Педагогические основы организации интерактивного обучения как фактора формирования самостоятельности школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

В условиях развивающегося общества предъявляются высокие требования к овладению учащимися современными компетенциями, системой универсальных знаний, умений и навыков, опытом самостоятельной деятельности и ответственности. Выпускник общеобразовательной школы должен обладать личностной установкой на активную деятельность в современных социально-экономических условиях, требующих самостоятельности и неординарности решений в ситуации выбора на основе сотрудничества и межкультурного взаимодействия.

Вложенные файлы: 1 файл

Интерактивные приёмы обучения на уроках познания мира как средство формирования самодеятельности учащихся.docx

— 185.88 Кб (Скачать файл)

 

Мы видим, что результаты улучшились, и процент качества знаний учащихся нашего экспериментального класса возрос, этому способствовало применение интерактивных технологий. А результаты контрольного класса изменились, но совсем незначительно.

 Диаграмма 8. Анкетирование «Заинтересованность предметами»

 

По данной диаграмме мы видим, что заинтересованность детей к предмету познание мира возросла на 8%.

 

Диаграмма 9. Анкетирование «Предпочитаемые элементы работы для детей»

 

При анкетировании мы увидели то, что ученики стали более заинтересованно относиться к интерактивным технологиям, т.к. процент предпочтения презентации на уроке возрос на 5%.

Результаты оказались хорошими, такими как мы и предполагали, что говорит о том, что мы достигли целей, поставленных перед исследованием.

При сравнении двух классов мы видим, что произошли значительные изменения в уровне знаний учащихся по теме «Многообразие животного мира». Экспериментальный класс сравнял свое процентное соотношение с контрольным классом, увеличился процент учащихся со средним уровнем знаний и за счет этого уменьшился процент низкого уровня учащихся в классе. А в контрольном классе вырос средний уровень, за счет него уменьшился низкий, высокий остался на том же уровне, что и в начале исследования.

Таким образом, данная технология дает более значительный прогресс в приобретаемых знаниях и усвоении материала у учащихся, чем методика проведения уроков в параллельном классе.

Проведенное нами исследование подтверждает высказанную нами гипотезу, сочетание разнообразных приемов интерактивных технологий на уроках познание мира в процессе обучения, способствует повышению уровня знаний, умений и навыков у учащихся начальной школы.

Опытно-экспериментальная работа по апробации использования интерактивных методов и приемов обучения, обеспечивающих развитие самостоятельной деятельности учащихся в начальной школе, позволила сделать следующие выводы:

1. Результаты констатирующего  этапа эксперимента доказали, что  традиционные подходы к организации  образовательного процесса не  обеспечивают на должном уровне  формирование самостоятельности  школьников. Поэтому было сделано  заключение о необходимости создания  модели организации интерактивного обучения в начальной школе, ориентированной на формирование самостоятельности, и внедрения в образовательный процесс педагогических условий, обеспечивающих ее реализацию.

2. Содержание работы на  формирующем этапе эксперимента  заключалось в апробации модели  организации интерактивного обучения в начальной школе и включении в образовательный процесс.

3. Показателями эффективности реализации модели организации интерактивного обучения в начальной школе были определены познавательный интерес, учебная и творческая активность, осознанность собственных действий, в совокупности отражающих уровень сформированности самостоятельности младших школьников.

4. Педагогические условия (педагогическое стимулирование  познавательной деятельности, кооперативное  взаимодействие между участниками  проекта, коррекционно-педагогическое  сопровождение учебной работы) являются  необходимыми для эффективной  реализации модели организации  интерактивного обучения в начальной школе, а достаточность их доказана положительными результатами опытно-экспериментальной работы.

5. Учащиеся экспериментальных  групп, где реализовывалась разработанная модель, показали высокий уровень самостоятельности.

 

 

Заключение

 

Перед современной общеобразовательной школой достаточно четко определены государственные ориентиры на достижение нового качества образования.

В этой связи определился ряд проблемных вопросов, требующих комплексного решения. Это и организационное переустройство учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей детей, и совершенствование методических принципов, связанных с внедрением вариативного содержания обучения, индивидуализацией усвоения знаний, развитием познавательных интересов школьников, реализацией их творческого потенциала, осознанного отношения к собственной учебной деятельности, и рационализация процессуальных основ обучения и воспитания, позволяющая сделать приоритетным развитие личности школьников.

Одним из важнейших направлений разрешения названных проблем является обогащение школьной практики современными формами и способами организации обучения, способствующими тому, что ученик сам учится, а учитель осуществляет всесторонне управление его учением, то есть мотивирует, организует, координирует, консультирует.

Формирование самостоятельности в процессе интерактивного обучения достигается тем, что учащиеся включаются в решение познавательно-практических задач. Моделирование практических ситуаций требует от учащихся проявления активности, инициативы, ответственности. Продуктивная самостоятельная деятельность побуждает школьников к самоконтролю и самоорганизации, а в коллективном труде - к коммуникативным действиям.

Настоящая курсовая работа посвящена актуальной проблеме - организации интерактивного обучения, обеспечивающего достижение уровня самостоятельности школьников в соответствии с социальным заказом общества.

Изучение отечественных и зарубежных философских, психолого-педагогических источников позволило выявить основные тенденции в решении задачи формирования самостоятельности учащихся в процессе интерактивного обучения. Выявлены ключевые моменты, связанные не только с овладением обучающимися социальным опытом, знаниями, но и с побуждением их к самопознанию и самореализации.

В результате исследования была создана и апробирована модель организации интерактивного обучения в начальной школе, ориентированная на формирование самостоятельности учащихся. Содержательно-процессуальные уровни этой модели позволяют отразить характер взаимодействия деятельностей преподавания и учения, объединенных мотивом формирования самостоятельности в процессе получения индивидуального или группового результата (продукта).

Различие в уровнях самостоятельности учащихся контрольной и экспериментальных групп существенно. Значит, данное явление вызвано не случайными причинами, а может считаться следствием специально организованной деятельности, которая является эффективной и необходимой, что дает основание считать нашу гипотезу подтвержденной.

Таким образом, исследование в рамках разработанной модели подтвердило гипотезу и позволило сделать следующие выводы:

1. Анализ проблемы исследования в педагогической теории и практике показал, что в ряду фундаментальных педагогических проблем, требующих своего изучения и решения, на одно из первых мест в последние годы выдвигается проблема поиска путей эффективной организации образовательного процесса, способного обеспечить усвоение учащимися не только прошлого опыта, но и создание ими личного опыта и собственной образовательной продукции в процессе самостоятельной поисковой деятельности. Актуальность проблемы обусловлена социально-экономическими преобразованиями в нашей стране, возросшими требованиями к личности, ее недостаточной разработанностью в педагогической теории и практике.

2. Модель организации интерактивного обучения в начальной школе, построенная с позиций системно-структурного, деятельностного и личностного подходов, представлена в виде трех взаимодействующих уровней, которые характеризуют содержательную и процессуальную стороны организации проектного обучения. Отличительными особенностями модели являются целостность, многоуровневость, динамичность, направленность на формирование самостоятельности школьников, совместимость с условиями образовательной среды.

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Абдуразаков, М. М., Гаджиев, Г. М. Направление совершенствования  подготовки к профессиональной  деятельности будущего учителя информатики Текст. // Информатика и образование № 2. - 2006.

2. Адольф, В. А. Теоретические  основы формирования профессиональной  компетентности учителя. М., 1998.

3. Адольф, В. А., Степанова, И.Ю. Методологические подходы к формированию  информационной культуры педагога  Текст. //Информатика и образование. -№ 1.-2006.

4. Акмеева, С.А. Подготовка учителя сельской школы к применению информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе (на примере курса информатики) М., 2004.

5. Алексеев, Н.Г. Методологические  принципы проектирования образовательных  систем // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения.-М., 1994.

6. Арнаутов, В.В., Саранов, A.M., Сергеев, Н.К. Проектирование учебно-научно-педагогического  комплекса как инновационной  образовательной системы. Методологический  аспект. 2001.

7. Батенова, Ю. В. Особенности развития личности будущего учителя в условиях применения информационно-коммуникационных технологий. Челябинск, 2004.

8. Безрукова, B.C. Педагогика. Проективная педагогика /. Екатеринбург, 1996.

9. Беспалько, В. П. Образование  и обучение с использованием  компьютеров (педагогика третьего  тысячелетия) М., 2002.

10. Бешенков, С.А., Гейн, А.Г., Григорьев, С.Г. Информатика и информационные технологии / Екатеринбург, 1995

11. Бочарова, JI.B. Формирование информационно-коммуникативной компетентности будущего учителя электронный ресурс, 2007.

12. Везиров, Т. Г. Теория и практика использования информационных и комму никационных технологий в педагогическом образовании. Ставрополь, 2001

13. Дворецкая, А.В. Основные типы компьютерных средств обучения./

14. Дворецкая А.В.. // Народное образование. 2005 г.

15. Дурова, А.И. Современные  технологии в учебном процессе./ 2008 г.

16. Дурова А.И., Вахрушев  А.А.. // Начальная школа. – 2005

17. Завьялова О.А. Воспитание  ценностных основ информационной  культуры младших школьников // Начальная  школа. – 2005 - №11

18. Комарова, И. Использование  информационных технологий в  совершенствовании системы образования./

19. Комарова И..// Народное  образование. – 2006. - №2

20. Курин, Ю.Н. Мультимедийные  и гипермедийные технологии в реализации концепции эффективного изучения геометрии в начальной школе/

21. Курин Ю.Н.// Начальная  школа.-2005.-№6

22. Лебедева А.В. Информационные  технологии на уроках окружающего  мира// Начальная школа. – 2010-№3

23. Обобщение опыта. Когда  младший школьник активен: методы  активизации познавательной деятельности  на уроках окружающего мира// Начальная  школа.-2007.-№21

24. Павлова, С.И. Информационно-технические  средства обучения в начальной  школе/ 2002 г.

25. Павлова С.И. // Начальная  школа.-2001.-№4

26. Плешаков, А.А. Мир вокруг  нас: Учебник для 3 класса нач.шк. 2001.

27. Плешаков, А.А. Мир вокруг  нас: Учебник для 3 класса нач.шк. 2005.

28. Рубинштейн А.В. Основы  общей психологии./ 2000 г.

29. Соколова, Т.Е. Воспитание  познавательных интересов младших  школьников средствами новых  информационных технологий/

30. Соколова Т.Е.// Начальная  школа.-2004.-№3

31. Суворова, Г.Ф. Средства  обучения и методика их использования  в начальной школе/

32. Цветанова-Чурукова Л.З. Информационные технологии.// Начальная школа.- 2008-№8

 

Приложение А

 

На сколько групп разделены растения по внешнему виду:

а) 5

б) 3

в) 2

В какой среде может произрастать растение:

а) на суше или в воде

б) на суше

в) в воде

Как называется группа растений, которые приспособились накапливать влагу в листьях, стеблях, корнях:

а) засухоустойчивая

б) водная

в) влаголюбивая

Семена, каких растений прорастают при температуре +15, +20 градусов:

а) морозоустойчивые

б) влаголюбивые

в) теплолюбивые

Как называются растения, такие как хлопок, кукуруза, арбузы, дыни, мать-и-мачеха:

а) светолюбивые

б) теплолюбивые

в) засухоустойчивые

Как называются растения, приспособленные жить и развиваться в тенистых и прохладных местах:

а) холодостойкие

б) теневыносливые

в) водные

Как называются растения, которые не способны существовать без участия человека:

а) однолетние

б) человеческие

в) культурные

Что такое, однолетние семена?

а) растения, которые в течение года дают новые семена и затем прекращают свое существование

б) растения, которые в 10 лет дают семена

в) растения, которые не дают плодов

Где храниться перечень редких и исчезающих растений?

а) в музее

б) в парке

в) в красной книге

Являются ли растения спасителями жизни человека и животных, напишите самостоятельно почему?

Ключ к тесту:

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

б

а

в

в

а

б

в

а

в




 

 

 

 

 

Приложение Б.

 

Какие уроки ты больше всего любишь? (допускается несколько ответов)

Русский язык

Чтение

Познание мира

Математика

12 чел.

12 чел.

10 чел.

5 чел.

40%

40%

33%

17%

Физкультура

ИЗО

Самопознание

Музыка

18 чел.

10 чел.

14 чел.

13 чел.

60%

33%

47%

43%

Нравятся ли тебе уроки познание мира?

Нет

Не очень

Да

4 чел.

13 чел.

13 чел.

14 %

43%

43%

Каких заданий хотелось бы больше на уроках познание мира?

Презентаций

Игры

Индивидуальные задания

Опережающие задания

10 чел.

12 чел.

5 чел.

3 чел.

33%

40%

17%

10%

Как ты думаешь, какая польза от различных видов заданий на уроке?

(игры, презентации, путешествия)

Большая

 Не очень большая

Никакой

Очень большая

11 чел.

5 чел.

10 чел.

4 чел.

37%

17%

33%

13%

Информация о работе Педагогические основы организации интерактивного обучения как фактора формирования самостоятельности школьников