Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 22:30, реферат
Имя Николая Ивановича Пирогова составляет гордость и славу Отечественной педагогической науки , народного образования. Своей выдающейся деятельностью, как в области медицины, так и народного образования Н. И. Пирогов заслужил признательность широких масс и педагогической общественности. Его педагогические идеи являются источником научного творчества и практической деятельности. Они близки нам и сегодня актуальностью поставленных проблем, таких, как единство школы и жизни, педагогической науки и практики; воспитывающее обучение, “гармоническое развитие всех врожденных сил народа ”, воспитание человека - гражданина, полезного своей стране.
Классическая прогимназия в проекте Пирогова имеет в учебном плане почти те же предметы, что и реальная. Но за счет количества часов, отводимых на предметы реальных знаний , в классической прогимназии отводится внимание основательному изучению латинского и греческого языков и одного, а не двух новых языков. В классические прогимназии открыт доступ опять-таки для всех желающих, имеющих образование в объеме элементарной начальной школы. А кроме того, и окончившие реальную прогимназию могли поступать без экзамена в III класс классической прогимназии.
Над двумя типами прогимназий организуется гимназия опять-таки двух типов реальная и классическая.
Образование в реальных
гимназиях Пирогов
Придавая исключительное значение в воспитании учащихся науке и научному образованию, Пирогов учитывал роль и других специально воспитательных воздействий на учащихся. И почти в каждой статье его мы находим глубокие, оригинальные мысли, советы и практические указания в этом направлении. Главное в воспитательной работе, чему Пирогов придает решающее значение, это намерения, жизненные цели и задачи, какие ставят себе воспитатели в семье и в школе, согласованность семьи , школы, общества и государства в этих целеустремлениях.
Пирогов дал ряд ценнейших соображений по методике воспитательной работы. Избранные им вопросы и характер их разрешения вводят учителей в наиболее важные и решающие стороны воспитательной работы в школе.
На место разрозненных, неорганизованных воздействий н учащихся со стороны администрации школ (директора и инспектора) и надзирателей Пирогов выдвинул в качестве основной воспитательной силы коллективную работу учителей или, как он их называет, наставников, объединенных в педагогических советах средних учебных заведений. Таким образом единоличное, часто случайное и произвольное действие учителей получало не только единство, но и естественно большую разносторонность и глубину влияний на учащихся.
Постановления педагогических советов приобретали в глазах учащихся больший авторитет большую силу. “Опыт доказывает, - пишет Пирогов, - что заключения и определения педагогического совета несравненно более пользуются доверием между учащимися, чем решения одного лица, будет ли оно второстепенным в заведении, как учителя или надзиратели, - или главное, как директор”.
Пирогов был озабочен развитием у учителей внимательного, чуткого отношения к учащимся. Он требовал от учителей “при обсуждении каждого поступка” учащегося не формально юридического отношения, а “хорошо вникнуть в те обстоятельства”, которыми вызывается поведение ученика. В этих целях Пирогов предлагал воспитателям завести у себя карманные журналы, в которых бы они отмечали, с надлежащей подробностью и только для себя, все замеченные ими поступки учеников, их образ мыслей и т. п.
Требованиями такого рода Пирогов ставил
перед учителями сложнейшую и труднейшую,
но в то же время самую основную задачу
в искусстве воспитания -изучать своих
учеников и индивидуализировать воспитательные
воздействия на учащихся. /Красновский А. А. Педагогические
идеи Н. И. Пирогова . - М. : Учпедгиз, 1949.
-С. 124-131/.
Чтобы судить об исторических заслугах Пирогова, нам следует помнить слова В. И. Ленина: “Исторические заслуги судятся не по тому , чего не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а по тому , что они дали нового сравнительно с своими предшественниками ”. Никто не сомневается в том, что Пирогов оставил богатейший и значительный вклад в сокровищницу нашей национальной культуры. Общепризнан гений Пирогова как ученого, новатора, трудами которого , начиная с его ранней молодости , пользовались не только его ученики, но и его учителя во всех культурных странах мира. На протяжении всей своей жизни , Пирогов непрестанно прилагал все усилия к тому, чтобы создать для высшей и средней школы такие условия, которые всемерно воздействовали бы росту науки и культуры и устраняли бы все, что мешало развитию самостоятельной русской науки.
Он искренне стремился к осуществлению в нашей стране всеобщего обучения, он защищал право на полноценное образование не только русских людей, но и самых угнетенных наций населявших Россию.
Наряду с большими
принципиальными
Из всего вышесказанного можно сделать
следующие выводы.
1. Пирогов внес значительные
улучшения в работу
3. Требуя, чтобы учителя
и руководители прогимназий и
гимназий хорошо изучали
К преподаванию в высшей
школе Пирогов предлагал
Заключение
Своей оживленной, глубоко плодотворной административно-педагогической и научно литературной деятельностью Пирогов привлек внимание всех передовых , прогрессивных сил нашей страны и поднял педагогические проблемы на уровень важнейших вопросов нашей культурной жизни.
По справедливости и
единодушному признанию Пирогов вошел в историю русской культуры
не только как выдающийся гениальный ученый
анатом и талантливейший врач-хирург,
но и как классик оригинальной передовой
русской педагогической мысли. И можно
быть уверенным в том, что подлинные заслуги
Пирогова перед культурой нашей страны
и глубоко плодотворная значимость его
педагогических идей и педагогической
деятельности будут еще долго находить
высокую оценку и вызывать глубокое уважение
со стороны всех людей.
На мой взгляд, данный реферат является довольно успешной попыткой раскрыть суть педагогических взглядов Н. И. Пирогова. Прочитав реферат можно с уверенностью сказать, что Смирнов А. В. серьезно отнесся к раскрытию данной ему темы. Не смотря на то, что в реферате главный акцент делается на раскрываемую тему, Смирнов А. В. довольно подробно и интересно описывает биографию Н. И. Пирогова и историческое значение его педагогических идей.
В третьем пункте реферата Смирнов А. В. анализирует одну из самых первых и самых известных работ Пирогова “Вопросы жизни”. Анализируя эту статью (как впрочем, и другие работы Пирогова) Смирнов А. В. делает несколько своих выводов, что говорит о тщательном и углубленном изучении данной темы. По тексту реферата Смирнов А. В. делает ссылки на литературные источники, список которых приведен в конце реферата. Это так же свидетельствует о тщательной работе над темой.
Естественно, в рамках данного
реферата невозможно дать полный анализ
педагогическим взглядам Пирогова, но
я считаю, что тема реферата раскрыта в
достаточной степени подробно, чтобы получить
положительную оценку.
Список
использованной литературы