Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 13:19, доклад
Краткое описание
В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не являются случайностью.
В каждом из последующих методов
степень активности и самостоятельности
в деятельности обучаемых нарастает.
Объяснительно-иллюстративный
метод обучения - метод, при котором
учащиеся получают знания на лекции, из
учебной или методической литературы,
через экранное пособие в "готовом"
виде. Воспринимая и осмысливая факты,
оценки, выводы, студенты остаются в рамках
репродуктивного (воспроизводящего) мышления.
В вузе данный метод находит самое широкое
применение для передачи большого массива
информации.
Репродуктивный
метод обучения - метод, где применение
изученного осуществляется на основе
образца или правила. Здесь деятельность
обучаемых носит алгоритмический характер,
т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям,
правилам в аналогичных, сходных с показанным
образцом ситуациях.
Метод
проблемного изложения в обучении
- метод, при котором, используя самые различные
источники и средства, педагог, прежде
чем излагать материал, ставит проблему,
формулирует познавательную задачу, а
затем, раскрывая систему доказательств,
сравнивая точки зрения, различные подходы,
показывает способ решения поставленной
задачи. Студенты как бы становятся свидетелями
и соучастниками научного поиска. И в прошлом,
и в настоящем такой подход широко используется.
Частичнопоисковый,
или эвристический,
метод обучения заключается в организации
активного поиска решения выдвинутых
в обучении (или самостоятельно сформулированных)
познавательных задач либо под руководством
педагога, либо на основе эвристических
программ и указаний. Процесс мышления
приобретает продуктивный характер, но
при этом поэтапно направляется и контролируется
педагогом или самими учащимися на основе
работы над программами (в том числе и
компьютерными) и учебными пособиями.
Исследовательский
метод обучения - метод, в котором после
анализа материала, постановки проблем
и задач и краткого устного или письменного
инструктажа обучаемые самостоятельно
изучают литературу, источники, ведут
наблюдения и измерения и выполняют другие
действия поискового характера. Инициатива,
самостоятельность, творческий поиск
проявляются в исследовательской деятельности
наиболее полно. Методы учебной работы
непосредственно перерастают в методы
научного исследования.
Приемы
и средства обучения
В процессе обучения метод выступает
как упорядоченный способ взаимосвязанной
деятельности педагога и учащихся по достижению
определенных учебно-воспитательных целей,
как способ организации учебно-познавательной
деятельности учащихся. Применение каждого
метода обучения обычно сопровождается
приемами и средствами. При этом прием
обучения выступает лишь элементом,
составной частью метода обучения, а средствами
обучения (педагогические средства)
являются все те материалы, с помощью которых
преподаватель осуществляет обучающее
воздействие (учебный процесс).
Педагогические средства далеко не сразу
стали обязательным компонентом педагогического
процесса. Долгое время традиционные методы
обучения базировались на слове, но "эпоха
мела и разговора кончилась", в связи
с ростом информации, технологизации общества
возникает необходимость использовать
другие средства обучения, например технические.
К педагогическим средствам относятся:
учебно-лабораторное оборудование;
учебно-производственное оборудование;
дидактическая техника;
учебно-наглядные пособия;
технические средства обучения
и автоматизированные системы обучения;
компьютерные классы;
организационно-педагогические
средства (учебные планы, экзаменационные
билеты, карточки-задания, учебные пособия
и т.п.).