Педагогическая деятельность и теория Яна Амоса Коменского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 12:03, доклад

Краткое описание

Великий чешский педагог-гуманист, философ Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 г. в городке Нивница. Его отец, Мартин, был родом из Комны, куда состоятельная семья перебралась из Словакии. От названия деревни и пошла фамилия Коменский. Отец был членом общины «Чешских (богемских) братьев». Чешские браться отрицали сословное и имущественное неравенство, проповедовали отказ от насильственной борьбы, поддерживали протестантство, отстаивали право на национальную независимость. В 1604 г. на Коменского обрушилось большое несчастье: эпидемия унесла всю его семью. Осиротевшего подростка взяли к себе родственники в город Стражнице.

Вложенные файлы: 1 файл

каменский.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

 «Великая  дидактика» Коменского выходит  за рамки теории обучения, это,  по сути, есть вся педагогика, включающая и образование, и воспитание. Эти знания необходимы родителям и учителям, ученикам и школам, государству и церкви.

 Школа,  ее назначение. Коменский называет  школу мастерской человечности, мастерской гуманизма. Обучать  детей целесообразнее в школах, а не в семье. «Как для рыб должны быть предназначены садки, для деревьев – сады, так для юношества – школы». Основное назначение школы состоит в том, чтобы распространить всеобщую мудрость. В школе всеобщей мудрости обучаются все всему, что нужно для настоящей и будущей жизни. В школе молодежь совершенствуется нравственно, поэтому школа является мастерской гуманности и истинной человечности. Это учреждения, где учащиеся готовятся к труду, к жизни, это «мастерские трудолюбия».

 Но для  того чтобы школа стала такой  мастерской, в ней следует обучать не только наукам, но и нравственности и благочестию. Научное образование одновременно совершенствует разум, язык, руки человека.

 Коменский определил те конкретные  принципы, которые нужно учесть  при создании школ.

«Мы обещаем такое устройство школ, благодаря которому:

 Образование должно получить  все юношество, за исключением  разве тех, кому Бог отказал  в разуме.

 Юношество обучалось бы всему  тому, что может сделать человека  мудрым, добродетельным, благочестивым.

 Образование должно быть закончено еще до наступления зрелости.

 Образование должно  происходить весьма легко и  мягко, как бы само собою  – без побоев и суровости  или какого-либо принуждения.

 Юношество должно  получить образование не кажущееся,  а истинное, не поверхностное, а основательное.

 Образование не  должно требовать больших усилий, а должно быть чрезвычайно  легким».

 Должен быть установлен  и внешний порядок в воспитании. Весь цикл воспитания и образования  человека, по замыслу Коменского, должен распределяться на четыре периода по шесть лет каждый.

 

Ступени школьной системы:

 

материнская школа –  для детства (до 6 лет);

школа родного языка, элементарная школа – для отрочества (до 12 лет);

латинская школа –  для юношества (до 18 лет);

академия – для  зрелости (до 24 лет).

 

 Материнская школа должна  быть в каждом доме, Для нее  Коменский составил методическое  руководство «Материнская школа»  – наглядное наставление о  том, как благочестивые родители  частью сами, частью с помощью  нянек должны заботиться о  детях.

 Второй ступенью системы школ, предложенной Коменским, является школа родного языка, которая должна быть в каждой общине.

 В школе родного языка  каждого нужно учить тому, без  чего нельзя обойтись в жизни:  уметь бегло читать на родном  языке печатный или рукописный текст, уметь писать, считать и производить простейшие измерения; уметь петь. Ребенок будет усваивать этику, изложенную в виде подкрепленных примерами правил, которые он должен научиться применять; должен узнавать важнейшие исторические факты и элементарные сведения о государственной и экономической жизни. Дети здесь познакомятся с различными ремеслами.

 После школы родного языка,  обязательной для всех детей,  Коменский определил латинскую  школу, которая должна быть  в каждом городе. Здесь обучение  следует начать также с родного языка, затем еще какие-либо иностранные языки, физика, география, естествознание, математика. Традиционные «семь свободных искусств», мораль составляют программу латинской школы. Каждый из шести классов имеет свое название: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.

 Самые одаренные из кончающих  латинскую школу завершают свое  образование в академии, которая  имеет обычные для того времени  три факультета: богословский, юридический  и медицинский.

 Организация обучения. Новое  решение предложил Коменскиидля  организации обучения. Если в  школе на протяжении веков  с каждым учеником учитель  занимался индивидуально, учащиеся  приходили учиться в разное  время года и оставались в  школе столько времени, сколько хотели, то Каменский нашел иную форму организации обучения. Это классно-урочная система, которая предполагает:

неизменный состав учащихся одного возраста;

проведение занятий  в точно определенное время по расписанию;

одновременную работу учителя  со всем классом но одному предмету.

 

 Занятия необходимо проводить  ежедневно по 4–6 часов, после  каждого часа перерыв. «В предобеденные  часы должны упражнять преимущественно  ум, суждения, память, а в послеобеденные  – руки, голос, стиль и жесты».

 Начинать обучение нужно в детстве: «образование человека нужно начинать в весну, т.е. в детстве, ибо детство изображает собой весну, юность – лето…» и т.д.

 Коменский рекомендует заниматься  только в школе. «На дом ничего  не следует задавать, кроме того, что имеет отношение к развлечениям». Так как школа называется учебной мастерской, именно здесь и следует добиваться успехов в науке.

 

В «Великой дидактике» определены четыре основных общих требования к  обучению:

 Успешность обучения достигается при условии, если учить вещам раньше слов; начинать учить от простейших начал, доходя до сложных; учить по книгам, предназначенным для данного возраста.

 Легкость обучения достигается,  если обучение начнется в раннем  возрасте; учитель в преподавании  следует от более легкого к  более трудному, от более общего к более частному; ученики не перегружаются знаниями, продвигаясь вперед не спеша; изучаемое в школе увязывается с жизнью.

 Основательность обучения предполагает, что ученики станут заниматься  действительно полезными вещами; последующее будет основываться на предыдущем; все материалы изучения должны быть взаимосвязаны, и все изученное будет закрепляться постепенными упражнениями.

 Быстрота обучения возможна  тогда, когда все преподается  основательно, кратко и ясно; все  происходит в неразрывной последовательности, когда сегодняшнее закрепляет вчерашнее, а занятия в классе ведет со всеми один учитель.

 Одним из важнейших звеньев  дидактики Коменского являются  дидактические принципы, т.е. те  положения общего характера, на  которые опираются обучение и учение и которые диктуют применение в обучении конкретных приемов и методов. Это следующие принципы:

 

наглядность;

последовательность и  систематичность;

прочность усвоения учебного материала;

самостоятельность и  активность.

 

Наглядность предполагает усвоение учащимися знаний путем наблюдений за предметами и явлениями, т.е. благодаря чувственному восприятию. Этот принцип вытекает из понимания Коменским процесса познания вообще: начало познания – в ощущениях, в уме нет ничего, чего ранее не было в ощущениях. Сформирован принцип наглядности так: «…пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствам, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания». Ведь никого нельзя заставить поверить чужому мнению, если оно противоречит собственным ощущениям. Только личное наблюдение и чувственное доказательство могут стать основой истинного знания, а не словесное, вербальное обучение. В обучении учащиеся должны сами видеть предметы, слышать звуки, обонять запахи, осязать, вкушать, прежде чем приступят к словесным описаниям («глаз хочет видеть, ухо хочет слышать…»).

 Для наглядности рекомендуется  использовать прежде всего реальные предметы, организовав над ними наблюдение. Когда же это невозможно, нужно предложить учащимся или модель, копию предмета, или картинку, рисунок с его изображением. Исключительно важно наблюдать за вещами, явлениями в их естественной обстановке, что можно сделать во время экскурсии, «чтобы осмотреть деревья, травы, поля, луга, виноградники и работы, которые там производятся». Можно также ознакомить учащихся с разными стилями построек, показать, как работают мастера. Полезны путешествия в места, где живут другие народы, чтобы узнать об их обычаях и истории.

 Для организации наблюдений  над реальными предметами учителю  нужно позаботиться о соблюдении  ряда правил: поставить предмет  так, чтобы его было видно  всем, осмотреть его вначале в  целом, а потом обратиться к его частям и т.п. Итак, золотое правило дидактики – наглядность.

 Последовательность и систематичность.  «Ум в познании вещей идет  постепенно», поэтому «обучение  должно вестись последовательно». Это значит, что все последующее  в обучении необходимо основывать на предыдущем, соединяя эти части раскрытием причины связей. Все, что запланировано, должно выполняться в свой срок, ведь «чтобы быстро попасть туда, куда хотят прийти, не столько необходимо бежать, сколько не отставать». Занятия должны быть заранее продуманы и спланированы на долгий срок.

 

Следует в обучении соблюдать последовательность, продвигаясь:

 

от более общего к  более частному;

от более легкого  – к более трудному;

от известного – к  неизвестному;

от более близкого – к далекому.

 

 Учебный  материал необходимо подавать  в строгой системе, а не прерывисто  и эпизодически. Пример такой  подачи материала для обучения  дан Коменским в его учебниках.

 Прочность  усвоения учебного материала.  Этот принцип не является новым  в педагогике, еще Конфуций и древние греки считали необходимым добиваться прочности изучаемого в школе, для чего нужны постоянные упражнения и повторения. Отсюда известное еще с античных времен положение: повторение – мать учения (repetitio est mater studiorum). Но в средние века оно сводилось к зубрежке и формализму, а упражнения имели механический характер, напоминая дрессировку.

 Коменский  считает упражнения полезными  тогда, когда материал понят  учеником: «Основательно внедряется  в ум только то, что хорошо  понято и тщательно закреплено памятью», «Ничего нельзя заучивать, кроме того, что хорошо понятно». А понятно будет то, что прошло через чувства: «Для ума чувства есть путеводитель к науке». Чувственное познание обеспечивает и прочность усвоения. Таким образом, добиваясь прочности знаний, учителю прежде всего нужно обеспечить возможность чувственного восприятия.

 Следующим  условием, обеспечивающим прочность  усвоения, являются упражнения в  практической деятельности: «Тому,  что следует выполнить, нужно  учиться на деле». В то же  время «правила должны поддерживать и закреплять практику».

 

«Пусть  в школах, – рекомендует Коменский, – учатся писать, упражняясь в письме, говорить – упражняясь в речи, петь – упражняясь в пении, умозаключениям – упражняясь в умозаключениях, и т.д., чтобы школы были не чем иным, как мастерскими, в которых кипит работа».

 Для  проверок того, насколько прочно  усвоены знания, учителю следует  проводить в четверти и в  конце учебного года публичные  испытания, на которых бы в  соревнованиях определялись наиболее  способные ученики.

 Самостоятельность  и активность. Обучать юношество  не значит вбивать в головы  учеников знания, но раскрывать  способности понимать вещи. Школа  же стремится к тому, чтобы  научить ученика «смотреть чужими  глазами», «думать чужим умом».  Так, физику преподают, не демонстрируя эксперименты и выводя на их основании законы науки, а читая тексты, которые потом ученики зазубривают. А по Коменскому нужно, чтобы «каждый ученик все изучал сам, собственными чувствами», обдумывал самостоятельно и применял знания на практике.

 Все,  что изучается, должно приниматься  учеником, как полезное для него, «Ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чему бы ты  его ни учил, покажешь ему, какую  это приносит пользу…».

 Самостоятельность  ученика развивается тогда, когда он проникается серьезной любовью к предмету, а возбудить эту любовь предстоит учителю. Так как «семена знания» присущи всем людям от рождения, остается только побудить ученика к самостоятельности и руководить им.

 

 

Самая превосходная должность под солнцем

 Душой  и сердцем воспитания является  учитель, от него зависит будущее  мира. От воспитания детей зависит  «исправление человеческих дел  на земле», развитие всего общества. «Следующий век будет именно  таким, какими будут воспитанные  для него будущие граждане». Должность учителя ответственна и высока, от учителей зависит благополучие каждого ребенка и всего человечества. Оценивая назначение, роль учителей, Коменский пишет: они «поставлены на высоко почетном месте», «им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем». Об этом всегда нужно помнить учителю и с достоинством и уважением относиться к своему делу, «остерегаться слишком низко ценить себя». Из школы убегает тот, «кто сам считает постыдным быть учителем» и находит для себя другое, более денежное занятие. И не нужно удерживать его.

 Учитель,  по утверждению Коменского, сравним  с садовником, акушером, пастухом, полководцем,  и счастливы те школы, которые  имеют таких учителей.

 Какие  качества присущи учителю, выполняющему  возложенную на него благороднейшую задачу?

 

 Прежде  всего – любовь к своему  делу, которая побуждает наставника  юношества искать то, чему нужно  обучать всех, постоянно трудиться  и думать о том, как учить  учеников, чтобы наука усваивалась  ими «без воплей, без насилия, без отвращения». Учитель, пишет Коменский, как ваятель, с любовью старается красиво изваять и расписать «Божьи изображения» – детей, чтобы придать им «наибольшее сходство с оригиналом».

Информация о работе Педагогическая деятельность и теория Яна Амоса Коменского