Педагогическая ценность дидактических игр и их своеобразие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 09:34, контрольная работа

Краткое описание

Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………. 3

Педагогическая ценность дидактических игр и их своеобразие………………… 4
Дидактическая игра как форма обучения и вид самостоятельной деятельности.... 6
Виды дидактических игр и их характеристика и структура……………………… 9
Руководство дидактическими играми в детском саду………………………….… 12

Заключение…………………………………………………………………………………….... 15
Список литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

й.docx

— 51.00 Кб (Скачать файл)

 

Введение………………………………………………………………………………………. 3

 

  1. Педагогическая ценность дидактических игр и их своеобразие…………………    4
  2. Дидактическая игра как форма обучения и вид самостоятельной деятельности.... 6
  3. Виды дидактических игр и их характеристика и структура………………………   9
  4. Руководство дидактическими играми в детском саду………………………….…  12

 

Заключение……………………………………………………………………………………....   15

Список литературы……………………………………………………………………………… 16

Приложение………………………………………………………………………………………  17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Решающее значение в развитии ребёнка дошкольного возраста принадлежит  обучению на занятиях, усвоению знаний, умений и навыков, предусмотренных  «Программой воспитания в детском  саду». Но совершенно особое место в  жизни ребёнка занимает игра. В  процессе игры ребёнок живёт, действует, как окружающие его взрослые, герои  любимых сказок. В игре он может  быть  врачом, лётчиком, воспитателем - кем захочет. И это доставляет ему огромную радость.

Одним из видов игровой  деятельности является дидактическая  игра, позволяющая шире приобщить  детей к текущей жизни в  доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. .Дидактическая игра приобретает всё большее значение. Игра в целом, и познавательная дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений  детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление.  Она является и игровым методом  обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной  игровой деятельностью, и средством  всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Педагогическая  ценность дидактических игр и  их своеобразие    

 

В дидактических играх  перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует  сосредоточенности, внимания, умственного  усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они  содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.

Дидактическая игра содействует  решению задач нравственного  воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие  условия, которые требуют от них  умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным. Дидактическая  игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких  детей. Истоки её в народной педагогике, которая создала много обучающих  игр на основе сочетания игры с  песней, с движениями. В потешках, игровых песенках, в играх "Ладушки", "Сорока-белобока", в играх с пальчиками мать привлекает внимание ребёнка к окружающим предметам, называет их. В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей. В  отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и ка игровая  задача самого ребёнка. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей.

Например, в игре «Раскроем  тайну волшебных колпачков» (старшая  группа) воспитатель ставит задачу учить детей рассказывать о предмете, развивать связанную речь. Игровая  задача - узнать, что под колпачком. В случае правильного решения  ребёнок получает поощрительный  значок. Педагог в качестве участника  игры поднимает первый колпачок и, рассказывая  под находящейся под ним игрушке (например, матрёшке), даёт образец её описания. Если играющий ребёнок затрудняется дать такое описание или указывает мало признаков, воспитатель говорит: «А колпачок, который поднял Вова, сказал, что Вова ещё мало рассказал о том, что колпачок прятал».

Игровая задача иногда заложена в самом названии игры: «Узнаем, что  в чудесном мешочке», «Кто в каком  домике живёт» и т. п. Интерес к  ней, стремление выполнить её активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее  и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые  задачи.

Игровым действиям детей  нужно учить. Лишь при этом условии  игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям осуществляется через пробный ход в игре,  постановку игровой задачи, соответствующей  возрастным особенностям детей. В играх  младших детей игровые действия одинаковы для всех участников. При  распределении детей на группы или  при наличие ролей игровые действия различны.

Различен и объём игровых  действий. В младших группах - это  чаще всего одно-два повторяющихся  действия, в старших уже пять-шесть. В играх спортивного характера  игровые действия старших дошкольников с самого начала расчленены во времени  и осуществляются последовательно. Позднее, овладев ими, дети действуют  целенаправленно, чётко, быстро, согласованно и в уже отобранном темпе решают игровую задачу.

Одним из элементов дидактической  игры являются правила. Они определяются задачей обучения и содержанием  игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения  между ними и воспитателем. С помощью  правил он формирует у детей способность  ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоцианально-волевое усилие. В результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих.

Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающее правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно  делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения; организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения  детей в игре; дисциплинирующие предупреждают  о том, чего и почему нельзя делать.

Воспитатель должен осторожно  пользоваться правилами, не перегружать  ими игру, применять лишь необходимые  из них. Введение многих правил, выполнение их детьми по принуждению приводит к отрицательным результатам. Чрезмерное дисциплинирование снижает у них интерес к игре и даже разрушает её, а иногда вызывает хитрые уловки, чтобы избежать выполнения правил.

Бывает, что нет необходимости  напоминать о правиле или вводить  дополнительное. Достаточно лишь немного  изменить игровые действия и тем  самым выправить нарушение.

Правила игры, устанавливаемые  воспитателем, постепенно усваиваются  детьми. Ориентируясь на них, они оценивают  правильность своих действий и действия товарищей, взаимоотношения в игре.

Результат дидактической  игры - показатель уровня достижения детей  в усвоении знаний, в развитие умственной деятельности , взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём.

Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и  отсутствие хотя бы одной из этих составных  частей нарушает её целостность, снижает  воспитательное воздействие.

 

 

2. Дидактическая  игра как форма обучения и  вид самостоятельной деятельности

 

 Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети играя, учатся.  Дидактическая игра, к сожалению, реже используется при обучении детей старшего дошкольного возраста. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (в играх-занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов. Обучение и игровая деятельность как форма обучения в детском саду направлена на развитие у детей произвольного внимания, наблюдательности, запоминания, сравнения, первичных форм аналитико-синтетической деятельности, деятельности воображения, развитие любознательности и познавательных интересов. Воспитательная и развивающая ценность обучения в игровой форме заключается в содержании и направленности его на решении задач нравственного воспитания - воспитания положительного отношения детей к явлениям окружающей жизни, к труду, взаимоотношениям людей , воспитание уважения в семье, к старшим. Содержание познавательной деятельности в сочетании с игровой содействует и эстетическому воспитанию, формированию эстетического восприятия и отношение к явлениям социальной жизни и природы, к предметам быта и произведениям искусств.

 Дидактическая игра  как самостоятельная игровая  деятельность основана на осознанности  процесса. Самостоятельная игровая  деятельность осуществляется лишь  в том случае, если дети проявляют  интерес к игре, её правилам  и действиям, если эти правила  ими усвоены.Как долго может интересовать ребёнка игра, если её правила и содержание хорошо ему известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждение этому могут служить народные игры, правила которых им известны: «Краски», «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем», «Наоборот».В каждой игре заложен интерес к игровым действиям. Например, в игре «Краски» нужно выбрать какой-либо цвет. Дети обычно выбирают любимые и сказочные цвета: золотой, серебряный. Выбрав цвет, ребёнок подходит к водящему и на ухо шепчет ему название краски. «Скачи по дорожке на одной ножке», -говорит водящий тому, кто назвал краску, которой нет среди играющих.Сколько здесь интересных для детей игровых действий! Поэтому-то дети всегда играют в такие игры. Задача воспитателя заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе, чтобы они сами могли организовывать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями.

Воспитатель заботиться об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес  к игре (а это относится в  большей мере к настольно-печатным играм), необходимо вместе с ними придумать  более сложные правила. Например, в игре «Лото малышам» согласно правилам игры победитель тот, кто правильно  подберёт карточки и закроет ими  клетки на большой карте. Дети играют в эту игру с интересом, пока все  карточки не станут им хорошо известны и они не научатся соотносить изображение  с сюжетом картинки.

Для поддержания интереса к этой игре воспитатель организует действия ребят, говорит им: «Давайте теперь поиграем так: у меня значки(кружки)- красный, зелёный и синий(по количеству играющих детей).   Мы поиграем и узнаем, кто быстро и правильно выполнит задание – кто закроет клетки на большой карте,  тот будет победителем, получит этот значок - красный кружок, второй - зелёный, а кто последний - получит синий кружок. Вася подаст сигнал, когда начинать игру: стукнет кубиком по столу два раза». Игра начинается всеми детьми одновременно. Играть можно несколько раз, обменявшись картами. Каждому хочется получить значок победителя, поэтому дети просят своих партнёров: «Давай ещё сыграем!» Самостоятельная игровая деятельность не исключает управление со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер: например, воспитатель как и все участники игры «Лото», получает карточку и старается выполнить задание в срок, участвует в поиске необходимых предметов, радуется если выиграет, т.е. является равноправным участником игры. 

При определении победителя воспитатель даёт возможность самим  детям оценить действия играющих, назвать лучшего. Но в присутствии педагога этот этап в игре тоже проходит более организованно, чётко, хотя сам он и не влияет на оценку, а лишь может, как и каждый участник игры, высказать своё «за» или «против». Так в играх, помимо формирования самостоятельности, активности детей, устанавливается атмосфера доверия между детьми и воспитателем, между самими детьми, взаимопонимание, атмосфера, основанная на уважении личности ребёнка, на внимании к его внутреннему миру, к переживаниям, которые он испытывает в процессе игры. Это и составляет сущность педагогики сотрудничества. Более широкий простор для воспитания самостоятельности в дидактической игре предоставляется детям в отведённые часы игр. Здесь дети самостоятельны не только в выполнении правил и действий, но и в выборе игры, партнёра, в создании новых игровых вариантов, в выборе водящего. Дидактические игры, особенно в младших возрастных группах, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: умению взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидактической игре «Уложим куклу спать» воспитатель учит детей младшей группы последовательности действий в процессе раздевания куклы- аккуратно складывать одежду на стоящий рядом стул, заботливо относиться к кукле, укладывать её спать, петь колыбельную. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих предметов только те, которые нужны для сна. По просьбе воспитателя малыши поочерёдно берут нужные для сна предметы и кладут их в спальню, заранее приготовленную для куклы в игровом уголке. Так появляются кровать, стульчик, постельные принадлежности, ночная рубашка или пижама. Затем под руководством воспитателя дети выполняют последовательно действия раздевания куклы ко сну: надевают ей пижаму и укладывают спать в подготовленную для этой цели кроватку. Все поют колыбельную «Баю-баю-баю, куколку качаю. Куколка устала, целый день играла». Дидактические игры имеют большое значение для обогащения творческих игр и более старших детей. Такие игры, как «Умные машины», «Кто быстрее наденет на артиста его национальный костюм», «Молочная ферма», «Кому что нужно для работы», «Кто построил этот дом?», «От зёрнышка до булочки», не могут оставить ребят равнодушными, у них появляется желание играть в строителей, хлеборобов, доярок. 

Информация о работе Педагогическая ценность дидактических игр и их своеобразие