Педагогические возможности спортивной деятельности в здоровьесбережении младшего школьника
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 04:03, курсовая работа
Краткое описание
В системе образования России на современном этапе происходят сложные и неоднозначные процессы обновления. Большое количество обучающих программ, технологий обучения, появлением инновационных, альтернативных образовательных учреждений, что приводит к большим нагрузкам у школьников. Учебная деятельность, дополнительное образование отнимает очень много времени. Вследствие этого в последние годы особое внимание уделяется вопросу здоровья школьников. Как известно, растущему организму нужны физические нагрузки. И единичные уроки физкультуры не могут восполнить необходимый объём нагрузок. Двигательная активность детей должна быть организована таким образом, чтобы, с одной стороны, предотвратить малоподвижный образ жизни и в то же время не привести к переутомлению. С другой стороны не навредить организму.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………………… Глава 1. Спортивная деятельность как здоровьесберегающая технология младших школьников…………………………………………………………………………………. Сущность и принципы здоровьесберегающих технологии…………………. Спорт как ведущая здоровьесберегающая технология……………………… Физическая культура в школе и образовательных учреждениях………. Глава 2. Формирование у детей способности осознавать значение спорта в здоровьесбережении…………………………………………………………………………………… 1.1 выявление у детейпознавательного интереса на уроках физкультуры.……………….. 1.2 Ознакомление детей с разными видами спорта и положительное его влияние на здоровье…………………………………… 1.3 Выявление у детей познавательного интереса на уроках физкультуры после бесед………………………………………………………………… Заключение. Список литературы.
Айкидо известно, как «боевое искусство
гармонии», поскольку основная идея в Айкидо – идея объединения своей ки
(внутренней силы или энергии) с ки Вашего
партнера. Слияние с силой Вашего партнера
означает отсутствие между Вами конкуренции
или конфликтов, поэтому физическая сила
не является главным в Айкидо. Все это делает Айкидоидеальным боевым искусством,
в том числе для женщин и людей, не обладающих
выдающимися физическими данными.
Кроме того, высокие идеи Айкидо позволяют объединять людей
вне зависимости не только от их возраста,
но и от социального статуса, что немаловажно
при мощном расслоении нашего общества.
Сенсей Уэсиба вошел в историю
как выдающийся мастер боевых искусств,
который, благодаря своим знаниям в этой
области, превосходил любого учителя –
Морихэй обладал поистине огромным практическим
опытом и совершенной техникой. Многие
мастера, у которых учился Уэсиба, умерли,
так и не передав своих знаний другим последователям.
Айкидо для детей – одно из важных
направлений работы Федерации. На тренировках
с детьми уделяется особое внимание их
гармоничному развитию. Посещая регулярные
занятия, дети развиваются физически,
укрепляют здоровье, учатся общаться друг
с другом и добиваться поставленных целей.
Благодаря особым правилам поведения,
принятым в додзё (этикету поведения
в зале), дети знакомятся с дисциплиной,
учатся уважать себя и других.
Например, все ученики делают
церемониальный поклон перед
тем, как войти в додзё и
покинуть его, а также приветствуют
учителя и друг друга в начале
и в конце каждой тренировки.
[12]
Шахматы не самым значительным образом
развивают мышцы, силу и быстроту реакции.
Но это только на первый взгляд, ведь спортивная
составляющая шахмат очень велика. Во-первых,
класс игрока определяется его разрядом.
Во-вторых, по шахматам проводятся турниры,
игроки побеждают или проигрывают. Здесь,
как и в любом виде спорта, важны умение
собраться и физическое здоровье (несколько
часов за доской - это серьезная нагрузка).
Поэтому, кстати, на сборах дети не только
шахматами занимаются, но и на лыжах ходят,
в футбол играют. При этом добиться хороших
результатов в шахматах может любой, независимо
от роста, силы или гибкости. Здесь важно
другое - внимание, комбинационное мышление,
логика. Начинать учить ребенка играть
в шахматы можно уже лет с четырех. А шахматный
кружок поможет ему подготовиться к 1-му
классу. Дети учатся записывать партии,
а буквенно-цифровые обозначения на шахматной
доске - это та же система координат. У
маленького шахматиста в школе не будет
проблем с тем, сколько клеточек надо отступить
и где провести линию. Он сможет решать
задачки в уме и сосредоточиться, делая
уроки. И с логикой у тех, кто играет в шахматы,
все в порядке, они умеют просчитать множество
вариантов, внимательны, у них хорошая
память и, как правило, оценки в школе соответствующие.
[12]
Бадминтон
является своеобразным комплексом
движений человеческого тела
и средством обучения многообразным
двигательным навыкам. Чем они
выше по своему уровню и
чем богаче их запас, тем человек
успешнее справляется в труде
с незнакомыми для него двигательными
задачами. Более высокая культура
двигательных навыков позволяет
быстрее довести нужные движения
до автоматизма и тем самым
освободить сознание для решения
других задач. С совершенствованием
орудий производства все большему
числу профессий необходимы тонкое
мышечное чувство кисти руки,
едва уловимое движение пальцев,
на основе которых совершенствуется
качество двигательной деятельности.
Пожалуй, ни один вид спорта
не обладает такой богатой
палитрой движения кисти, микро
движений пальцев, как это имеет
место в бадминтоне. Надо отметить,
что мелкие движения пальцев
— довольно сложный вид двигательной
деятельности. Они требуют гораздо
большей координации со стороны
нервной системы, чем простые
силовые движения всей руки. За
изощренность мелких движений
пальцев руку бадминтонистов
высокого класса сравнивают с
рукой скрипача. Известно, что развитие
тонкой моторики кисти положительно
коррелирует с развитием интеллектуально
— мнестических функций, например,
письмом.
Бадминтон, как спортивная игра,
развивает точность зрительного восприятия,
быстроту движений и пространственное
представление о своем теле на площадке.
Эта игра подвижная, дающая большую нагрузку
многим группам мышц, она способствует
гармоничному развитию тела и, как бы,
одевает человека в "мышечную одежду",
тем самым, украшая его. Сформированное
игрой тело вызывает восхищение и способствует
зрелищности игры.
Для успеха игры в бадминтон
почти каждое движение должно быть "умным"
как на соревнованиях, так и на тренировках.
Недаром в нем утвердилась поговорка:
"Играй сначала головой, затем ногами
и только потом рукой". В игре не надо
бежать раньше, чем сообразит голова. Больше
того, необходимо, чтобы голова лучше думала,
давала больше покоя ногам. Это дает время
для расслабления мышц, для восстановления
физических и духовных сил. Нередко спортсмены
высокого класса на ответственных соревнованиях
заявляют, что умственно устали больше,
чем физически.
Значительное интеллектуальное
начало бадминтона определяется и тем,
что это - игра рукой. Спортивный бадминтон
по статистическим данным является одним
из сложных тактических и техничных игр,
он входит в тройку самых тяжелых по физическим
нагрузкам на организм спортсмена среди
игровых видов спорта. С его исключительно
высокими требованиями к функциональной
подготовке спортсмена все более остро
встает вопрос о необходимости научно
обоснованного подхода к управлению процессом
спортивной тренировки. [11]
1.3 Выявление у детей
познавательного интереса на
уроках физкультуры после бесед.
С классом проводилась повторный
опрос. Ученикам предложили ответить на
те же самые вопросы. Выводы об уровне
развития познавательных интересов учащихся
на уроке физкультуры: Всего -26 человек:
- высокий уровень -10 человек
– 30,77 %
- средний уровень – 13
человек - 50 %
- низкий уровень –
3 человек – 19,23 %
Заключение.
В условиях модернизации системы
образования все более важное
внимание уделяется внедрению
новых, прогрессивных педагогических
технологий. Среди известных современной
педагогической науке технологий,
на наш взгляд, особое место
занимают здоровьесберегающие технологии,
которые успешно внедряются в
школах.
Важными слагаемыми здоровьесберегающих
технологий является формирование здорового
образа жизни подрастающего поколения.
Эта серьезная работа, как правило, осуществляется
учителями на уроках физической культуры
и ОБЖ.
Наша гипотеза выявленная в начале работы
была частично доказана.
Реализуя здоровьесберегающие технологии,
учитель должен приложить все усилия,
чтобы здоровый образ жизни стал потребностью,
нормой жизни для каждого ребенка. Воспитывать
сознательное отношение к своему здоровью
– вот главная задача воспитателя, учителя.
Ведь главное богатство государства –
это здоровье его граждан.
Список литературы
1. Бароненко В.А., Люберцев
В.Н., Рапопорт Л.А. Здоровый образ
жизни. Е., 1999г.
2. Бине А. «Умственное
утомление» 1889
3.Будаева Н.А. Здоровьесберегающий
подход к организации обучения в начальной
школе //начальная школа - № 03, 2011. С
32-36
4. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И.
Психология физического воспитания и
спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед.
учеб, заведений. – М.: Издательский центр
«Академия», 2000. – 288с.
5. Касаткина В.Н. Педагогика
здоровья. М.: Линка - Пресс, 2001.
6. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие
технологии. – М., 2004.
7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие
технологии в начальной школе 1-4 классы
М.: Вако. 2004.
8. Лукьяненко В.П., "Физическая
культура: основы знаний: учебное пособие"
2-е издание. М. "Советский спорт",2005.
9.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие
образовательные технологии и психология
здоровья в школе. - М.: АРКИ, 2005.
10.Фомина И.В Здоровьесберегающие
технологии на уроках в начальной школе //начальная
школа - № 06, 2010, с. 36-44 2010
11. http://www.psylist.net(последнее посещение 16 июня
в 19 10)
12. http://sportbox.by(последнее посещение 16 июня
в 20 05)
13. http://urokitruda.ru/zdorove(последнее
посещение 16 июня в 18 07)
Приложение А
Содержание анкеты
Наша анкета состояла
из следующих вопросов:
1. Среди учебных предметов,
которые я перечислю, поставите
ли вы физкультуру на первое
место?
(русский, чтение, труд, рисование,
физкультура)
2. Нравится ли вам работать
самостоятельно на уроках физкультуры?
3. Часто ли вы поднимаете
руку на уроке, чтобы ответить
на теоретические вопросы
на уроке физкультуры?
4. Нравится ли вам выполнять
трудные упражнения?
5. Умеете ли вы сами
придумывать упражнения, игры по
физкультуре?
6. Нравятся ли вам интересные
задания, игры на уроке физкультуры?
7. Нравится ли вам выполнять
домашние задания по физкультуре?
8. Домашние задания по
физкультуре вы обычно выполняете
самостоятельно?
9. Выполняете ли вы
спортивные задания дома, кроме
тех, что задают в школе?
10. Если бы в вашей
школе были спортивные секции,
посещали бы вы их?
За каждый ответ «да» мы ставили
5 баллов, за ответ «нет» - 0 баллов. Результаты
анкеты мы поместили в таблицы 1 и 2.
4 «В» класс школа № 24.
Приложение В
Показатель уровня развития
познавательныхинтересов учащихся на
уроках физкультуры.