Педагогические основы организации интерактивного обучения как фактора формирования самостоятельности школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

В условиях развивающегося общества предъявляются высокие требования к овладению учащимися современными компетенциями, системой универсальных знаний, умений и навыков, опытом самостоятельной деятельности и ответственности. Выпускник общеобразовательной школы должен обладать личностной установкой на активную деятельность в современных социально-экономических условиях, требующих самостоятельности и неординарности решений в ситуации выбора на основе сотрудничества и межкультурного взаимодействия.

Вложенные файлы: 1 файл

Интерактивные приёмы обучения на уроках познания мира как средство формирования самодеятельности учащихся.docx

— 185.88 Кб (Скачать файл)

Работа учителя в интерактивной технологии включает следующие функции:

1. Знание и умение владеть  информационно-коммуникационной технологией.

2. Организация учебного  процесса на уровне класса  в целом, предмета в целом (график  учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).

3. Организация внутриклассной активизации и координации (расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т. п.).

4. Индивидуальное наблюдение  за учащимися, оказание индивидуальной  помощи, индивидуальный контакт  с ребенком.

5. Подготовка компонентов  информационной среды (различные  виды учебного, демонстрационного  оборудования, программные средства  и системы, учебно-наглядные пособия  и т. д.), связь их с предметным  содержанием определенного учебного  курса.

6. Создание и подготовка  дидактических материалов (варианты задания, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

7. Создание презентации  на определенную тему по учебному  материалу;

8. Поиск и использование  Интернет-ресурсов при подготовки урока, внеклассного мероприятия, самообразования;

9. Создание мониторингов  по отслеживанию результатов  обучения и воспитания;

10. Создание текстовых  работ.

Интерактивная технология позволяет учителю:

1. Позволяет сделать урок  более интересным и динамичным;

2. Помогает «погрузить»  ученика в предмет изучения;

3. Создать на уроке  иллюзию соприсутствия, сопереживания  с изучаемым объектом;

4. Содействовать становлению  объемных и ярких представлений.

По действующему Закону «Об образовании в Республики Казахстан» приоритетным направлением современной школы должна стать подготовка ученика как активного субъекта жизни, умеющего творчески решать проблемы, понимающего ценность и смысл своих действий, ответственного за их последствия. Совершенно очевидно, что реализация целей сегодня осуществима только при условии внедрения в школьную практику современных инновационных технологий. Это, прежде всего, новые пути добывания информации и работы с ней, деятельностный характер обучения, новые взаимоотношения учителя и ученика, взаимоотношения сотрудничества и сотворчества, позволяющие ребенку осознавать себя сознательным участником учебного процесса.

 

  1. Экспериментальная работа по использованию интерактивных методов и приёмов обучения на уроках познание мира в начальной школе

 

Проанализировав литературу, мы встали перед проблемой, использования интерактивных методов и приёмов обучения на уроке познание мира, при изучении тем «Многообразие животного мира» и «Многообразие растительного мира».

Этапы работы:

1. Констатирующий срез

2. Обучающий эксперимент

3. Контрольный срез

Целью исследования мы поставили изучение использования интерактивных методов и приёмов обучения на уроках познание мира в начальных классах, их влияние на формирование навыков самостоятельной деятельности.

Практической базой для исследования выступала: школа-лицей №1, 3 «А» класс г. Костанай.

Контрольным классом был выбран 3 «Б» класс, этой же школы.

 

2.1 Констатирующий  эксперимент

 

Задачей констатирующего эксперимента является – определение уровня сформированных природоведческих знаний у учащихся и степени заинтересованности предметом детей, для построения работы по развитию навыков самостоятельной деятельности и стимулированию интереса через интерактивные методы и приёмы.

Для выявления уровня сформированных природоведческих знаний учащихся нами были предложены следующие вопросы:

1.Элементы каких технологий используются на уроках;

2.Укажите, как часто используются  эти элементы;

3.Укажите, в системе какой технологии обучения чаще всего работали учащиеся.

Выяснилось, что чаще всего на уроке познание мира в 3 классе используются элементы игровой и личностно-ориентированной технологий.

Учителем редко использовалась интерактивные методы и приёмы.

Для выявления знаний учащихся нами был проведен тест по теме «Многообразие растительного мира». (Приложение А)

Тест состоял из 10 вопросов, и были предложены 3 варианта ответа. Детям было необходимо выбрать один правильный из предложенных вариантов ответа. Задания зачитывались, и дети на слух определяли правильный ответ.

Для сравнения такое же тестирование было проведено в параллельном классе, который является нашим контрольным классом.

 

Диаграмма 1. Результаты тестирования знаний учащихся по теме «Многообразие растительного мира»

Были разработаны критерии:

1. «Высокий уровень» - определяется  полным усвоением материала в  области растений: знание групп  растений, их особенностях, месте  произрастания, способности приспосабливаться  к определенным условиям.

2. «Средний уровень» - определяется недостаточным усвоением материала, знание только основ групп и способности произрастания растений.

3. «Низкий уровень» - определяется  незнанием учебного материала  по изученной теме, по которой  ведется тестирование.

Проанализировав результаты, мы видим, знания пройденного материала были усвоены недостаточно хорошо, т.к. имеется 15 % учащихся с низким уровнем.

При сравнении двух классов мы видим, что существует значительная разность в уровне подготовки по теме «Многообразие растений» и поэтому считаем, что внедрение системы использования интерактивных элементов необходимо для повышения качества знаний.

Для определения заинтересованности предметом, нами проводилось анкетирование (Приложение Б), в котором учащимся предлагалось оценить уроки и пользу, полученную от предметного содержания.

 

Диаграмма 2. « Заинтересованность предметом 1»

 

На первый вопрос, какой у детей любимый урок, мы видим, что познание мира не является любимым уроком у большинства класса, этот урок является любимым только у 10 человек и находится на одном уровне с изобразительным искусством.

На второй вопрос, который спрашивал, любят ли дети уроки познание мира, выяснилось, что половина класса любит, а половина не очень, а четыре человека вообще не любят этот предмет.

Из этого можно сделать вывод: учащимся нравятся уроки, где можно принимать активное участие различного характера (умственное, физическое, эмоциональное), положительно относятся к использованию различных элементов интерактивных технологий на уроках, но презентации занимают второе место, т.к. учитель мало использует этот метод работы и дети плохо с ним знакомы. Ответы учащихся показывают, что урок познание мира не является любимым уроком у большинства учащихся, что элементы интерактивной технологии на уроках познание мира проводятся редко. И практически основная масса детей считает, что применение интерактивных методов и приёмов обучения на уроках необходимо, и оно принесет разнообразие и пользу в обучение этого предмета.

 

2.2 Обучающий  эксперимент

 

Выявив пробелы природоведческих знаний и степень знакомства учащихся с интерактивными технологиями, мы поставили следующие задачи: проведение уроков познание мира с применением интерактивных элементов технологии, их влияние на развитие самостоятельной деятельности учащихся.

Нами разработан блок уроков с использованием методик и приёмов интерактивного обучения. А также достигнута договоренность с администрацией школы о проведении уроков познание мира на протяжении всего эксперимента, с использованием видео материалов, слайдовых презентаций, роликов при помощи интерактивной доски.

Нами были проведены уроки с использованием интерактивных технологий, которые представлены во фрагментах уроков. (Приложение В)

Нами было проведено девять уроков с использованием интерактивных технологий, с применением слайдовой презентации на каждом уроке, видео материалов и аудиоматериалов, также использованы ролики. Все методы интерактивных технологий, которыми мы пользовались, соответствовали темам урока, и составлялись в зависимости от нее.

Применение всех элементов приводит к большей активности детей на уроке, лучшему усвоению материала и заинтересованности детьми окружающим нас миром.

 

2.3 Контрольный  эксперимент

 

После проведения обучающего эксперимента для выявления качества внедренной системы уроков, нами был проведен срез с использованием следующих диагностик:

1. Тест

2. Анкетирование.

В конце каждого урока в течении обучающего эксперимента учащимися проводилось оценивание используемой технологии:

 

Таблица 1. «Способы оценивания»

 

Урок понравился

 

Не вызвал никаких впечатлений

 

Урок не понравился


 

 

Эта таблица находилась в классе на протяжении всего исследования, для того чтобы дети ее видели. Детям было необходимо дорисовать на своих листах, которые им раздавались, улыбку на лице смайла, эта улыбка оценивала работу на уроке с применением интерактивных технологий. (Приложение Г).

 

 

 

 

Диаграмма 3. «Заинтересованность детей уроком с элементами новых технологий»

Критериями являлись:

1.Понравился урок –  если урок был более интересным, детям нравились различные формы и методы работы с ними, на уроках дети получали больше знаний, умений и навыков.

2.Урок не вызвал интерес  – если учащийся не достаточно  был завлечен в процесс работы, его не заинтересовывали методы  и формы работы.

3.Не понравился урок  – если учащийся не работал  на уроке, его урок совсем не  завлекал, не был ему интересен, на уроке он не узнал ничего  нового для себя.

Таким образом, исходя из результатов указанных выше в диаграмме, можно сделать вывод. Что, наблюдая за работой учеников в классе на уроке и проанализировав результаты детей, им нравилось, что в процесс обучения внедряются элементы интерактивных технологий, урок становится более интересным, дети работают активно, получают на уроке больше знаний, умений и навыков.

Для выявления контрольных знаний учащихся нами был разработан тест по разделу «Многообразие животного мира». (Приложение Д)

Тест состоял из 10 вопросов, и были предложены 3 варианта ответа. Детям было необходимо выбрать один правильный из предложенных вариантов ответа. Задания зачитывались, и дети на слух определяли правильный ответ.

Для сравнения такое же тестирование было проведено в параллельном классе, который является нашим контрольным классом.

Были разработаны критерии:

1. «Высокий уровень» - определяется  полным усвоением материала в  области животного мира: знание  групп животных, их особенностях, месте обитания, способности приспосабливаться  к определенным условиям.

2. «Средний уровень» - определяется недостаточным усвоением материала, знание только основ групп и способности обитания животных.

3. «Низкий уровень» - определяется  незнанием учебного материала  по изученной теме, по которой  велось исследование.

 

Диаграмма 4. Результаты знаний учащихся по теме «Многообразие животного мира»

 

Проанализировав результаты, мы видим знания пройденного материала в ходе исследования и проведении уроков с использованием элементов интерактивных технологий, были усвоены достаточно хорошо, т.к. имеется 70 % учащихся с высоким уровнем, 28 % со средним уровнем, и 2 % с низким уровнем освоенности материала.

Для определения заинтересованности предметом по окончанию исследования, нами проводилось анкетирование, как и вначале эксперимента (Приложение Е), в котором учащимся предлагалось оценить уроки и пользу, полученную от предметного содержания.

 

Диаграмма 5. «Заинтересованность предметом 2»

На первый вопрос, какой у детей любимый урок, мы видим, что познание мира по сравнению с предыдущими результатами является одним из любимых уроков у большинства класса, этот урок является любимым у 18 человек и стал находиться не на одном уровне с изобразительным искусством, а на одном уровне с физической культурой.

На второй вопрос, который спрашивал напрямую, любят ли дети уроки познание мира, выяснилось, что большинство класса ответили, что любят. Меньшая часть ответили не очень, а два человека остались при своем мнении, и сказали, что не любят этот предмет.

Третьим вопросом, детям предлагалось выбрать, каких заданий они бы больше хотели видеть на уроке. Дети отдали свое предпочтение играм и презентациям, их мнение не изменилось.

 

Диаграмма 6. «Предпочитаемые элементы новых технологий для детей 2»

 

Четвертым вопросом мы узнали мнение детей о пользе различных видов на уроке, класс улучшил свое мнение по этому вопросу, и результаты оказались неплохие, 4 человека думают, что очень большая польза, 16 человек думают, что большая польза, а 5 человек, что польза не очень большая, 5 человек, что никакой.

Таким образом, мы проводили наше исследование в начальном классе, на уроке познание мира. Целью исследования мы поставили изучение использования интерактивных методов и приемов на уроках познание мира в начальных классах, их влияние на развитие самостоятельной деятельности учащихся. При эксперименте мы взяли 3 «А» класс за экспериментальный, а 3 «Б» за контрольный. Работу проводили в три этапа:

1. Констатирующий срез

2. Обучающий эксперимент

3. Контрольный срез

В ходе проведения сравнительного анализа двух этапов нашей работы, а также сопоставляя с нами выбранным контрольным классом, мы видим такие результаты.

 

 Диаграмма 7. «Сравнительный анализ тестирования по темам»

Информация о работе Педагогические основы организации интерактивного обучения как фактора формирования самостоятельности школьников