Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 11:39, контрольная работа
1. Охарактеризуйте педагогику цивилизации Востока.
2. Назовите основные принципы педагогики в эпоху Античности.
3. Укажите, кто является автором педагогического «принципа природосообразности»:
а) И.Г.Песталоцци;
б) Ж.Ж.Руссо;
в) Я.А.Коменский.
1. Педагогика цивилизации востока
Решающее влияние на развитие теории и практики образования стран Ближнего и Дальнего Востока оказал общий характер восточного общества, которое существенно отличалось от западного.
Среди исторически сложившихся особенностей Востока как единого региона наиболее часто отмечаются следующие:
Создателем первых в истории человечества педагогических обобщений был великий китайский философ и педагог Конфуций (551-479 до н.э.), которого называли Учитель Кун. сегодня Конфуций признается в качестве первого учителя Китая. И хотя до нас не дошли его собственные произведения, но мы хорошо знаем о его жизни и деятельности из работ его многочисленных учеников и последователей: в созданной им школе обучалось до 3 тыс. учеников. Образовательная концепция цивилизации Востока, основы которой были созданы Конфуцием, отличалась следующими особенностями:
Таковы наиболее характерные черты исторически первого типа всемирного педагогического процесса, в котором впервые были разграничены две его главные стороны: педагогическая теория и педагогическая практика. В восточном типе образовательной системы ясно обнаруживается ее важнейшая установка: подчинение отдельного человека господствующей религиозно-философской традиции, жесткое ограничение возможности для его творческого самовыражения при отсутствии представлений о самобытной, критически мыслящей личности.
Эти традиционные социально-культурные и образовательные основы цивилизации Востока были глубоко потрясены в XIX в. столкновением с динамичной цивилизацией Запада. Ее влияние здесь стало быстро усиливаться по мере развития буржуазных отношений в Европе и Северной Америке.
И хотя это воздействие Запада на страны Востока было весьма неравномерным все же в целом здесь в течение XIX в. Произошла значительная переориентация в педагогических традициях в развитии образования, которая обеспечила приобщение этого региона к западным достижениям в науке и технике.
2. Образовательная система западной цивилизации
По своим социокультурным основаниям западная цивилизация кардинально отличается от обществ восточного типа, хотя она сформировалась в основном примерно в ту же эпоху, что и восточная: к середине I тысячелетия до н.э. Ее колыбелью стал античный мир, включавший в себя страны Западной Европы, а также государства, расположенные по побережью Средиземного моря на севере Африки и Западе азиатского материка.
В наиболее полном виде западный
тип цивилизации впервые
Главные особенности западной цивилизации состояли в следующем:
Это были совершенно новые исходные установки для решения образовательных проблем, определения целей обучения и воспитания, которые коренным образом отличались от древневосточных концепций своей ориентацией на творческую личность и рационализм.
Первая теоретическая модель западной педагогики была разработана в Афинах — крупнейшем духовном центре Древней Греции, ставшем к середине I тысячелетия до н.э. средоточием философских, научных и художественных школ, центром новой системы воспитания.
Это была система воспитания, основанная не на подавлении индивидуальных различий, а на стимулировании их использования на благо общества и государства с помощью демократических институтов. Система предлагала открытое обсуждение политических вопросов, критичность мышления, борьбу мнений, умение согласовывать личные, групповые и общественные интересы. В результате в центре внимания афинской системы воспитания оказалась отдельная личность с выраженной способностью к творчеству. Это, в свою очередь, порождало отказ от благоговейного отношения к «святыне отеческого закона», к традициям прошлого, желание рационально познать космос и место человека в нем.
Исключительное по силе и глубине влияние на становление западной культуры и педагогической мысли оказал выдающийся философ и педагог Сократ (469—399 до н.э.). И хотя Сократ жил в ту же эпоху, что и Конфуций, созданная им педагогическая концепция существенно отличалась от конфуцианской. Ее содержание сводилось к следующим главным идеям:
• но поскольку духовные ценности изначально содержатся в самих воспитанниках, а не приносятся извне, основным методом воспитательной деятельности должен быть живой диалог между учеником и наставником. Именно диалоговый метод наилучшим образом способствует совместному поиску истины, познанию мира и самого себя. Причем это последнее Сократ считал самым важным в воспитании: «Познай самого себя» — его любимое изречение. Поэтому знание гуманитарных наук он считал более значимым, нежели знание наук естественных, таких, как математика, астрономия и др.
Основывая свою педагогическую концепцию на диалоговом методе, Сократ подчеркивал активную роль своих собеседников, никогда не называл их учениками, но только «друзьями», «участниками разговора». Причем сократовская беседа не носила характера поучения знающим незнающего. Сократ выступал со своими учениками «плечом к плечу» в совместном поиске истины, исходя из знаменитого девиза: «Я знаю только то, что ничего не знаю».
Совокупность этих философско-педагогических идей Сократа свидетельствует о принципиальном отличии западной концепции от восточной. Однако не следует преувеличивать эти различия. Античное общество, отличаясь от восточного, все же оставалось преимущественно аграрным, доиндустриальным было, по сути, во многих отношениях столь же традиционным, как и восточное. Свидетельством чего может служить трагическая судьба самого Сократа, приговоренного афинским судом за свои идеи к смертной казни.
Но все же античное общество
сумело выразить критическое отношение
к традициям, положить начало их переосмыслению,
утвердить отношение к
3. «Принцип природосообразности» Я.М. Коменского
Возникнув во времена античности, эта новая доминанта педагогики и культуры выжила под гнетом всевластия христианской церкви в Средние века и возродилась с новой силой во всех сферах духовной жизни в Новое время. Наиболее ярким ее проявлением в этот период стало творчество великого чешского педагога Я. А. Коменского (1592-1670).
Время, в которое он жил, вошло в историю как «век разума» - Образование и культура этого времени вдохновлялись девизом: «Знание — сила!». Приоритет разума, науки окончательно утвердился как символ западной цивилизации. Мудрость, по мнению выдающегося немецкого философа этого времени Готфрида Лейбница, это совершенное знание всех наук и искусств, их применение.
В общественном сознании после столетних «сумерек Средневековья» вновь громко зазвучали призывы к утверждению права человека на индивидуальное развитие, свободный выбор видов деятельности.
Эти гуманистические настроения духовной жизни определяли направление педагогического поиска, и на этой основе впервые возникла научная педагогика в качестве самостоятельной отрасли знаний. Ее создателем стал Коменский. Он родился в Чехии в г. Нивнице в семье, принадлежавшей к протестантской общине чешских братьев. Образование получил в университетах Праги и Гейдельберга. Долгое время преподавал в учебных заведениях Польши. Вынужден был из Польши уехать из-за гонений со стороны властей; много путешествовал по Европе, став подлинным «гражданином мира». Принимал участие в развитие систем образования в Англии, Швеции, Венгрии.
Я. Коменский сыграл такую же роль в становлении педагогики, как Р. Декарт — в философии, Н. Коперник — в астрономии, И. Ньютон — в физике.
Опираясь на философские и педагогические идеи Античности, прежде всего на идеи Платона и Аристотеля, Коменский критически осмыслил и систематизировал наследие прошлого, существенно дополнив его собственным учением, в котором впервые дал глубокое обоснование сущности, принципам и методам обучения и воспитания.
Его основным произведением является «Великая дидактика», переведенная на все ведущие европейские языки. Термин «дидактика» греческого происхождения (didaktikos — поучающий, относящийся к обучению). Но Коменский трактовал этот термин гораздо шире, чем это делается в наши дни, когда под дидактикой понимается лишь одна из частей педагогики, существующая наряду с теорией воспитания и общей теорией педагогики. У Коменского в содержание понятия «дидактика» включаются не только вопросы обучения, но и многие аспекты воспитания, управления школой и др. Дидактика Я.А. Коменского охватывает, по сути Дела, все проблемы, которые рассматриваются в современной педагогической науке.
Основные идеи его учения сводились к следующим положениям: целью воспитания является всестороннее развитие личности, ее способностей, заложенных природой. Эту основополагающую Мысль своей концепции Коменский выражал термином «природосообразность». Эта установка означала нацеленность всего воспитания, прежде всего на самосовершенствование, а не на что-либо иное, например, на служение Богу или государству.
Если один из основателей средневековой христианской идеологии Августин Блаженный утверждал, что «благородный дух человеческий ни на чем не успокоится, кроме как на Боге», то Коменский поддерживал Петрарку, который к этой формуле «отца церкви» добавлял: «кроме как на себе самом и своих внутренних устремлениях»;