Педагогическая ценность дидактических игр и их своеобразие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 09:34, контрольная работа

Краткое описание

Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………. 3

Педагогическая ценность дидактических игр и их своеобразие………………… 4
Дидактическая игра как форма обучения и вид самостоятельной деятельности.... 6
Виды дидактических игр и их характеристика и структура……………………… 9
Руководство дидактическими играми в детском саду………………………….… 12

Заключение…………………………………………………………………………………….... 15
Список литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

й.docx

— 51.00 Кб (Скачать файл)

 

3.  Виды дидактических игр, их характеристика и структура

 

Все дидактические игры можно  разделить на три основных вида: игры с предметами(игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

3.1.  Игры с предметами

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя  с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать  сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью  дети знакомятся со свойствами предметов  и их признаками: цветом, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения  детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении  предмета по какому- либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку(цвету, форме, качеству, назначению),что очень важно для развития отвлечённого, логического мышления. Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши ещё не могут находить едва заметные различия между предметами. В средней группе в игре используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы(шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм. В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества, заботливое отношение к партёру по игре- кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших ребят. 

В дидактических играх  широко используются разнообразные  игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны.Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определённых дидактических задач, например отбирать все игрушки, сделанные из дерева(металла, пластмассы, керамики),или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в колхозников, в больницу. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети отображают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек. 

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные  цветы, камушки, ракушки)воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Собери букет из листьев».Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы(анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение. 

3.2.  Настольно-печатные игры

Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые  решаются при их использовании. Подбор картинок по парам .Самое простое  задание в такой игре- нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся.Затем задание усложняется: ребёнок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолёта, два яблока. И самолёты, и яблоки, изображённые на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к к одному виду предметов. Подбор картинок по общему признаку.(классификация).Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например в игре «Что растёт в саду?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Запоминания состава, количества и расположения картинок. Игры проводят так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счёте, о пространственном расположении картинок на столе(справа, слева, вверху, сбоку, впереди), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании. 

Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр- учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок. Если в младших группах картинки разрезаются на 2-4 части, то в средней и старших группах разрезают на 8-10 частей. При этом для игр в младшей группе на картинке изображается один предмет, то для более старших детей на картинке изображается уже сюжет из знакомых детям сказок, художественных произведений. 

Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В  таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь, но и воображение, творчество. Часто ребёнок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, скажем рабочего, или к подражанию движениям животного, по его голосу. В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное на картине, другие- отгадывают, кто нарисован на картине, что делают там люди, например маршируют пионеры, пожарники тушат пожар, моряки плывут по морю. В этих играх формируются такие ценные качества личности ребёнка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.  

3.3.  Словесные игры.

Словесные игры построены  на словах и действиях играющих.В таких играх дети учатся на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки и сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях.

В младших и средних  группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукового произношения, уточнение, закрепление и активизацию  словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении  задач.С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Дидактическая игра – явление  сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие  игру как форму обучения и игровую  деятельность одновременно. Один из основных элементов игры – дидактическая задача, которая определяется обучающего и воспитательного воздействия. Познавательное содержание черпается из «Программы воспитания в детском саду».

Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая  задача определяется воспитателем и  отражает его обучающую деятельность.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется  через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.  

Например, в игре «Раскроем  тайну волшебных колпачков» воспитатель  ставит дидактическую задачу – учить  детей рассказывать о предмете, который  ребенок обнаруживает под колпачком. Игровая задача – узнать, что  под колпачком, «раскрыть тайну  колпачка» и получить поощрительный значок, в котором заключена оценка правильности решения задачи.  

Цветные (красные, синие, желтые) конусы (высотой 20 – 25см, диаметром  12 см) привлекают детей сами по себе и вызывают живой интерес к решению игровой задачи – раскрыть тайну колпачка.

Игровая задача и познавательная направленность предстоящего игрового действия иногда заложены в названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке»; «Кто в каком домике живет?» и т.д.

Дидактическая задача реализуется  на протяжении всей игры через осуществление  игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале. Только при этом условии  дидактическая игра может выполнить функцию обучения и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность.

 

 

4. Руководство  дидактическими играми в детском  саду

 

Существуют разные Классификации дидактических игр.

По  со держанию дидактические игры делятся на игры по ознакомлению с окружающим, развитию речи, формированию математических представлений, музыкальные игры и др.

По  степени активности детей и воспитателя дидактические игры делятся на игры-занятия и автодидактические игры.

По  наличию игрового материала игры делятся на: игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные.

В играх с предметами и  игрушками дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой и др. В  них решаются задачи на сравнение, классификацию.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Основаны на принципе наглядности, но детям дается не сам предмет, а  его изображение.

В словесных играх дети оперируют представлениями, имеются  большие возможности для развития мышления, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные  суждения, делать выводы и умозаключения, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно формулировать свои мысли,

А. И.Сорокина предлагает свою классификацию дидактических игр: игра-путешествие, игра-поручение, игра-предположение, игра-загадка-, игра-беседа.

Руководство дидактической игрой обусловлено требованиями программы, особенностями самой игры, возрастными возможностями детей; требует большого педагогического мастерства.

Организация дидактической  игры педагогом осуществляется  В трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ,

У детей младшего возраста наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединять с показом игрового действия,

Если в игре есть несколько  правил, то не следует сообщать их сразу.

Игры необходимо проводить  так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили  бы детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группами. В этом возрасте дидактические игры помогают детям  лучше узнать окружающие пред меты и возможные действия с ними, способствуют координации движений, развитию глазомера, овладению пространственными ориентировками.

С детьми этого возраста воспитателю целесообразно само му включаться в игру и вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, учить играть с ним.

У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспитатель принимает участие в дидактических играх. Воспитатель учит детей и играет с ними, стремится вовлечь в игру всех детей, по степенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей.

Правила игры объясняются  до ее начала.

Подбираются такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить  и закре пить бытовой словарь. Могут использоваться игры с куклой и комплектами всех предметов обихода. Широко используются музыкально-дидактические игры, вводятся словесные игры.

Дети  старшего до школьного возраста обладают значительным игровым опытом и достаточно развитым мышлением, поэтому они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ.

С детьми этого возраста проводятся игры со всей группой и  с небольшими подгруппами. В процессе совместных игр у детей складываются коллективные взаимоотношения. Поэтому  можно вводить в игру элементы соревнования.

В играх отражаются более  сложные по своему содержанию жизненные  явления (быт и труд людей, техника). Дети классифицируют предметы по материалу, назначению.

Широко используются словесные  игры, требующие большого умственного  напряжения.

У детей проявляется произвольное внимание, самостоятельность в решении  поставленной задачи, в выполнении правил. Руководство должно быть таким, чтобы игра способствовала умственному  и нравственному воспитанию и  в то же время оставалась игрой.

Необходимо сохранить  эмоциональное настроение детей, переживание  радости от хода игры и удовлетворение от ее результатов. Воспитатель знакомит детей с игрой, вместе с ними участвует  в игре, чтобы выяснить, насколько  её правила усвоены детьми. Затем  предлагает детям играть самостоятельно, при этом сначала следит за ходом  игры, выступает в качестве арбитра  в конфликтных ситуациях

Информация о работе Педагогическая ценность дидактических игр и их своеобразие