Педагогическая деятельность и теория Яна Амоса Коменского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 12:03, доклад

Краткое описание

Великий чешский педагог-гуманист, философ Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 г. в городке Нивница. Его отец, Мартин, был родом из Комны, куда состоятельная семья перебралась из Словакии. От названия деревни и пошла фамилия Коменский. Отец был членом общины «Чешских (богемских) братьев». Чешские браться отрицали сословное и имущественное неравенство, проповедовали отказ от насильственной борьбы, поддерживали протестантство, отстаивали право на национальную независимость. В 1604 г. на Коменского обрушилось большое несчастье: эпидемия унесла всю его семью. Осиротевшего подростка взяли к себе родственники в город Стражнице.

Вложенные файлы: 1 файл

каменский.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

Педагогическая  деятельность и теория Яна Амоса  Коменского

 

Жизнь и педагогический путь

 

 

 Великий чешский педагог-гуманист, философ Ян Амос Коменский  родился 28 марта 1592 г. в городке  Нивница. Его отец, Мартин, был  родом из Комны, куда состоятельная  семья перебралась из Словакии. От названия деревни и пошла фамилия Коменский. Отец был членом общины «Чешских (богемских) братьев». Чешские браться отрицали сословное и имущественное неравенство, проповедовали отказ от насильственной борьбы, поддерживали протестантство, отстаивали право на национальную независимость.

  В 1604 г. на Коменского обрушилось  большое несчастье: эпидемия унесла  всю его семью.

 Осиротевшего подростка взяли  к себе родственники в город  Стражнице. Школа общины «Чешских  братьев» в Стражнице, учеником которой он стал, пользовалась отличной репутацией. Эта школа, как и другие, была проникнута тем же схоластически-догматическим духом, но братские школы отличались тем, что в них давались знания, необходимые для практической жизни, и трудовая подготовка.

 В возрасте 16 лет Коменский  поступил в латинскую школу  в городе Пршерове, которую успешно  окончил. Здесь он обнаружил  обширные дарования и исключительную  работоспособность. Благодаря своим  блестящим способностям юноша  был отправлен за счет общины в Герборнский университет, в котором господствовало протестантское направление. Здесь обучались многие чехи, прошедшие через братские школы и проникнутые духом протестантизма. После окончания занятий на богословском факультете Герборна Коменскии совершил путешествие в Голландию.

 Свое образование он завершил  в знаменитом Гейдельбергском  университете. Перед отбытием на  родину он купил на последние  деньги рукопись Н. Коперника  «Об обращениях небесных сфер»  и вынужден был пешком пройти  тысячекилометровый путь домой. После возвращения на родину Коменскии принял на себя руководство школой в Пршерове, несколько позднее он был назначен общиной протестантским проповедником в г. Фульнек, где руководил и братской школой.

 С этого времени в жизни  Коменского начинается новый этап. Он с большим увлечением работает в школе, изучает педагогические труды, улучшает свою школу. Становится помощником епископа, женится, у него появляются двое детей. Мирная и счастливая жизнь.

 Но с 1612 г. для Коменского  начинается полный трагизма период скитаний, потерь и страданий. «Скорбной и героической» назвал жизнь Коменского один из исследователей его творчества. В этот год протестанты, стоявшие во главе освободительной борьбы Чехии с австро-венгерской империей Габсбургов, были разгромлены, жизнь Коменского оказалась в опасности. В огне войны сгорел его дом с богатой библиотекой, а чума унесла жизни его жены и детей. Самому Коменскому пришлось несколько лет скрываться в горах и лесах. В эти годы он много делает для укрепления братской общины.

 Вскоре было объявлено о  том, что официальной религией  в Чехии становится католичество, а протестантам предлагалось  покинуть страну. Патриоты родины  «Чешские братья» становились  беженцами. Более ста общин  «Чешских братьев» оказались  в Польше, Пруссии, Венгрии.

 С 1628 по 1656 г. Коменскии и  его община «Чешские братья»  находили приют в г. Лешно  (Польша). В эти годы Коменскии  становится одним из руководителей  общины, его также избирают ректором  гимназии. В число его обязанностей  теперь входит и руководство школой в Лешно, и попечение учащейся молодежи.

 Здесь он написал в 1628 г.  на чешском языке известную  книгу «Материнская школа» (издана  впервые в 1657 г.), получившую большую  популярность в XIX в., с тех пор  она много раз переиздавалась.

 Коменскии прославил свое имя, создав знаменитый учебник «Открытая дверь к языкам» (1631). Это своеобразная детская энциклопедия, которая произвела настоящий переворот в преподавании языков; в ней вместо сухих и непонятных правил было представлено 100 небольших рассказов из различных областей знания на родном и латинском языках.

Отклик на книгу оказался очень  живым, ее сразу стали переводить на другие языки. Отовсюду пришли многочисленные поздравления. Книга в XVII и XVIII вв. служила  учебником латинского языка почти  во всех странах Европы.

 Коменский живет в изгнании  в большой нужде. Семья, которую  он вновь создал, нуждается. Но  его поддерживает мечта о том,  что настанет время и он  возвратится на родину, чтобы  вернуть ей потерянный покой  и радость. А воссоздать счастье  родине помогут школы и воспитание молодежи. «Ибо если мы хотим иметь благоустроенные, озелененные, расцветшие города, школы, жилища, надо прежде всего основать и благоустроить школы, чтобы ученостью и упражнениями в науках они зазеленели и чтобы мастерскими настоящего искусства и добродетели опали».

 Еще на родине Коменский  начал разрабатывать «Дидактику»,  предназначавшуюся чешскому народу. Надеждой на ее окончание он  жил и в трудные годы, взявшись  снова за труд, которому поначалу  он думал дать название «Рай  чешский».

 В 1632 г. в Лешно Коменский  заканчивает свой главный педагогический  труд, который назвал «Великая  дидактика», содержавший универсальную  теорию учить всех всему, написанный  первоначально на чешском языке  и только позднее опубликованный  в переводе на латинский язык.

 Он стал обдумывать свою  новую идею – создание «Пансофии» (пансофия – знание всего, всеобщая  мудрость). План работы был опубликован,  сразу посыпались отклики –  эта идея энциклопедизма была  созвучна потребностям эпохи,  начались обсуждения среди мыслителей Европы; с Коменским одни не соглашались, другие восприняли его идею с одобрением. Основная идея пансофии Каменского – воспитание нового высоконравственного человека, человека знаний и труда.

 Коменского приглашают в  разные страны, его пансофические идеи и стремление объединить все течения христианства привлекли к нему внимание видных людей европейских стран. Он принял одно из приглашений и с согласия общины отправился в Англию, но здесь начались революционные волнения среди населения, и он не рискнул остаться в стране. По поручению кардинала Ришелье его просили продолжить свою работу над «Пансофией» во Франции. Коменский решает отправиться в Швецию, так как шведы сочувствовали «Чешским братьям» и оказывали им материальную поддержку.

 В 1642 г. он поселяется в Швеции, где ему предложили заняться вопросами преподавания латинского языка и создать его методику. С неохотой. Коменский взялся за работу, считая ее второстепенной. Главным делом для него была «Пансофия», которая, по его мнению, могла помочь установлению мира между народами. Но нужда вынудила приняться за дело.

 Материальную поддержку Коменскому  и его друзьям оказывал богатый  голландский коммерсант. Коменский  с семьей поселился в Эльбинге (на побережье Балтийского моря). За период с 1642 по 1648 г. им был подготовлен ряд работ, предназначенных для практического употребления в школах, в их числе «Новейший метод изучения языков». В этой работе вместо господствующего в школах зазубривания готовых выводов и правил изложен новый метод обучения. Он состоит в следующем:

 

вначале – пример, а  потом правило;

предмет – и параллельно  с ним слово;

свободное и осмысленное  освоение.

 

Это было новым не только для того времени, но во многом оказалось неосвоенным  и новым спустя годы.

 В 1648 г. скончался главный епископ «Чешских братьев», на эту должность предложили Коменского. В том же году Коменский был избран епископом общины и возвратился в Лешно.

 Вскоре его пригласили в  Венгрию, где братству оказывали  покровительство и помощь. С согласия  общины Коменский принял приглашение. Он отправился с семьей в Венгрию, где ему поручили реорганизовать в соответствии с его идеями школьное дело в Шарош-Патаке. Здесь он хотел создать «пансофическую школу». И хотя воплотить свои идеи полностью он не смог, все же многое изменил в школе. Обучение в ней велось по его учебникам и в соответствии с его дидактической концепцией. В ходе реорганизации школьного образования наряду с другими многочисленными трудами были написаны «Пансофическая школа» и «Мир чувственных вещей в картинках». В 1658 г. «Мир в картинках» был напечатан и быстро распространился во многих странах Европы. Это был первый учебник, в котором реализован принцип наглядности, обучение словом связано с предметами, с наглядным образом. Так как он был переведен на многие языки, то стал использоваться в разных школах Европы не только как учебник латинского, но и родного языка.

 В годы нахождения Коменского  в Венгрии им было создано  еще около 10 оригинальных работ  как методических, так и общепедагогических. Он даже переложил свой учебник, составив его в виде пьесы, которую ученики с удовольствием разыгрывали.

 Тем временем положение общины  в Лешно значительно ухудшилось. Для предотвращения распада общины  Коменского вызвали из Венгрии.  Однако Лешно в 1656 г. оказался  в центре военных действия. Община «Чешских братьев» распалась, и Коменский, подобно другим, должен был спасаться бегством. Его дом сгорел, а вместе с ним погибла большая часть книг и рукописей. Коменский нашел убежище в Амстердаме у сына своего прежнего богатого покровителя. С начала 60-х гг. Коменский основное время и силы посвятил разработке проблем мира и сотрудничества между народами, деятельности по освобождению Чехии. Но и в эти годы он пишет ряд работ, некоторые из них были опубликованы еще при его жизни.

 В Амстердаме ему была  предоставлена возможность осуществить  некоторые из своих творческих  замыслов. При поддержке одного  из покровителей и сената в  1657 г. было издано Полное собрание  его работ по вопросам обучения, в том числе «Великая дидактика». Вновь были написаны и опубликованы два тома пансофических трудов. Был опубликован ряд работ по вопросам религии, среди них духовное завещание Коменского «Единственно необходимое, а именно знание того, что нужно людям в жизни, смерти и после смерти». В конце жизни Коменский напишет: «Вся моя жизнь проходила в скитаниях и не было у меня родины, никогда и нигде не находил я себе прочного приюта». В Амстердаме с ним были его сын и дочь. Коменский скончался 15 ноября 1670 г. и похоронен близ Амстердама.

 

 

Теоретические основы педагогики Я.А. Коменского

 

 В своих многочисленных работах:  «Великая дидактика», «Предвестник  всеобщей мудрости», «Общий совет  об исправлении дел человеческих»,  «Лабиринт света и рай сердца»,  «О культуре природных дарований»  и др. Коменский излагает свои взгляды на окружающий мир, человека, природу, деятельность человека, человеческое общество, которые явились фундаментом его педагогической теории.

 Коменский признает божественное  происхождение природы и человека  и приписывает им божественные  атрибуты. Но Бог не стоит над природой, а воплощен в ней, познание природы и есть нахождение повсюду искомого Бога и почитание Его.

 Вершина божественного творения, «чистейший образец своего создателя»  – человек. Он есть «самое  высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение» («Великая дидактика»), это микрокосмос в макрокосмосе. Он создан для познания предметов, нравственной гармонии и любви к Богу. Человек, созданный Богом по своему образу и подобию, обладает его качествами, в нем заложены исключительные и безграничные возможности и задатки. В этом утверждении Коменского содержится новый, передовой и смелый взгляд по сравнению со средневековым (когда человек объявлялся порочным и греховным от рождения).

 От рождения человек не  имеет никаких знаний и идей, разум его представляет собою «tabula rasa», т.е. чистую доску, на которой еще ничего не написано, но со временем будет написано. Врожденным является стремление человека к знанию. Душа, как часть божественного духа, способна к познанию. «Наш мозг (это мастерская мыслей) сравнивается с воском, на котором оттискивается печать… мозг, отражая образы всех вещей, все принимает, что только содержит мир». Ум человека отличается «такой ненасытной восприимчивостью к познанию, что представляет собой как бы бездну», уму нет предела («Великая дидактика»).

 

Этапы познания. Процесс познания начинается с ощущения, так как  нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущениях. Следующая ступень  познания – умственная переработка  материала, полученного из ощущений, когда разум путем анализа и синтеза осуществляет обобщение и абстракцию. Затем разум «подвергает испытанию собственные и чужие представления о вещах». Знания становятся истинными и полезными, если они осуществляются в практике и так перерастают в мудрость.

 

Итак, ступени познания:

чувственное познание;

обобщение, абстракция, научное  знание;

осмысление, проверка практикой, мудрость.

 

 Характеризуя познание мира  в его единстве, Коменский намечает  такую последовательность: человек  прежде всего должен знать,  что что-либо существует (ознакомление), далее – что это такое по своим свойствам и причинам (понимание), и наконец, знать, как использовать свое знание. Отсюда вытекает представление Коменского о том, чему должны учить школы: 1) теории, 2) практике,

 Этим путем можно воспитать пансофа-мудреца, а мудрость есть искусство жизни, т.е. знания нужны не для созерцания мира, а для того, чтобы служить человеку, достигать с их помощью благосостояния и счастья.

 В качестве аналогий в  «Великой дидактике» Коменский  часто прибегает к использованию примеров из самой природы.

 Коменский являлся истинным  демократом, ратующим за то, чтобы  все люди – богатые и бедные  – имели возможность развить  свои природные способности, стать  гармоническими личностями.

 Потребности самого народа  определяют все дело воспитания и образования. «Доколе мы будем жаждать чужих школ, книг и дарований, ими одними стремясь удовлетворить наш голод и жажду? Или вечно будем мы, как здоровые нищие, выпрашивать у других народов разные сочиненьица, книжицы, диктовочки, заметочки, отрывочки и бог весть что еще?» – говорил Коменский.

 Демократизм, гуманизм, народность  – важнейшие черты педагогической  теории Я.А. Коменского.

 

 В отличие от дидактики  как теории обучения свою «Великую  дидактику» Коменский определяет  как универсальное искусство всех учить всему, учить с верным успехом, быстро, основательно, приводя учащихся к добрым нравам и глубокому благочестию.

Информация о работе Педагогическая деятельность и теория Яна Амоса Коменского