Педагогические основы организации интерактивного обучения как фактора формирования самостоятельности школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

В условиях развивающегося общества предъявляются высокие требования к овладению учащимися современными компетенциями, системой универсальных знаний, умений и навыков, опытом самостоятельной деятельности и ответственности. Выпускник общеобразовательной школы должен обладать личностной установкой на активную деятельность в современных социально-экономических условиях, требующих самостоятельности и неординарности решений в ситуации выбора на основе сотрудничества и межкультурного взаимодействия.

Вложенные файлы: 1 файл

Интерактивные приёмы обучения на уроках познания мира как средство формирования самодеятельности учащихся.docx

— 185.88 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Приложение В

 

Фрагмент урока №1

Тема: «Многообразие животных»

Цель: познакомить детей с различными видами и группами животного мира, показать его многообразие

 Этапы

Содержание

Ответы детей

2 этап: Изучение нового

 

 

-Всего, по подсчетам ученых, на земле обитает около 2 миллионов  видов животных.

-Мир животных очень  разнообразен и по внешнему  виду, и по величине, и по способам  передвижения.

- Какие 2 группы животных  вы знаете? (слайд №1)

-Какие относятся к  дом-им?(слайд №2)

- Какие к диким? (слайд №3)

- Рассмотрите слайд, как  вы думаете, чем они отличаются?

-Животные делятся еще  на 2 группы: позвоночные и беспозвоночные.(слайд №4)

- Как вы считаете, почему  эти группы так называются?

- К беспозвоночным относятся: крабы, насекомые, моллюски, пауки и  др.

Самая распространенная группа – это насекомые.

- К позвоночным относятся  млекопитающее.

- Давайте распределим  с вами животных по группам. (Слайд №6)

 

 

 

 

 

 

Домашние и дикие

Коровы, свиньи и др.

Медведи, волки и др.

 

Позв/беспозв.

 

 

 

 

Позв.-позвоночник; беспозв.- нет позвоночника


 

 

 

Фрагмент урока №2

Тема: «Роль животных в природе и жизни людей»

Цель: показать детям связь между природой, человеком и животным миром.

Этапы

Содержание

Ответы детей

2 этап: Изучение нового

- Ребята, как вы считаете, для чего существуют животные  на земле?

- Растения создают важные  условия для существования всех  живых организмов. Без них животные  и человек не выжили бы. Без  животных невозможно представить  себе жизнь. Можно сказать, что  они одевают, обувают, кормят и  поят человека. (слайд№1)

- Насекомые и некоторые  птицы, перелетая с цветка на  цветок, перенося на лапках и  пушистом тельце пыльцу, то есть  опыляют растения. А кто знает  для чего растениям это? (слайд  №2)

- А кто знает, какую  пользу приносят птицы? (слайд  №3)

-Дождевые черви, кроты  и некоторые др. животные роют  норы в земле и тем самым  рыхлят почву. Затаскивая в норы  растения, они обогащают почву  перегноем. (слайд №4)

- Также животные и птицы  питаются насекомыми и тем  самым защищают от вредителей  растения.

- Человек держит разных  домашних животных. Но вопрос  для чего?(слайд №5)

- Ребята, нужны ли нам  животные?

Ими питается человек, они питаются растениями

Без опыления многие растения не могут образовывать плоды и семена.

 

 

 

 

 

 

Переносят семена

 

 

 

 

 

 

Коровы – молоко, мясо и т.д.

 

Действительно, от них мы получаем все необходимое.


 

 

 

Фрагмент урока №3

Тема: «Охрана животного мира»

Цель: познакомить детей с вымирающими видами животных и воспитать любовь и бережное отношение к животному миру.

Этапы

Содержание

Ответы детей

2 этап: изучение нового

- Все животные, которых  осталось очень мало, которые  стали очень редкими или находятся  на грани исчезновения, занесены  в Красную книгу Казахстана. В  настоящее время в нее включены 125 видов животных: млекопитающих – 40, птиц – 56, рыб – 16, земноводных – 3,

пресмыкающихся – 10. (слайд №1)

- Наш народ испокон  веков оберегал природу. Люди  не рвали без нужды плоды  и ягоды, не ломали кусты и  деревья, не топтали травы. Была  запрещена охота на птиц и  животных, ожидающих потомство. (слайд №2)

-Многие животные считались  священными, их нельзя убивать  и разорять гнезда. (слайд №3(ласточка, лебедь, беркут)).

-Что делает сейчас  человек, чтоб охранять животных? (слайд №4)

-Что должен делать  каждый гражданин страны, чтобы  животные перестали исчезать  и погибать?

(слайд №5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заповедники, заказники, заповедные зоны, национальные природные парки, зоопарки.

 

Заботиться: кормить, не вырубать леса, не убивать животных и т.д.


 

 

Фрагмент урока №4

Тема: «Насекомые»

Цель: Познакомить учащихся со строением насекомых и пополнить знания учащихся о насекомых

Этапы

Содержание

Ответы детей

2 этап: изучение нового

- Какие отличительные  особенности насекомых вы знаете?

- Всех насекомых объединяют 3 признака:

1. На теле любого насекомого  вы уведите насечки. (Слайд №1)

2. Тело насекомых делится  на 3 отдела: голову, грудь и брюшко (у пауков голова и грудной  отдел слиты). (Слайд №2)

3. У всех насекомых  шесть ног, а у пауков их  восемь. (Слайд №3)

- Ребята, как вы думаете, насекомые несут только вред нам? Или еще и приносят пользу?

-Нам нужно определить  положительные и отрицательные  стороны насекомых, на основе  того, что мы знаем о них.

(Дети называют сначала  признаки первого столбика, затем  второго).

Польза – пища для лягушек, без насекомых-опылителей многие растения не плодоносили бы, тутовый шелкопряд помогает в производстве шелка, пчелы мед, насекомые переносят пыльцу… (Слайд №4)

Вред – комары разносчики заразы, насекомые которые портят пищу, различные человеческие насаждения, блохи переносчик болезней, тараканы вредители…

(Слайд №5)

- Молодцы, ребята, а теперь  исходя из этого, скажите на  какие две группы можно разделить  насекомых?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Они приносят пользу

 

 

 

Насекомые

                 Польза       Вред

 

 

Насекомые

 

      Полезные 

                                Вредители




 

 

Фрагмент урока №5

Тема: «Млекопитающие»

Цель: Познакомить учащихся с живыми организмами, относящимися к этой группе. Познакомить с их важной ролью в жизни человека.

Этапы

Содержание

Ответы детей

2 этап: Новая тема

- Ребята, нам необходимо  определить отличительные признаки, которыми обладают млекопитающие. Сначала скажите мне, где могут  жить млекопитающие? (Слайд №1)

Вы будете называть мне признаки каждой группы, и я буду показывать их на доске. Затем вы спишите их себе в тетрадь.

Наземные – четыре ноги, имеют шерсть. Питаются травой; (Слайд №2)

Водные – конечности-ласты или нет совсем, питаются другими водными животными, гладкое тело; (Слайд №3)

Подземные – длинный нос, большие зубы, большие глаза. (Слайд №4)

 

 

Наземные, водные, подземные

 

Млекопитающие:

Наземные

водные

подземные


 

 

 

Фрагмент урока №6

Тема: «Улитки»

Цель: Познакомить учащихся с улитками их строением, и их видами

Этапы

Содержание

Ответы детей

2 этап: изучение нового

- Ребята, давайте, определим  строение улитки:

- тело мягкое, склизкое (Слайд№1)

- есть раковина, в которую  она прячется (Слайд №2)

- небольшой язычок улитки  с множеством мельчайших зубчиков  похож на терку (Слайд №3)

- два усика, на них глаза (Слайд №4)

 

 

 

Фрагмент урока №7

Тема: «Черви»

Цель: Познакомить учащихся с червями, их строением и полезной ролью на земле

Этапы

Содержание

Ответы детей

2 этап: изучение нового

- Дождевые черви покрыты  постоянно влажной, тоненькой и  гладкой кожей. (Слайд №1)

- Они обитают в подземных  ходах, при сильном дожде они  выползают на поверхность почвы, из-за обилия воды туда не  попадает воздух, которым дышат  черви. (Слайд №2)

- В свои подземные ходы  они уносят с поверхности почвы  различные растительные остатки, большая часть их остается  в почве и удобряет ее. (Слайд  №3)

- Они являются пищей  кротов, ежей, лягушек, некоторых птиц. (Слайд №4)

 

 

 

 

Фрагмент урока №8

Тема: «Птицы»

Цель: Познакомить учащихся с пауком-крестовиком, его строением

Этапы

Содержание

Ответы детей

2 этап: изучение нового

- Ребята, какие виды птиц  вы знаете?

(Слайд №1) Различные птицы

- какие еще виды есть? (Слайд №2)

- Какие вы знаете отличительные  особенности птиц? (Слайд №3)

- Видео: охрана птиц

Летающие и нелетающие

Домашние и дикие

Перья, клюв,крылья


 

 

 

Приложение Г

 

Дорисуй улыбку

Фамилия:


 

 

 

Приложение Д

 

1. На какие две группы  делятся животные:

а) позвоночные и беспозвоночные

б) пресмыкающиеся и млекопитающие

в) птицы и млекопитающие

2. Зачем зайцу большие  уши?

а) чтобы не перегреться

б) чтобы лучше слышать

в) для торможения на поворотах

3. Насекомые, наносящие огромный  вред посадкам картофеля, это….

а)Шмели;

б) Колорадские жуки;

в) Муравьи.

4. Самый главный орган  чувств у насекомых – это….

а) Рот;

б) Усы;

в) Глаза.

5.Какие насекомые могут  совершать межконтинентальные путешествия?

а) Мухи;

б) Бабочки

в) Комары

6. Самая маленькая птичка, которая умеет летать задом  наперёд. Звук, возникающий при этом, похож на жужжание. Это …

а)Райская птичка;

б) Колибри;

в) Снегирь

7. Какое животное помогает  нам переходить улицу?

а) Собака;

б) Зебра;

в) Слон.

8. Для чего нужны черви?

а) для питания;

б) для плодородия почвы;

в) для очищения воздуха;

9. Куда заносят исчезающие  виды животных?

а) в Синюю книгу;

б) в библиотеку;

в) в Красную книгу;

10. Сколько заповедников  в данный момент в Казахстане?

а) 5

б) 8

в) 9

 

Ключ к тесту

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

а

б

б

б

б

б

б

б

в

в


 

 

 

 

Приложение Е

 

Какие уроки ты больше всего любишь? (допускается несколько ответов)

Русский язык

Чтение

Познание мира

Математика

12 чел.

12 чел.

15 чел.

5 чел.

40%

40%

50%

17%

Физкультура

ИЗО

Самопознание

Музыка

18 чел.

10 чел.

14 чел.

13 чел.

60%

33%

47%

43%


 

 

Нравятся ли тебе уроки познание мира?

Нет

Не очень

Да

2 чел.

10 чел.

17 чел.

7%

33%

57%


 

 

Каких заданий хотелось бы больше на уроках познание мира?

Презентаций

Игры

Индивидуальные задания

Опережающие задания

10 чел.

12 чел.

5 чел.

3 чел.

33%

40%

17%

10%


 

 

Как ты думаешь, какая польза от различных видов заданий на уроке?

( игры, презентации, путешествия)

Большая

 Не очень большая

Никакой

Очень большая

16 чел.

5 чел.

5 чел.

4 чел.

53%

17%

17%

13%

Информация о работе Педагогические основы организации интерактивного обучения как фактора формирования самостоятельности школьников