Педагогические идеи Н.И. Пирогова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 22:30, реферат

Краткое описание

Имя Николая Ивановича Пирогова составляет гордость и славу Отечественной педагогической науки , народного образования. Своей выдающейся деятельностью, как в области медицины, так и народного образования Н. И. Пирогов заслужил признательность широких масс и педагогической общественности. Его педагогические идеи являются источником научного творчества и практической деятельности. Они близки нам и сегодня актуальностью поставленных проблем, таких, как единство школы и жизни, педагогической науки и практики; воспитывающее обучение, “гармоническое развитие всех врожденных сил народа ”, воспитание человека - гражданина, полезного своей стране.

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогические идеи Н.И. Пирогова.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

Классическая прогимназия в проекте Пирогова имеет в учебном плане почти те же предметы, что и реальная. Но за счет количества часов, отводимых на предметы реальных знаний , в классической прогимназии отводится внимание основательному изучению латинского и греческого языков и одного, а не двух новых языков. В классические прогимназии открыт доступ опять-таки для всех желающих, имеющих образование в объеме элементарной начальной школы. А кроме того, и окончившие реальную прогимназию могли поступать без экзамена в III класс классической прогимназии.

Над двумя типами прогимназий организуется гимназия опять-таки двух типов реальная и классическая.

Образование в реальных гимназиях Пирогов предназначает  для удовлетворения практических потребностей производственно-технической жизни. Окончившие такие реальные гимназии, по плану Пирогова , получат выход  либо непосредственно на поприще практической деятельности, либо в высшие, но специальные учебные заведения, а не в университет. /Красновский А. А. Педагогические идеи Н. И. Пирогова . - М. : Учпедгиз, 1949. -С. 115-117/.

Придавая исключительное значение в воспитании учащихся науке и научному образованию, Пирогов учитывал роль и других специально воспитательных воздействий на учащихся. И почти в каждой статье его мы находим глубокие, оригинальные мысли, советы и практические указания в этом направлении. Главное в воспитательной работе, чему Пирогов придает решающее значение, это намерения, жизненные цели и задачи, какие ставят себе воспитатели в семье и в школе, согласованность семьи , школы, общества и государства в этих целеустремлениях.

Пирогов дал ряд ценнейших соображений по методике воспитательной работы. Избранные им вопросы и характер их разрешения вводят учителей в наиболее важные и решающие стороны воспитательной работы в школе.

На место разрозненных, неорганизованных воздействий н  учащихся со стороны администрации школ (директора и инспектора) и надзирателей Пирогов выдвинул в качестве основной воспитательной силы коллективную работу учителей или, как он их называет, наставников, объединенных в педагогических советах средних учебных заведений. Таким образом единоличное, часто случайное и произвольное действие учителей получало не только единство,  но и естественно большую разносторонность и глубину влияний на учащихся.

Постановления педагогических советов приобретали в глазах учащихся больший авторитет большую силу. “Опыт доказывает, - пишет Пирогов, - что заключения и определения педагогического совета несравненно более пользуются доверием между учащимися, чем решения одного лица, будет ли оно второстепенным в заведении, как учителя или надзиратели, - или главное, как директор”.

Пирогов был озабочен развитием у учителей внимательного, чуткого отношения к учащимся. Он требовал от учителей “при обсуждении каждого поступка” учащегося  не формально юридического отношения, а “хорошо вникнуть в те обстоятельства”, которыми вызывается поведение ученика. В этих целях Пирогов предлагал воспитателям завести у себя карманные журналы, в которых бы они отмечали, с надлежащей подробностью и только для себя, все замеченные ими поступки учеников, их образ мыслей и т. п.

Требованиями такого рода Пирогов ставил перед учителями сложнейшую и труднейшую, но в то же время самую основную задачу в искусстве воспитания -изучать своих учеников и индивидуализировать воспитательные воздействия на учащихся. /Красновский А. А. Педагогические идеи Н. И. Пирогова . - М. : Учпедгиз, 1949. -С. 124-131/. 

 

Значение педагогического  наследия Пирогова

 

Чтобы судить об исторических заслугах Пирогова, нам следует помнить  слова В. И. Ленина: “Исторические  заслуги судятся не по тому , чего не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а по тому , что они дали нового сравнительно с своими предшественниками ”. Никто не сомневается в том, что Пирогов оставил богатейший и значительный вклад в сокровищницу нашей национальной культуры. Общепризнан гений Пирогова как ученого, новатора,  трудами которого , начиная с его ранней молодости , пользовались не только его ученики, но и его учителя во всех культурных странах мира. На протяжении всей своей жизни , Пирогов непрестанно прилагал все усилия к тому, чтобы создать для высшей и средней школы такие условия, которые всемерно воздействовали бы росту науки и культуры и устраняли бы все, что мешало развитию самостоятельной русской науки.

Он искренне стремился  к осуществлению в нашей стране всеобщего обучения, он защищал право на полноценное образование не только русских людей, но и самых угнетенных наций населявших Россию.

Наряду с большими принципиальными педагогическими  вопросами Пирогов в своих  литературных трудах и в практической деятельности на посту попечителя учебного округа постоянно ставил и разрешал методические вопросы, развивал и поддерживал деятельность учителей и школ по развертыванию кабинетов, лабораторий и других учебно-вспомогательных средств для усовершенствования преподавания и обучения. /Красновский А. А. Педагогические идеи Н. И. Пирогова . - М. : Учпедгиз, 1949. -С. 175-182/. 
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

1. Пирогов внес значительные  улучшения в работу педагогических  советов гимназий, расширил содержание обсуждаемых вопросов, ввел в систему доклады и обмен мнениями по дидактическим вопросам, всячески поощрял методические изыскания учителей, рекомендовал взаимное посещение уроков. 2. Основными дидактическими принципами Пирогов считал осмысленность обучения, активность и наглядность.

3. Требуя, чтобы учителя  и руководители прогимназий и  гимназий хорошо изучали учащихся  и их успеваемость, Пирогов предлагал  перевод из класса в класс  производить по результатам годовой  успеваемости учащихся . Он отрицательно относился к переводным экзаменам , отмечая наличие в них значительного элемента случайности и формализма.

К преподаванию в высшей школе Пирогов предлагал привлечь крупных ученых, рекомендовал усилить  беседы профессоров со студентами, проводить семинары, просеминары и практические занятия и всячески развивать у студентов навыки углубленной самостоятельной работы. /Константинов Н. А. , Медынский Е. Н. , Шабаева М. Ф. История педагогики. 
 
Заключение

 

Своей оживленной, глубоко  плодотворной административно-педагогической и научно литературной деятельностью Пирогов привлек внимание всех передовых , прогрессивных сил нашей страны и поднял педагогические проблемы на уровень важнейших вопросов нашей культурной жизни.

По справедливости и  единодушному признанию Пирогов вошел в историю русской культуры не только как выдающийся гениальный ученый анатом и талантливейший врач-хирург, но и как классик оригинальной передовой русской педагогической мысли. И можно быть уверенным в том, что подлинные заслуги Пирогова перед культурой нашей страны и глубоко плодотворная значимость его педагогических идей и педагогической деятельности будут еще долго находить высокую оценку и вызывать глубокое уважение со стороны всех людей. 

 

Выводы

На мой взгляд, данный реферат является довольно успешной попыткой раскрыть суть педагогических взглядов Н. И. Пирогова. Прочитав реферат можно с уверенностью сказать, что Смирнов А. В. серьезно отнесся к раскрытию данной ему темы. Не смотря на то, что в реферате главный акцент делается на раскрываемую тему, Смирнов А. В. довольно подробно и интересно описывает биографию Н. И. Пирогова и историческое значение его педагогических идей.

В третьем пункте реферата Смирнов А. В. анализирует одну из самых первых и самых известных  работ Пирогова “Вопросы жизни”. Анализируя эту статью (как впрочем, и другие работы Пирогова) Смирнов А. В. делает несколько своих выводов, что говорит о тщательном и углубленном изучении данной темы. По тексту реферата Смирнов А. В. делает ссылки на литературные источники, список которых приведен в конце реферата. Это так же свидетельствует о тщательной работе над темой.

Естественно,  в рамках данного реферата невозможно дать полный анализ педагогическим взглядам Пирогова, но я считаю, что тема реферата раскрыта в достаточной степени подробно, чтобы получить положительную оценку. 

 

Список использованной литературы 
  

  1. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. - М. : Педагогика, 1985.
  2. Красновский А. А. Педагогические идеи Н. И. Пирогова. - М. : Учпедгиз, 1949.
  3. Константинов Н. А. , Медынский Е. Н. , Шабаева М. Ф. История педагогики. -М. : Просвещение, 1982.
  4. Егоров С. Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. - М. : Просвещение, 1986.

 



Информация о работе Педагогические идеи Н.И. Пирогова