Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 12:03, доклад
Великий чешский педагог-гуманист, философ Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 г. в городке Нивница. Его отец, Мартин, был родом из Комны, куда состоятельная семья перебралась из Словакии. От названия деревни и пошла фамилия Коменский. Отец был членом общины «Чешских (богемских) братьев». Чешские браться отрицали сословное и имущественное неравенство, проповедовали отказ от насильственной борьбы, поддерживали протестантство, отстаивали право на национальную независимость. В 1604 г. на Коменского обрушилось большое несчастье: эпидемия унесла всю его семью. Осиротевшего подростка взяли к себе родственники в город Стражнице.
Педагогическая деятельность и теория Яна Амоса Коменского
Жизнь и педагогический путь
Великий чешский педагог-
В 1604 г. на Коменского обрушилось
большое несчастье: эпидемия
Осиротевшего подростка взяли
к себе родственники в город
Стражнице. Школа общины «
В возрасте 16 лет Коменский
поступил в латинскую школу
в городе Пршерове, которую успешно
окончил. Здесь он обнаружил
обширные дарования и
Свое образование он завершил в знаменитом Гейдельбергском университете. Перед отбытием на родину он купил на последние деньги рукопись Н. Коперника «Об обращениях небесных сфер» и вынужден был пешком пройти тысячекилометровый путь домой. После возвращения на родину Коменскии принял на себя руководство школой в Пршерове, несколько позднее он был назначен общиной протестантским проповедником в г. Фульнек, где руководил и братской школой.
С этого времени в жизни Коменского начинается новый этап. Он с большим увлечением работает в школе, изучает педагогические труды, улучшает свою школу. Становится помощником епископа, женится, у него появляются двое детей. Мирная и счастливая жизнь.
Но с 1612 г. для Коменского начинается полный трагизма период скитаний, потерь и страданий. «Скорбной и героической» назвал жизнь Коменского один из исследователей его творчества. В этот год протестанты, стоявшие во главе освободительной борьбы Чехии с австро-венгерской империей Габсбургов, были разгромлены, жизнь Коменского оказалась в опасности. В огне войны сгорел его дом с богатой библиотекой, а чума унесла жизни его жены и детей. Самому Коменскому пришлось несколько лет скрываться в горах и лесах. В эти годы он много делает для укрепления братской общины.
Вскоре было объявлено о
том, что официальной религией
в Чехии становится
С 1628 по 1656 г. Коменскии и
его община «Чешские братья»
находили приют в г. Лешно
(Польша). В эти годы Коменскии
становится одним из
Здесь он написал в 1628 г. на чешском языке известную книгу «Материнская школа» (издана впервые в 1657 г.), получившую большую популярность в XIX в., с тех пор она много раз переиздавалась.
Коменскии прославил свое имя, создав знаменитый учебник «Открытая дверь к языкам» (1631). Это своеобразная детская энциклопедия, которая произвела настоящий переворот в преподавании языков; в ней вместо сухих и непонятных правил было представлено 100 небольших рассказов из различных областей знания на родном и латинском языках.
Отклик на книгу оказался очень живым, ее сразу стали переводить на другие языки. Отовсюду пришли многочисленные поздравления. Книга в XVII и XVIII вв. служила учебником латинского языка почти во всех странах Европы.
Коменский живет в изгнании
в большой нужде. Семья,
Еще на родине Коменский
начал разрабатывать «
В 1632 г. в Лешно Коменский
заканчивает свой главный
Он стал обдумывать свою
новую идею – создание «
Коменского приглашают в разные страны, его пансофические идеи и стремление объединить все течения христианства привлекли к нему внимание видных людей европейских стран. Он принял одно из приглашений и с согласия общины отправился в Англию, но здесь начались революционные волнения среди населения, и он не рискнул остаться в стране. По поручению кардинала Ришелье его просили продолжить свою работу над «Пансофией» во Франции. Коменский решает отправиться в Швецию, так как шведы сочувствовали «Чешским братьям» и оказывали им материальную поддержку.
В 1642 г. он поселяется в Швеции, где ему предложили заняться вопросами преподавания латинского языка и создать его методику. С неохотой. Коменский взялся за работу, считая ее второстепенной. Главным делом для него была «Пансофия», которая, по его мнению, могла помочь установлению мира между народами. Но нужда вынудила приняться за дело.
Материальную поддержку
вначале – пример, а потом правило;
предмет – и параллельно с ним слово;
свободное и осмысленное освоение.
Это было новым не только для того времени, но во многом оказалось неосвоенным и новым спустя годы.
В 1648 г. скончался главный епископ «Чешских братьев», на эту должность предложили Коменского. В том же году Коменский был избран епископом общины и возвратился в Лешно.
Вскоре его пригласили в
Венгрию, где братству
В годы нахождения Коменского в Венгрии им было создано еще около 10 оригинальных работ как методических, так и общепедагогических. Он даже переложил свой учебник, составив его в виде пьесы, которую ученики с удовольствием разыгрывали.
Тем временем положение
В Амстердаме ему была
предоставлена возможность
Теоретические основы педагогики Я.А. Коменского
В своих многочисленных
Коменский признает
Вершина божественного
От рождения человек не имеет никаких знаний и идей, разум его представляет собою «tabula rasa», т.е. чистую доску, на которой еще ничего не написано, но со временем будет написано. Врожденным является стремление человека к знанию. Душа, как часть божественного духа, способна к познанию. «Наш мозг (это мастерская мыслей) сравнивается с воском, на котором оттискивается печать… мозг, отражая образы всех вещей, все принимает, что только содержит мир». Ум человека отличается «такой ненасытной восприимчивостью к познанию, что представляет собой как бы бездну», уму нет предела («Великая дидактика»).
Этапы познания. Процесс познания начинается с ощущения, так как нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущениях. Следующая ступень познания – умственная переработка материала, полученного из ощущений, когда разум путем анализа и синтеза осуществляет обобщение и абстракцию. Затем разум «подвергает испытанию собственные и чужие представления о вещах». Знания становятся истинными и полезными, если они осуществляются в практике и так перерастают в мудрость.
Итак, ступени познания:
чувственное познание;
обобщение, абстракция, научное знание;
осмысление, проверка практикой, мудрость.
Характеризуя познание мира в его единстве, Коменский намечает такую последовательность: человек прежде всего должен знать, что что-либо существует (ознакомление), далее – что это такое по своим свойствам и причинам (понимание), и наконец, знать, как использовать свое знание. Отсюда вытекает представление Коменского о том, чему должны учить школы: 1) теории, 2) практике,
Этим путем можно воспитать пансофа-мудреца, а мудрость есть искусство жизни, т.е. знания нужны не для созерцания мира, а для того, чтобы служить человеку, достигать с их помощью благосостояния и счастья.
В качестве аналогий в «Великой дидактике» Коменский часто прибегает к использованию примеров из самой природы.
Коменский являлся истинным
демократом, ратующим за то, чтобы
все люди – богатые и бедные
– имели возможность развить
свои природные способности,
Потребности самого народа определяют все дело воспитания и образования. «Доколе мы будем жаждать чужих школ, книг и дарований, ими одними стремясь удовлетворить наш голод и жажду? Или вечно будем мы, как здоровые нищие, выпрашивать у других народов разные сочиненьица, книжицы, диктовочки, заметочки, отрывочки и бог весть что еще?» – говорил Коменский.
Демократизм, гуманизм, народность
– важнейшие черты
В отличие от дидактики
как теории обучения свою «
Информация о работе Педагогическая деятельность и теория Яна Амоса Коменского