Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:04, контрольная работа
Интерес к проблеме развития идеи свободного воспитания определяется современной социокультурной ситуацией, ориентированной на общечеловеческие идеалы и идею свободного развития каждого члена общества; положением в системе образования, характеризующимся сменой парадигм в педагогической науке и практике; тенденциями в области образования, суть которых состоит в обращении к мировому историческому прошлому, преемственности духовных идеалов и ценностей, их реализация в современных условиях.
Введение.
1. Свободное воспитание в истории отечественной педагогики.
2. Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого.
3. Идея свободного воспитания Л.Н. Толстого.
Заключение.
Список литературы.
Содержание.
Введение.
1. Свободное воспитание в истории отечественной педагогики.
2. Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого.
3. Идея свободного воспитания Л.Н. Толстого.
Заключение.
Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ
История дополнительного образования детей может быть значительно увеличена в своих временных параметрах, если признать не только факт преемственности, но и внутреннего единства его с традициями внешкольной, внеклассной работы.
Первые практические примеры внешкольного образования в нашей стране имели отношение к добровольной деятельности интеллигенции по просвещению и воспитанию взрослых и детей. Именно эта просветительская деятельность общественных организаций и частных лиц стала называться "внешкольное образование", а первыми его пропагандистами и исследователями стали многие педагоги.
1. СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ
В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
Проблема свободного воспитания
насчитывает более чем
Идея свободного воспитания,
выдвинута впервые в
Изначально в работах Ж.-Ж. Руссо, которые и определили стратегию развития данного направления, свобода трактуется как благо. Анализ общественных процессов приводит его к мысли, что в общественном строе с жесткой социальной иерархией воспитание полезно лишь настолько, «насколько судьба согласуется со званием родителей; во всяком другом случае оно вредно». Ж.-Ж. Руссо видит вредность традиционного воспитания в том, что оно ставит во главе угла те ценности, которые присущи современному обществу, характеризующемуся «полным растлением нравов». Человек может быть счастлив только в том случае, если может пользоваться свободой. Свобода же дается тогда, когда человек независим, довольствуется самим собой. Далее, рассматривая типы зависимости, Ж.-Ж. Руссо подчеркивает, что зависимость от вещей, опосредованная самой природой, по своей сути не связана с моралью, и поэтому не порождает пороков и не вредит свободе, а зависимость же от людей дает прямо противоположный результат.
Таким образом, Ж.-Ж. Руссо, говоря о свободе в образовательном процессе, в первую очередь подразумевает свободу от общественных предрассудков и учреждений.
В статье Л.Н. Толстого «Прогресс и определение образования» мы находим такие строчки: «Мне дела нет до Руссо и его обстановки, меня занимают только те мысли, которые он высказал, и поверять и понять его мысль я могу только мыслью». Не случайно, что свободу он вслед за своим предшественником определяет как критериум педагогики. Изучение зарубежного педагогического опыта, анализ состояния образования в России и собственный опыт работы с детьми позволили ему прийти к данной трактовке свободы.
Именно с позиции свободы он рассматривает сущность понятий воспитание, образование, обучение и преподавание. Из вышеперечисленных процессов истинно свободным Л.Н. Толстой считает только образование, поскольку потребность в нем, по его мнению, есть врожденное, природное качество человека. Что касается воспитания, то оно рассматривается как «принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим».
2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Л.Н. ТОЛСТОГО.
Лев Николаевич Толстой (1828—1910) родился 9 сентября в усадьбе
Ясная Поляна Тульской губернии.
С осени 1841 до весны 1847 г. он жил в Казани у своей опекунши, обучался в Казанском университете: один год на восточном отделении философского факультета и два года на юридическом. В эти годы он увлекся философией, читал Гегеля, Вольтера, Руссо. Особенно близки ему были взгляды Ж.Ж. Руссо, философия которого соответствовала и его собственным мыслям о мире.
Оставив в 1847 г. университет, Л.Н. Толстой вернулся на свою любимую малую родину — в Ясную Поляну. И здесь решил заняться улучшением быта крестьян, для детей которых надумал открыть школу в 1849 г.
С этого времени Толстой на протяжении всей своей долгой жизни постоянно возвращался к школе и педагогике.
В 1851—1855 гг. Л.Н. Толстой зачислился на военную службу и находился вначале на Кавказе, впоследствии участвовал в обороне Севастополя.
В 1959 г. Толстой вновь приступил к занятиям с крестьянскими
детьми в школе.
Педагогическая деятельность Толстого делится на три периода:
первый — 1859—1862 гг., второй — 1870—1876 гг., третий — начиная с конца 80-х гг. и до конца жизни писателя.
Первый период педагогической деятельности Л.Н. Толстого поражает своей насыщенностью. В 1859—1862 гг. он официально оформил существование Яснополянской школы, открытой им частным образом. Теперь, пишет Л.Н. Толстой, ≪я — приходской учитель≫.
Направления его деятельности в эти годы:
— создание Яснополянской школы (оборудование, подбор учителей,
прием детей);
— обдумывание и разработка педагогических основ обучения, воплощение их в практику и анализ результатов;
— занятия с учениками в школе;
— издание педагогического журнала ≪Ясная Поляна≫ (было выпущено
12 номеров);
— деятельность по открытию новых школ;
— деятельность в качестве мирового посредника в Крапивенском
уезде Тульской губернии.
1870—1876 гг. —новый период столь же интенсивной педагогической деятельности Л.Н. Толстого. В эти годы он:
—возобновляет занятия с крестьянскими детьми;
—пишет и публикует свои учебники: ≪Азбука≫, ≪Новая азбука≫;
—выступает в печати с педагогическими статьями;
—предпринимает попытку открыть педагогические курсы для подготовки народных учителей в Ясной Поляне —≪университет в лаптях≫;
—в качестве члена училищного совета Крапивенской земской управы занимается открытием новых школ и улучшением школьного дела;
—занимается снабжением школ уезда учебниками, хрестоматиями, грифельными досками, карандашами, прописями и т.п. Все это закупалось в больших количествах в Москве и Туле и распределялось по школам.
Третий период педагогической деятельности Толстого (конец 80-х — 1910 г.) совпадает с разработкой религиозно-нравственного учения и обличением всех недостатков окружающей жизни. Толстой развил и обосновал ≪обвинительный акт≫ против правительства. В замыслы Толстого, по свидетельству одного из педагогов — П.А. Буланже, написавшего впоследствии очерк педагогической деятельности Толстого, входило создание энциклопедического словаря для крестьян и целого ряда учебников по всем отраслям знаний. К этому этапу жизни писателя относятся слова русского философа Н. Бердяева о том, что в гениальном творчестве Толстого покаяние господствующих классов достигло величайшего напряжения, он хотел радикально порвать с этим обществом. Поэтому и центральным педагогическим вопросом для Толстого в этот период стал вопрос о смысле жизни и нравственном воспитании.
В письме к В.Ф. Булгакову ≪О воспитании≫ (1909), которое явилось как бы итогом педагогических и философских размышлений Толстого о человеке, он показал, что путь к преодолению философской проблемы противоречия между конечным, преходящим существованием личности и бесконечным существованием мира лежит в понимании того, что всеобщее, родовое, а потому ≪бесконечное≫ в человеке — нравственность. Поэтому нравственное воспитание молодежи он связывал с прогрессом человечества, этой объективной необходимостью развития человеческой культуры.
В 1890 г. дочерьми Л.Н. Толстого на усадьбе была вновь организована школа для крестьянских ребятишек, но существовала недолго, так как по распоряжению властей была закрыта. Здесь он принимал участие в занятиях с детьми. Продолжал на протяжении 1906 - 1908 гг. обучение крестьянских детей христианской морали. В 1907 г. он записал в дневнике:
≪За это время был занят только детскими уроками. Что дальше иду, то вижу большую и большую трудность дела и вместе с тем большую надежду успеха... Вчера разделил на два класса...≫ ≪Детские уроки и приготовления к ним поглощают меня всего...≫'.
До последних лет жизни Л.Н. Толстой сохранял живой интерес к педагогической деятельности. 14 сентября 1909 г. в Крекшине он встретился с народными учителями и учительницами земских школ Звенигородского уезда Московской губернии, написав для них небольшую статью ≪В чем главная задача учителя?≫.
25 октября 1910 г. Толстой утром посетил Яснополянскую школу и принес учащимся экземпляры детского журнала ≪Солнышко≫, роздал их детям. А через 3 дня ушел навсегда из Ясной Поляны и через несколько
дней — из жизни.
3. ИДЕЯ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ Л.Н. ТОЛСТОГО.
Важнейшее место в педагогической
теории Л.Н. Толстого занимает идея свободного
воспитания. Она тесно связана
с его философско-
Идея свободного воспитания была глубоко
противоречивой, антинаучной. В действительности
воспитание — организованный, целенаправленный
процесс, имеющий определенные задачи,
содержание и осуществляющийся с
помощью различные средств и
методов воспитательного
Л.Н. Толстой выступил против правительственных и земских школ в России, опекаемых и контролируемых правящими классами, и защищал глубоко демократическую идею открытия народных школ самим народом, помимо правительства и земства.
Проповедуя в своих
Л.Н. Толстой высоко оценил народную
педагогику и имел намерение написать
“Исторический очерк для
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
“Простой” вопрос: рождается ли ребенок свободным? Ответ: потенциально – да, актуально – нет. Свобода – не “кусочек пустого пространства”, но некая медленно расправляющаяся, проклевывающаяся в человеке внутренняя сила. И это есть, во-первых, активная, творческая и, во-вторых, индивидуальная сила. Свобода не есть способ наиболее эффективно “обороняться, отбиваться от мира”, напротив – это способность сделать в мире нечто новое, по-своему. И тогда уясняется, что свобода не блокирует от мира, но, наоборот, интегрирует в мир. Произвольные поступки, в отличие от свободных, всегда случайны и реактивны, они есть пассивная реакция на влияния мира: “тебя шарахнуло оттуда, вот ты и дернулся туда”. Свободный же поступок отличается самобытностью. Поэтому свободное действие каждого конкретного человека одновременно и непредсказуемо, и предсказуемо. Непредсказуемо в том смысле, что свободный человек творит и поступает по-новому, по-своему, так, как до него никто еще не поступал, его действия окрашены его уникальной индивидуальностью. И одновременно я, если хотя бы отчасти знаю этого свободного человека, могу сказать: “а вот этого он никогда не сделает”. Здесь нет полной определенности, и понятно почему, ибо индивидуальность в каждый момент частично уже раскрыта, а частично еще ждет своей актуализации.
Информация о работе Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого