Педагогические основы организации интерактивного обучения как фактора формирования самостоятельности школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

В условиях развивающегося общества предъявляются высокие требования к овладению учащимися современными компетенциями, системой универсальных знаний, умений и навыков, опытом самостоятельной деятельности и ответственности. Выпускник общеобразовательной школы должен обладать личностной установкой на активную деятельность в современных социально-экономических условиях, требующих самостоятельности и неординарности решений в ситуации выбора на основе сотрудничества и межкультурного взаимодействия.

Вложенные файлы: 1 файл

Интерактивные приёмы обучения на уроках познания мира как средство формирования самодеятельности учащихся.docx

— 185.88 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

«Расскажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

дай мне сделать самому – и я научусь!».

Конфуций

 

Изменения, связанные с интеграцией Казахстана в мировое экономическое пространство, обуславливают востребованность современно образованных, нравственных, предприимчивых людей.

В условиях развивающегося общества предъявляются высокие требования к овладению учащимися современными компетенциями, системой универсальных знаний, умений и навыков, опытом самостоятельной деятельности и ответственности. Выпускник общеобразовательной школы должен обладать личностной установкой на активную деятельность в современных социально-экономических условиях, требующих самостоятельности и неординарности решений в ситуации выбора на основе сотрудничества и межкультурного взаимодействия.

Образовательный процесс, организуемый в общеобразовательных учреждениях, потенциально способен обеспечить получение качественного образования, соответствующего актуальным потребностям личности и общества. Об этом свидетельствуют фундаментальные психолого-педагогические исследования, посвященные разным направлениям экспериментального обучения (Ш.А.Амонашвили, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Н.А.Менчинская, Д.Б.Эльконин и др.).

Вместе с тем существующая практика организации образовательного процесса в общеобразовательной школе не соответствует социально-экономическим изменениям, происходящим в нашем государстве. Отчасти это обусловлено следующим противоречием. С одной стороны, государством и обществом достаточно четко обозначены образовательные приоритеты, нашедшие отражение в основных нормативно-правовых документах: Законе Казахстана «Об образовании», Государственной программе развития образования на 2010-2030 гг., согласно которым содержание образования должно быть ориентировано на формирование познавательных и созидательных способностей, осознанное отношение к учебному процессу. Для этого ученик должен стать субъектом обучения. С другой стороны, традиционная направленность на знания, умения и навыки снижает исконную потребность обучающихся в поиске, активной деятельности. Такая система обучения порождает феномен «обученной беспомощности», когда учащийся не может справиться с новой задачей, выходящей за рамки знакомого, выученного в ходе освоения школьной программы.

Данное противоречие усугубляется тем, что в последние годы сократилось количество научных исследований в области основных проблем обучения, которое обеспечивало бы усвоение учебного материала не только на репродуктивном, но и творческом уровне. Поэтому задача разработки общих подходов к организации самостоятельной поисковой деятельности в учебном процессе общеобразовательной школы становится особенно актуальной.

Особого внимания требует решение данной проблемы в начальных классах, в которых закладываются основы учебной деятельности и общего развития школьников.

Цель курсовой работы - теоретически обосновать и экспериментально проверить модель организации интерактивного обучения в начальной школе, ориентированной на формирование самостоятельности младших школьников.

Объект исследования – уроки познания мира в начальной школе.

Предмет исследования – методы и приёмы интерактивного обучения в начальной школе.

Гипотеза работы заключается в том, что интерактивное обучение в начальной школе будет способствовать формированию самостоятельности школьников, если будет разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена модель организации интерактивного обучения, ориентированная на формирование самостоятельности школьников;

Задачи курсовой работы:

1. Изучить состояние проблемы исследования в педагогической теории и школьной практике.

2. Разработать модель  организации интерактивного обучения учащихся в начальной школе и экспериментально ее проверить.

4. Разработать и внедрить  в школьную практику рекомендации  по совершенствованию организации  интерактивного обучения как фактора формирования самостоятельности младших школьников.

 

 

  1. Педагогические основы организации интерактивного обучения как фактора формирования самостоятельности школьников

 

    1. Состояние проблемы организации интерактивного обучения как фактора формирования самостоятельности школьников в педагогической теории и практике

 

В мире, который становится все более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. Учитель, не владеющий компьютерными технологиями в скором времени будет не интересен современному школьнику. Нельзя тут не согласиться со словами К. Барретта: «Как педагог, вы не можете не задумываться над тем, что ожидает Ваших учеников. Вы знаете, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий». [Журнал «Учитель и ученик» 2008 г.]

Министр образования и науки утверждает: «Современному учителю необходимо предоставлять ученикам возможность пользоваться передовыми информационными технологиями в самостоятельных исследовательских работах. Ведь учитель сегодня должен не просто учить, но учить учиться». [Газета «Педагогический мир» 2009 г.]

Для реорганизации учебного процесса на основе современных информационных технологий разработано множество учебных программ и учебных пособий. Однако реально каждый учитель разрабатывает свои программы, а также учебные и дидактические материалы. Накоплено значительное количество компьютерных программ, предназначенных для использования в школьном и вузовском обучении.

Наиболее важными среди таких программ являются интерактивные обучающее программы, предусматривающие обмен информацией не менее, чем между двумя участниками диалога, а также развивающие программы, способные увлечь учащихся, привлечь их к решению учебных проблем, развивать их интеллектуальный уровень. Компьютерные программы объединяют часто в электронные и мультимедийные учебники.

При внедрении каких-либо новых педагогических технологий в практику работы раскрывается исключительно большой научно-методический потенциал, появилось еще больше возможностей использования различных форм и методов работы.

Таким образом, применение новых педагогических технологий обучения на уроках является наиболее эффективным методом:

1. Достигаются более качественные  результаты;

2. Интенсивней развиваются  мыслительные процессы;

3. Появляется большая  заинтересованность на уроках  с использованием новых технологий, чем на простых уроках;

4. Повышается активность  учащихся на уроке;

5. Раскрывается больше  возможностей ученика;

6. Проявляется внутренний  потенциал детей.

Интерактивное обучение меняет прежнее одностороннее понимание процесса познания (учителецентрическое, где основными глаголами были «учить», «давать знания») на двустороннее, диалогическое, воспринимая его как процесс «усвоения знаний», где основную роль выполняет обучающийся (ученикоцентрическое), который самостоятельно конструирует знания («учиться»).

Цели интерактивных методов обучения:

• Создание среды - создавать условия, в котором обучающийся мог бы ощутить успешность своих действий; создавать условия для открытого и свободного творческого общения между обучающимися; преподносить знания не в готовом виде, а предоставлять возможности для поиска и исследования, направлять и стимулировать обучающихся.

• Обучение через действия - обучающиеся должны понять, что усвоение знаний наиболее эффективно только через самостоятельные действия; продвигать обучающихся к активным действиям; организация процесса активного усвоения знаний посредством интерактивных приемов.

• Связь с жизнью - основывать обучение на практических действиях, рассматривать дисциплину и тему занятий как способы решения жизненных проблем; каждое занятие есть установление связей с миром, с реальной жизнью.

• Формирование самостоятельности и индивидуальности - конструирование обучающимися собственного мнения, самостоятельное решение проблемы через размышление, рефлексию; предоставление возможности для самостоятельного конструирования нового; формирование у обучающихся навыков критического и аналитического мышления.

Интерактивная методика основывается на обучении действием и посредством действия: человек лучше запоминает и усваивает то, что он делает своими руками.

 

1.2 Педагогические условия реализации модели организации интерактивного обучения в начальной школе

 

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Учителю, необходимо знать, на какие стороны личности ребенка могут повлиять знания окружающего мира, какие использовать технологии в учебном процессе, чтобы получить планируемые результаты.

Одной из основных задач учителя начальной школы является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение методов и приёмов интерактивного обучения в учебном процессе начальной школы, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся.

Педагог современной школы для реализации новой парадигмы образования должен обладать соответствующими профессиональными качествами. Формирование умений проектировать индивидуальные педагогические технологии и применять их в работе становится важнейшей составной частью подготовки творчески работающего педагога, особенно при необходимости охватить различные стороны развивающейся системы образования и самосовершенствования. Сам учитель уже не может работать по-старому, он вынужден находиться в постоянном поиске дополнительной информации, современных методов и приёмов, способствующих развитию у школьников потребности в получении и обработке новых знаний.

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. Поэтому стало появляться большое количество различных новых технологий.

Одной из них является технология интерактивного обучения. Для организации интерактивных методов и приёмов обучения существует несколько правил.

Первое правило. Подготовка аудитории к работе.

Второе правило. Деление на мини-группы.

Третье правило. Определение целей и ожидаемых результатов.

Четвертое правило. Принятие правил работы.

Пятое правило. Формирование доверительной и рабочей атмосферы.

Шестое правило. Все обучающиеся должны принимать участие в работе.

Седьмое правило. Умение слушать: должны быть выслушаны все мнения.

Восьмое правило. Письменные работы.

Девятое правило. Обратная связь.

Применение методов и приёмов интерактивного обучения предполагает научению у учащихся следующих способностей:

- размышлять и развивать  личные рефлексивные способности;

- анализировать и оценивать  собственные идеи и поступки (действия);

- составлять самостоятельное  суждение об информации (учебном  материале),

- выбирать необходимое из потока информации и анализировать информацию с разных точек зрения и позиций;

- самостоятельно конструировать  новые понятия и знания;

- делать выбор, принимать решения и решать сложные проблемы;

- формировать в процессе познания личностные ценности и верования,

принимать активную жизненную позицию (мировоззрение);

- эффективно общаться  и взаимодействовать, работать в  составе команды.

Применение методов интерактивного обучения оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. С их использованием в учебно-воспитательном процессе увеличивается производительность труда преподавателей и учащихся, это можно рассматривать как рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. Такие методы позволяют автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную (текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео- ) информацию.

Интерактивное обучение представляется чаще всего с помощью интерактивной доски. Интерактивная доска (Interactive whiteboard), представляет собой большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и мультимедиа проектор. С помощью проектора изображения рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски.

Интерактивные доски обогащают процесс подготовки к занятиям. Они просты в использовании, как для преподавателей, так и для учащихся, поэтому время от установки доски до начала использования ее возможностей (число которых в процессе осваивания многократно возрастает) предельно мало.

Многие учителя утверждают, что ученики становятся более активными и заинтересованными на уроке, на котором используется интерактивная доска. Информация становится для них более доступной и понятной, что улучшает атмосферу понимания в классе, и ученики становятся более нацеленными на работу.

Информация о работе Педагогические основы организации интерактивного обучения как фактора формирования самостоятельности школьников