно хочется (или не хочется) чего-то, а потому, что он уже высказал свое желание или нежелание.[10]
В подростковом возрасте, когда происходит переоценка нравственных ценностей и усвоение их на новом, более сложном уровне, вновь возникает опасность развития упрямства. Тяготея к подлинной самостоятельности и независимости, подросток противится чужой воле. Он старается непременно настоять на своем, подчас совершенно не задумываясь о том, кто в сложившейся ситуации прав, а кто нет. Причем многие подростки склонны оценивать упрямство как положительную черту, лежащую в основе формирования сильной воли. [7]
Выводы по первой главе
Из вышесказанного можно убедиться в том, что капризы и упрямство являются одними из самых распространенных недостатков в поведении детей, и практически каждая семья сталкивается с этой проблемой.
В основном капризы выражены в действиях ребенка, направленных главным образом на то, чтобы оказать сопротивление к требованиям, советам, указаниям старших и настоять на собственных желаниях. Как правило, эти действия сопровождаются отрицательными эмоциональными реакциями.
Упрямство – вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов, выражается в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам и требованиям родителей. Означает наличие у детей способности противостоять психическому давлению и диктату родителей.
Причин капризничать и упрямствовать у детей предостаточно. Это может быть и неудовлетворенность повседневных жизненных нужд и потребностей, манипулирование взрослыми, выяснение отношений, потребность в общении и многое другое. Но на мой взгляд, основной причиной появления упрямства и капризов является неправильное воспитание. Семейное воспитание играет большую роль в развитии личности ребенка. Упрямство может стать чертой характера, если своевременно не обратить на него внимания. Капризы могут превратиться в привычную форму поведения ребенка, для того чтобы с их помощью добиваться того, чего они хотят, и это может стать отрицательной чертой характера. Поэтому, я считаю, очень важно, чтобы родители своевременно реагировали на упрямство и капризы детей.
Так как ребенок растет и развивается - происходит смена периодов его жизни, между которыми существуют переходы, выраженные в виде кризисов развития. Упрямство и капризы являются спутниками любого возрастного кризиса. Со стороны родителей очень важно помочь ребенку выйти из кризиса, смягчить его проявления.
Если сравнивать возрастные особенности проявления упрямства и капризов у детей, то наиболее ярко они выражены у детей младшего возраста и наиболее часто возникает в возрасте от 1 до 5 лет. В этом возрасте ребенок проходит перестройку, в процессе которой приобретает новый опыт под названием «Я сам», начинает больше понимать, острее переживать эмоциональные конфликты. Он стремится всё делать сам и протестует против помощи и ограничений его возможностей. В этом возрасте ребенок проявляет заметную настойчивость в осуществлении своих желаний и его нелегко переубедить.
Уже в подростковом возрасте капризы встречаются меньше, но возрастает проблема проявления упрямства, так как это возраст, в котором стремятся к самостоятельности, независимости и в котором противятся чужой воле.
Таким образом, упрямства и капризы являются непременным спутником детства, и родители должны правильно реагировать на эти явления, так как капризы и упрямства оказывают негативное влияние на развитие личности ребенка.
Исследование
стиля воспитания для
2.1 Роль родителей в развитии ребенка
У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение и часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители.
Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало. Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь?
А можно ли назвать хорошими тех родителей, которые прибывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, как сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка, не знают, можно ли наказать, а если прибегли к наказанию за проступок, тут же считают, что были не правы? Все неожиданное в поведении ребенка вызывает у них испуг, им кажется, что они не пользуются авторитетом, иногда сомневаются в том, любят ли их собственные дети. Часто подозревают детей в тех или иных вредных привычках, высказывают беспокойство об их будущем, опасаются дурных примеров, неблагоприятного влияния “улицы”, выражают сомнение в психическом здоровье детей.
По-видимому, ни тех, ни других нельзя отнести к категории хороших родителей. И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству.
При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле. [9]
В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье - это та же жизнь, и поведение родителей и даже чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы.
Дети же своим поведением показывают родителям, в чём они больше нуждаются, каковы их эмоциональные потребности: может, им нужно больше любви, больше дисциплины, больше признания его как личности, больше понимания. Хорош тот родитель, который умеет понять это. Такое поведение проявляется в виде капризов и упрямства. Если родители сталкиваются с непослушанием и капризами своего чада, значит, придется приложить некоторые усилия, чтобы с этим справиться. [10]
2.2 Предупреждение и преодоление капризов
Строгой, четкой, пригодной на все случаи жизни методики предупреждения и преодоления капризов нет. Однако в данном случае можно воспользоваться рядом воспитательных правил, следование которым поможет справиться с детскими капризами. Особенно важно исключить из арсенала родителей грубость, резкость, требования, выражающиеся в стремлении «сломить силой». [7] Ведь каприз – явление обычное, и не стоит лишний раз ругать или шлепать ребенка, так как дети которых удается заставить быть подчеркнуто вежливыми и исполнительными, испытывают большое психическое напряжение, переходящее в чрезмерное чувство вины при неудачах, опасение сделать что-то не так, неуверенность в себе. Что-то он может сделать сам, в чем-то ему следует помочь, но не стоит постоянно стоять над душой, да еще и стыдить и угрожать.
Как только ребенок начинает капризничать, можно постараться отвлечь его от предмета, так взбудоражившего его. Ведь ребенок обладает способностью переключать внимание без остатка, быстро забывая о том, что его интересовало еще пять минут назад. И эту его способность можно использовать неограниченно и с отличным результатом. Но не стоит использовать прием отвлечения внимания слишком примитивно, например, с помощью фраз - «А вон, смотри какая девочка», «А вон, смотри какая машина поехала» и тому подобные варианты. Ребенок может раскусить вашу попытку хитростью заставить его позабыть причину его расстройства. Рев может усилиться – закономерная обида, реакция на обман. Отвлечение требует избирательности и фантазии. Первое правило – не нужно начинать отвлечение с ребенка. Лучше начать его с себя. Необходимо замаскировать тот факт, что вы отвлекаете его, например самому приковаться на предмет отвлечения внимания и начать вслух разговаривать самому с собой таким тоном, чтобы ребенок понял, что вы разговариваете не для него. Второе правило – надо стараться, чтобы предмет отвлечения внимания того заслуживал, чтобы это было действительно что-то неожиданное.
Если не удалось переключить внимание ребенка на другой объект, имеет смысл оставить его в покое и сдержанно игнорировать его капризы. Следует позволить ему «отвести душу», потому что гнев – это в определенной мере лишь попытка убедить окружающих в том, как «жестоко» с ним обращаются. Уступки ребенку могут иметь место только в том случае, если они педагогически целесообразны и оправданы логикой воспитательного процесса. Самыми эффективными способами «лечения» капризов являются те, которые «разоружают ребенка», вынуждают понять, что взрослые никогда всерьез не отнесутся к его причудам, будут оставаться спокойными и равнодушными к его поведению, что бы он ни делал.
Главным направлением педагогической деятельности по профилактике капризов на всех возрастных уровнях является укрепление и закаливание нервной системы ребенка, спокойный, без раздражительности тон общения с ним, тактичное внушение, стимулирование развития творческих сил и инициативы. [7]
Важно помнить, что использовать приемы нужно так, чтобы ребенок чувствовал родительскую любовь и заботу.
2.3 Предупреждение и преодоление упрямства
Основной путь предупреждения упрямства – правильная организация жизни и деятельности ребенка, здоровая атмосфера и правильные взаимоотношения в семье, спокойная требовательность и устранение избытка внимания к ребенку. Большую роль играют меры, направленные на укрепление нервной системы: соблюдение режима сна, питания, работы и отдыха, устранение обилия впечатлений. Надо всегда искать причины проявляемого упрямства и устранять их, но ни в коем случае нельзя подавлять волевые усилия формирующейся личности, хотя и ложно утверждаемые. Также нужно учесть тот факт, что ребенок может отказывать что-то делать из-за того, что он фактически пока не может этого делать: у него еще нет чувства ответственности и способности последовательно управлять своими действиями. Поэтому нельзя прибегать к угрозам, грубому насилию, физическим мерам воздействия. Попытка взрослых «сломить» упрямство ребенка силовыми методами, как правило, не приводит к цели. В таком случае ребенок либо оказывается «победителем» в этой борьбе, либо сломленный и подавленный, глубоко переживает свое «поражение». В конечном итоге, до конца не понимая, в чем он прав и почему от него что-то требуют, он становится озлобленным по отношению ко взрослым. Ни в коем случае не должны иметь места упрашивания и уговоры, заканчивающиеся необоснованными уступками со стороны взрослых. [7]
Помимо рассмотренных выше, можно ориентироваться на следующие специальные методы и педагогические приемы преодоления упрямства.
В некоторых случаях возможно спокойное игнорирование и отложенное на время воздействие за проступки, когда взрослые перестают обращать внимание на упрямого ребенка, воздерживаются от всякого прямого воздействия на него (при условии, если упрямство ребенка не приносит серьезного ущерба его здоровью и не вредит окружающим). Очень важно понять тот факт, что ребенок упрямится именно потому, что он ребенок, для него неестественно быть таким взрослым, каким его уже хотят видеть родители. Он подражает им, с радостью осваивает новые умения и навыки. Но остается самим собой, растет, как определено природой. [12]
В момент проявления упрямства можно попробовать отвлечь ребенка и переключить его на какое-либо другое занятие. В отдельных случаях полезен метод «естественных последствий», когда ребенок на собственном опыте убеждается в неприятных последствиях своего упрямства, «страдает» от непослушания и своеволия.
Немаловажное значение имеет форма обращения к ребенку – тактичная рекомендация, совет, указание на несколько возможных вариантов действия с их сравнительной оценкой, создающих у него иллюзию действия «по собственному желанию». Родители должны помнить, что запретов в воспитании должно быть как можно меньше. Когда слово «нельзя» употребляется излишне часто, то это вызывает упорное желание не подчиняться. Доброта и доверие к ребенку, обстановка творческой деловитости в семье – главные условия успешного преодоления упрямства. [7]
Исследование приемов и методов в борьбе с упрямством и капризами
Для исследования приемов и методов, которые используют родители для преодоления упрямства и капризов детей в семье мною была использована методика «Интервью», которая проводилась в УО «Общеобразовательная средняя школа №1 г. Сморгони». Я интересовалась у работников какие они используют приемы для борьбы с капризами и упрямством у своих детей. Мною было опрошено 39 человек (100%). Из них 28 педагогов (72%) и 11 работников школы, не имеющих педагогического образования (28%). В результате опроса были получены следующие результаты.
Для преодоления капризов и упрямства своих детей 15 человек (38,5%) из опрошенных прибегают к повышению голоса и наказаниям. Из них 8 педагогов, что составляет 29% от количества опрошенных педагогов, и 6 работников школы без педагогического образования (55%).
Не придают большого значения, игнорируют капризы и упрямство своих детей 4 человека (10%), из них 2 педагога (7%) и 2 работника школы (18%).