Педагогические возможности спортивной деятельности в здоровьесбережении младшего школьника
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 04:03, курсовая работа
Краткое описание
В системе образования России на современном этапе происходят сложные и неоднозначные процессы обновления. Большое количество обучающих программ, технологий обучения, появлением инновационных, альтернативных образовательных учреждений, что приводит к большим нагрузкам у школьников. Учебная деятельность, дополнительное образование отнимает очень много времени. Вследствие этого в последние годы особое внимание уделяется вопросу здоровья школьников. Как известно, растущему организму нужны физические нагрузки. И единичные уроки физкультуры не могут восполнить необходимый объём нагрузок. Двигательная активность детей должна быть организована таким образом, чтобы, с одной стороны, предотвратить малоподвижный образ жизни и в то же время не привести к переутомлению. С другой стороны не навредить организму.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………………… Глава 1. Спортивная деятельность как здоровьесберегающая технология младших школьников…………………………………………………………………………………. Сущность и принципы здоровьесберегающих технологии…………………. Спорт как ведущая здоровьесберегающая технология……………………… Физическая культура в школе и образовательных учреждениях………. Глава 2. Формирование у детей способности осознавать значение спорта в здоровьесбережении…………………………………………………………………………………… 1.1 выявление у детейпознавательного интереса на уроках физкультуры.……………….. 1.2 Ознакомление детей с разными видами спорта и положительное его влияние на здоровье…………………………………… 1.3 Выявление у детей познавательного интереса на уроках физкультуры после бесед………………………………………………………………… Заключение. Список литературы.
Влияние занятий спортом на
социально-психологическую адаптацию
имеет выраженные тендерные аспекты. Спортсмены
всех исследованных возрастных групп
имеют более высокие показатели социально-психологической
адаптации, чем их сверстники, не занимающиеся
спортом. У спортсменок обнаруживается
разнонаправленность влияния занятий
спортом на показатели социально-психологической
адаптации. Спортсменки имеют более высокие
по сравнению со сверстницами, не занимающимися
спортом, показатели интернальности и
принятия других, но уступают им в показателях
адаптированности, принятия себя, эмоционального
комфорта. Снижение показателей социально-психологической
адаптации у спортсменок отмечается в
разной степени в зависимости от степени
соответствия вида спорта тендерным стереотипам.
Спортсмены разного пола различаются
по особенностям взаимоотношений с ближайшим
социальным окружением. В возрасте 12-13
лет у девочек-спортсменок обнаруживается
усиление значимости сверстников как
партнеров по общению, в то время как мальчики
выделяют как значимых членов социального
окружения родителей и других членов семьи.
У спортсменов разного пола обнаруживаются
различия когнитивной и аффективной регуляции
социально-психологической адаптации.
У спортсменов с возрастом увеличивается
значимость когнитивной регуляции. У спортсменок
такой тенденции не обнаруживается. По-видимому,
конкуренция, эмоциональная напряженность,
характерная для спорта, усиливает свойственную
женщинам склонность к эмоциональному,
а не рациональному восприятию значимых
жизненных ситуаций. [4]
1.3 Физическая культура в школе
и образовательных учреждениях.
Физическое воспитание учащихся
является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной
работы школы.
Основной задачей физического
воспитания в школе является:
а) укрепление здоровья, содействие
правильному физическому развитию и закаливанию
детей. Эта задача должна быть в центре
внимания всего педагогического коллектива,
школьного врача и родителей. Она решается
прежде всего на уроках физической культуры,
а также при проведении различных физкультурно-оздоровительных
и других мероприятий;
б) здоровье – это такое состояние
организма, которому свойственно не только
отсутствие болезни или физических дефектов,
но и полное физическое, душевное и социальное
благополучие. Хорошее здоровье определяется
нормальным расположением, устройством
и правильным функционированием органов
тела, отсутствием предрасположений к
заболеваниям, приятным самочувствием;
в) нормальное физическое развитие
– это изменение строения и функций организма,
происходящие в соответствии с ростом
школьника.
Урок физкультуры является
своеобразной основой физкультурно-спортивной
грамоты. Если на уроке прививаются необходимые
умения и навыки, сам урок вызывает у школьников
интерес и удовлетворение, то можно говорить
о формировании у них устойчивой привычки
заниматься спортом. [8]
Оздоровительное влияние уроков
физической культуры надо рассматривать
в двух аспектах. Во-первых, это прямое
воздействие физических нагрузок на организм
школьника. Во-вторых, обучение школьников
для самостоятельных занятий физическими
упражнениями во внеурочное время, так
как урок (и при большей моторной плотности)
не обеспечивает даже суточной потребности
организма в двигательной деятельности.
Регулярные занятия физическими
упражнениями в сочетании с четким соблюдением
режима дня являются надежным профилактическим
средством против травм и многих заболеваний
(в особенности сердечно - сосудистой системы,
опорно-двигательного аппарата и других).
Так же способствуют мобилизации жизненно
важных функций организма, двигательных
способностей (выносливости, силы, гибкости,
ловкости, быстроты). Воспитывают таких
качеств, как сила воли, энергичность,
собранность, уверенность в себе.
Правильно образованный двигательный
режим школьников не только улучшает их
физическое развитие, но и способствует
повышению их успеваемости в школе. [4]
Во многих школах у большого
количества детей стоит диагноз нарушение
осанки. Физические упражнения являются
действенным средством предупреждения
этого заболевания, сутулости, асимметрии
плеч и лопаток, а также сколиозов (заболеваний
позвоночника, вызываемых слабостью мышц
спины и длительным пребыванием тела в
физиологически неудобных положениях,
длительное сидение за столом, искривление
позвоночника при письме, неправильно
подобранная мебель и прочие). [5]
Слабость мышц спины, неправильная
осанка способствует раннему появлению
остеохондроза, неблагоприятному положению
внутренних органов грудной и брюшной
полости (со снижением их функций). У школьников
с нарушением осанки, как правило, ослаблены
опорно-двигательный аппарат и мышцы,
неэластичные связки, снижены амортизационные
способности нижних конечностей и, что
особенно важно, позвоночника. У таких
детей очень высока степень риска получить
тяжелые травмы (переломы конечностей,
тел позвонков и других частей тела) при
прыжках в длину, высоту, выполнении упражнений
на спортивных снарядах, занятиях борьбой
и некоторых других.
Школьникам с выраженным нарушением
осанки не рекомендуется заниматься теми
видами спорта, которые оказывают большую
нагрузку на позвоночник: тяжелая атлетика,
прыжки в длину, в высоту, акробатика и
другими подобными.
Дополнительные нагрузки, связанные
с сидением на уроке, рекомендуется чередовать
с интенсивными физкультминутками: специальными
упражнениями для мышц спины, брюшного
пресса, плечевого пояса, конечностей.
[6]
Возросшие требования к будущим
первоклассникам привели к увеличению
объема и интенсивности учебно-познавательной
деятельности в детском саду. Нередко
учебный процесс дошкольных образовательных
учреждений (ДОУ) строится по типу школьного
образования и перегружается дополнительными
занятиями. Это ведет к увеличению учебной
нагрузки, что, в свою очередь, наносит
серьезный ущерб личностному развитию
и состоянию здоровья детей. [4]
Физические упражнения для
развития умственной сферы непосредственно
воздействуют на компоненты, являющиеся
определяющими в умственном развитии
детей 5-7 лет (восприятие, наглядно-образное
и логическое мышление, внимание, память,
речь).
Глава 2. Формирование у детей
способности осознавть значение спорта
в здоровьесбережении.
1.1 выявление у детей
познавательного интереса на
уроках физкультуры.
В теоретической главе
мы рассмотрели структуру здоровьесберегающих
технологий и выявили, что здоровьесберегающие
технологии обеспечивают школьникам
возможность сохранения и улучшения
здоровья за период обучения
в школе, формируют у них необходимые
знания, умения и навыки по
здоровому образу жизни, учат
использовать полученные знания
в повседневной жизни.
Уровень физического развития
и состояние здоровья оказывают
огромное влияние на развитие
умственной работоспособности школьника.
Мы признаем, что здоровьесберегающие
технологии – значительный фактор
обучения, позволяющий ребенку сохранить
свое здоровье и научиться
правильно, использовать свое свободное
время в период обучения и
во внеурочное время.
Рассмотрев, здровьесбережение мы
пришли к выводу, что эти технологии
можно использовать как средство
сохраняющее здоровье школьников,
повышение их работоспособности
на занятиях физкультурой.
Для того, чтобы проверить возможность
использования здоровьесберегающих
технологий как средство сохранения
и укрепления здоровья на уроках
физкультуры, мы провели небольшой
опрос.
4 «В» Эксперементальный
класс, 24 школа.
Выводы об уровне развития
познавательных интересов учащихся
на уроке физкультуры:
Всего -26 человек:
- высокий уровень - 8 человек
– 30,77 %
- средний уровень – 13
человек - 50 %
- низкий уровень –
5человек – 19,23 %
Результаты показали, что уровень
развития познавательных интересов
учащихся на уроке физической
культуры – средний.
Анализ
анкеты показал, что большинство
учащихся ставят физкультуру
на первое место ( 22 из 26) ; нравится
работать самостоятельно на уроке
(17 из 26); принимают активное участие
на уроке (15 из 26); нравится выполнять
трудные упражнения (8 из 26); умеют
сами придумывать упражнения
и игры по физкультуре (18 из
26); нравятся интересные задания,
игры на уроке физкультуры (25 из
26); нравится выполнять домашние
задания (12 из 26); выполняют домашнее
задание самостоятельно (22 из 26); выполняют
дома дополнительно упражнения
кроме тех, что задают в школе
(16 из 26); если бы в школе были спортивные
секции, то в них стали бы ходить
(16 из 26).
В результате анализа анкеты,
мы выявили недостаточное развитие
познавательных интересов учащихся
на уроке физкультуры.
Недостаточный уровень физического
развития виден и на практике. Участвуя
в соревнованиях, дети не всегда точно
и правильно выполняют предложенные задания,
выполняют медленно и быстро устают.
Вследствие чего теряют интерес к соревнованиям
и к физической культуре вообще. Класс
и школа, в целом, с художественным уклоном,
и это отражается на заинтересованности
и целях которым соответствуют педагоги.
1.2 Ознакомление детей
с разными видами спорта и
положительное его влияние на
здоровье.
Тему для беседы мы выбрали
такую: Влияние различных видов спорта
на учебную успеваемость школьников.
Цели были следующие: познакомить
учащихся с малоизвестными видами спорта;
показать значимое воздействие спорта
непосредственно на учебную успеваемость.
При подготовке к беседе мы
тщательно подбирали материал. Учитывались
возрастные особенности, личная заинтересованность
и актуальность вопроса.
Начнем с классфикации.
Виды спорта делятся на группы:
Индивидуальные виды спорта.
Циклические виды спорта.
Командные (игровые) виды спорта.
Силовые виды спорта.
Спортивные единоборства.
Сложнокоординационные виды
спорта.
Технические виды спорта.
Прикладные виды спорта.
Экстремальные виды спорта.
Авиационные виды спорта.
К индивидуальным видам спорта относят:
Бадминтон, Бильярд, Гольф, Боулинг, Го, Софт-теннис, Таврели,
Теннис. Шахматы, Дартс, Крокет, Новус,
Сквош, Шашки. Сёги, Городки, Прыжки через
нарты, Рэндзю, Реал-теннис, Настольный
теннис, Ракетбол.
Циклические виды спорта: Биатлон,
Бег на коньках, Велоспорт-трек. Триатлон,
Плавание, Картинг, Скалолазание (скоростная
дисциплина). Маунтинбайк, Велоспорт-шоссе,
Шорт-трек, Гребля на байдарках и каноэ.
Лыжное двоеборье (гонки), Гребля академическая,
Лыжные гонки, Лёгкая атлетика (ряд видов).
Современное пятиборье (некоторые дисциплины),
Подводное плавание.
Командные (игровые) виды спорта: Баскетбол, Слэмбол, Бейсбол, Волейбол,
Гандбол, Мини-баскетбол, Хоккей на траве.
Хоккей с шайбой, Хардбол, Хоккей с мячом, Хёрлинг,
Футзал (FIFA), Австралийский футбол, Акватриал,
Авторалли. Бридж, Американский футбол,
Водное поло, Човган, Гэльский футбол,
Индорхоккей, Пейнтбол. Ля-кросс, Крикет,
Кёрлинг, Канополо, Пляжный волейбол, Перетягивание
каната, Поло. Регбол, Регби, Ринк-бенди,
Софтбол, Футбол, Фризби (Ultimate и Doubledisccourt),
Футзал (AMF), Футболтеннис, Флорбол.
Силовые виды спорта: Бодибилдинг,
Тяжёлая атлетика, Гиревой спорт, Пауэрлифтинг.
Спортивные единоборства: Айкидо
Айкикай, Реальный Айкидо, Ёсинкан, Айкидо,
Тендорю Айкидо, Бокс, Боевое самбо, Армрестлинг,
Тайский бокс, Сават, Сётокан, Ушу-саньда.
Каратэ-до, Сито-рю, Вадо-рю, Кёкусинкай,
Борьба на поясах, Годзю-рю, Кудо, Ашихарэ
каратэ, Кикбоксинг, Рукопашный бой по
системе РБИ-РОСС, Рукопашный бой, Лайт
контакт, Семи контакт. Фулл контакт, K-1,
Фулл контакт + лоу кик, Сольные композиции
кикбоксинга, Хапкидо, Таэквон-до ITF. Тхэквон-до
WTF, Таэквон-до JRT, Спочан, Симмей-до, Самбо,
Греко-римская борьба, Вольная борьба,
Дзюдо. Школа обновленного самбо, Сумо,
Борьба грэпплинг. Бразильское джиу-джитсу,
Джиу-джитсу.
Сложнокоординационные виды
спорта: Вейкбординг, Акробатический рок-н-ролл,
Виндсёрфинг, Маунтин байк, Кайтсёрфинг,
Горные лыжи, Прыжки в воду, Паркур. Поинг,
Прыжки на лыжах с трамплина, Прыжки на
батуте, Сёрфинг, Скейтбординг, Синхронное
фигурное катание, Синхронное плавание,
Сноубординг. Стритбординг, Спидскиинг,
Спортивная аэробика, Спортивная акробатика,
Спортивное скалолазание, Спортивные
танцы, Спортивная гимнастика, Фриран,
Фигурное катание, Футбольный фристайл.
Фристайл, Эстетическая гимнастика, Художественная
гимнастика, Ролики.