Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 19:05, реферат
М. А. Рыбникова ставила спектакли с детьми не только по известным классикам литературы, но и по шедеврам русского фольклора, а также уделяла внимание литературным выставкам, ежегодно организуемым ею в Малаховской школе. Вокруг выставки сосредоточивалась на два-три месяца вся учебная жизнь школы. Избранным писателем занимались одновременно почти все классы. Разделенные на бригады, учащиеся составляли биографическую канву жизни писателя и карту его странствий, библиографию его сочинений, монтажи и альбомы, сличали рукописные варианты сочинений писателя и изучали его мастерство. На уроках рисования готовились иллюстрации к литературным текстам, на уроках пения разучивались песни для вечера, сопровождающего открытие выставки.
Введение…………………………………………………………………….3
Жизнь и педагогическая деятельность М. А. Рыбниковой во время преподавания в Вяземской женской гимназии……………………………........3
Жизнь и педагогическая деятельность М. А. Рыбниковой во время преподавания в Малаховской опытно-показательной школе…………………6
Жизнь и педагогическая деятельность М. А. Рыбниковой во время преподавания в Москве…………………………………………………………..7
Последние годы жизни и педагогической деятельности М.А. Рыбниковой………………………………………………………………………13
Рыбникова М.А. о методике преподавания литературы……………….14
Заключение………………………………………………………………..18
Список используемой литературы…………………………………........20
В конце 1924 года
М. А. Рыбникова становится
штатным преподавателем 2-го Московского
государственного университета. С
1927 года она начинает работать
в научно-исследовательских
Активное участие принимает М. А. Рыбникова в подготовке новых учебных программ, пришедших на смену комплексным программам 1925 года.
В мае-июне 1926 года комиссия
Наркомпроса работала над
Восстановление в правах
литературы как учебного предмета вызвало
необходимость в новых
Обращает на себя внимание
многообразие подхода М. А.
Рыбниковой к литературе. Большинство
ее заданий относится к
Основной метод анализа, обычно применяемый М. А. Рыбниковой, - раскрытие идейного содержания произведения через анализ его композиции и языка. М. А. Рыбникова к уяснению содержание произведения, она никогда не дает выводов готовыми, а заставляет учеников доходить до них самостоятельным размышлением.
Особое значение М. А. Рыбникова придает творческой самодеятельности учащихся. Литературные походы и экспедиции, составление альбомов и подготовка выставки, рисование и лепка, составление графиков и схем, вырезывание и переплетное дело - все это, будучи связано с главной задачей - литературным образованием и эстетическим воспитанием, - значительно облегчает ее выполнение.
Проблемы языка, разработанные М. А. Рыбниковой в статьях 1928-1929 годов, хотя и перекликались кое в чем с апологией «метода проектов», прозвучавшей в работах 1930-1931 годов, отнюдь не идентичны им. Очерки, писавшиеся для книги «Словесное творчество как предмет методики», заключали в себе большой и ценный материал, не утративший своего значения и доныне.
В 1930 году М. А. Рыбникова издала для
студентов-заочников
Книга М. А. Рыбниковой,
представляя значительный
1932 и последующие годы
- годы больших раздумий и
Исследуя в широком историческом плане теорию и практику детского чтения, она делает важные выводы о принципах отбора и издания книг для детей.
В начале 1933 года
М. А. Рыбникова в содружестве
с С. М. Браиловской создает
«Хрестоматию по литературе
Наиболее важными
трудами М. А. Рыбниковой
Работа М. А. Рыбниковой
«Введение в стилистику»
1 апреля 1935 года Высшая квалификационная комиссия Наркомпроса утвердила М. А. Рыбникову в ученом звании действительного члена (профессора) Центрального научно-исследовательского института педагогики по специальности современный русский язык.
В 1938-1939 годах М. А. Рыбникова с увлечением работает над созданием новых учебных программ, в частности по литературному чтению для V-VII классов. Она возглавляет группу учителей и методистов, занятых подготовкой новой программы по литературному чтению, участвует в подготовке хрестоматии для V класса (работа над программой и хрестоматией велась параллельно), часто выступает на учительских совещаниях с докладами о проекте программ.
Закончив в 1940 году свои очерки по методике литературного чтения, М. А. Рыбникова сразу же начинает работать над курсом методики преподавания литературы в старших классах.
В статье «Герои
и события в произведении»
М. А. Рыбникова ставит вопрос
об изучении теории литературы
в старших классах. Вопросы
литературной науки,
Последние годы жизни и педагогической деятельности М.А. Рыбниковой
В июле 1941 года, после начала Великой Отечественной войны, М. А. Рыбникова поехала в Тюмень, куда была направлена Наркомпросом для работы в педагогическом институте. Но из-за болезни своих домашних (М. А. имела приемную семью, состоявшую из учительницы-словесницы Л. Е. Случевской и ее матери) она принуждена была по пути остановиться в Свердловске, где и осталась.
За девять месяцев работы в Свердловске, в тяжелых материальных и бытовых условиях военного времени, М. А. Рыбникова оставила в культурной и особенно педагогической жизни города глубокий след.
Большую работу
проводила методистка в
Широко развертывается
в Свердловске научная и
26 апреля М. А. Рыбникова тяжело заболела. Учителя и студенты с большим вниманием отнеслись к своей руководительнице. У ее постели было установлено круглосуточное дежурство. Однако болезнь (менингит) прогрессировала, и после пяти недель тяжелых страданий М. А. Рыбникова умерла 3 июня 1942 года.
Педагогическая общественность Свердловска с глубокой скорбью проводила ее в последний путь.
Рыбникова М.А. о методике преподавания литературы.
Методику преподавания
литературы М. А. Рыбникова
рассматривает как
«Искусство учителя - это умение в педагогическом процессе реализовать передачу знания соответственно задачам школы и в форме, доступной и плодотворной для учащихся». Поэтому М. А. Рыбникова вслед за В. П. Острогорским придает определяющее значение в преподавании литературной подготовке учителя. «Учитель, который не умеет работать а области своей специальности, не найдет материал и для живой его передачи ученику», - заявляет она и приводит многочисленные примеры того, как крупные ученые-литературоведы превосходно работали в школе и для школы, а одаренные учителя успешно подвизались в области литературной науки. Советская методика должна в полной мере учитывать особенности литературы. «Задачи коммунистического воспитания мы должны осуществлять на материале литературы и по возможности ее методами». Литература - это орудие познания мира, жизни «человека и жизни общества. Это - великая школа мировоззрения. Литература - могучее средство воспитания эстетической восприимчивости и хорошего вкуса, воображения и мышления, чувства и воли. Наконец, на литературном материале могут быть наилучшим образом воспитаны навыки чтения, рассказывания, письма, культуры речи вообще.
Характер претворения
литературы как предмета
Большое значение
придает методистка личности
учащегося. Как известно, она всегда
стремилась тщательно, путем
М. А. Рыбникова - яростный противник методического формализма, изучения того, что ученик не способен почувствовать и понять. Но она возражает и против чрезмерного облегчения программы и преподавания. В главе «Уроки» своей новой книги она нарочито помещает такие трудные произведения, как «Арап Петра Великого» А. С. Пушкина (V класс), «Чапаев» Д. А. Фурманова (VI класс), «Мать» А. М. Горького (VII класс). «Раздающиеся иногда жалобы на то, что программа перепружена,- подчеркивает она, - необходимо парировать прежде всего соображениями идеологического порядка; мы не желаем и не будем воспитывать недоучек в наших школах; литературная начитанность, прочная языковая культура необходимы советскому ребенку, и мы обязаны сделать все, чтобы литературное наследство было передано молодому поколению. Трудности должны быть преодолены».
Пути преодоления
трудностей в усвоении
Предлагаемые М.
А. Рыбниковой методические
Литература в школе
должна быть тесно связана
с жизнью. К усвоению произведения
нужно идти от окружающей
Усвоение произведения должно идти от непосредственного восприятия к интеллектуальному осмыслению. М. А. Рыбникова придает колоссальное значение эмоциональному восприятию текста. Она справедливо утверждает, что первоначальное знакомство с писателем, первая встреча с ним сплошь и рядом определяет на долгие годы отношение к нему ребенка и юноши. Но, высоко ставя «сопереживание» как первый, начальный этап знакомства с произведением, Рыбникова придает особое значение и последующему анализу текста. «В литературе поучительным является и тот путь, тот мыслительный процесс, которым автор идет к своим выводам». Проделать вместе с писателем этот путь - значит проникнуться его замыслом, пройти вместе с ним курс художественного мышления, органически, но вместе с тем и критически воспринять его образы и идеи, его творческую манеру. Такому глубокому усвоению литературы и призвана помочь школа, учитель.
Информация о работе Педагогическая деятельность М. А. Рыбниковой