Педагогические основы организации интерактивного обучения как фактора формирования самостоятельности школьников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 13:42, курсовая работа
Краткое описание
В условиях развивающегося общества предъявляются высокие требования к овладению учащимися современными компетенциями, системой универсальных знаний, умений и навыков, опытом самостоятельной деятельности и ответственности. Выпускник общеобразовательной школы должен обладать личностной установкой на активную деятельность в современных социально-экономических условиях, требующих самостоятельности и неординарности решений в ситуации выбора на основе сотрудничества и межкультурного взаимодействия.
Мы видим, что результаты улучшились,
и процент качества знаний учащихся нашего
экспериментального класса возрос, этому
способствовало применение интерактивных
технологий. А результаты контрольного
класса изменились, но совсем незначительно.
По данной диаграмме мы видим,
что заинтересованность детей к предмету
познание мира возросла на 8%.
Диаграмма 9. Анкетирование
«Предпочитаемые элементы работы для
детей»
При анкетировании мы увидели
то, что ученики стали более заинтересованно
относиться к интерактивным технологиям,
т.к. процент предпочтения презентации
на уроке возрос на 5%.
Результаты оказались хорошими,
такими как мы и предполагали, что говорит
о том, что мы достигли целей, поставленных
перед исследованием.
При сравнении двух классов
мы видим, что произошли значительные
изменения в уровне знаний учащихся по
теме «Многообразие животного мира». Экспериментальный
класс сравнял свое процентное соотношение
с контрольным классом, увеличился процент
учащихся со средним уровнем знаний и
за счет этого уменьшился процент низкого
уровня учащихся в классе. А в контрольном
классе вырос средний уровень, за счет
него уменьшился низкий, высокий остался
на том же уровне, что и в начале исследования.
Таким образом, данная технология
дает более значительный прогресс в приобретаемых
знаниях и усвоении материала у учащихся,
чем методика проведения уроков в параллельном
классе.
Проведенное нами исследование
подтверждает высказанную нами гипотезу,
сочетание разнообразных приемов интерактивных
технологий на уроках познание мира в
процессе обучения, способствует повышению
уровня знаний, умений и навыков у учащихся
начальной школы.
Опытно-экспериментальная работа
по апробации использования интерактивных
методов и приемов обучения, обеспечивающих
развитие самостоятельной деятельности
учащихся в начальной школе, позволила
сделать следующие выводы:
1. Результаты констатирующего
этапа эксперимента доказали, что
традиционные подходы к организации
образовательного процесса не
обеспечивают на должном уровне
формирование самостоятельности
школьников. Поэтому было сделано
заключение о необходимости создания
модели организации интерактивного
обучения в начальной школе, ориентированной
на формирование самостоятельности, и
внедрения в образовательный процесс
педагогических условий, обеспечивающих
ее реализацию.
2. Содержание работы на
формирующем этапе эксперимента
заключалось в апробации модели
организации интерактивного обучения
в начальной школе и включении в образовательный
процесс.
3. Показателями эффективности
реализации модели организации интерактивного
обучения в начальной школе были определены
познавательный интерес, учебная и творческая
активность, осознанность собственных
действий, в совокупности отражающих уровень
сформированности самостоятельности
младших школьников.
4. Педагогические условия
(педагогическое стимулирование
познавательной деятельности, кооперативное
взаимодействие между участниками
проекта, коррекционно-педагогическое
сопровождение учебной работы) являются
необходимыми для эффективной
реализации модели организации
интерактивного обучения в начальной
школе, а достаточность их доказана положительными
результатами опытно-экспериментальной
работы.
5. Учащиеся экспериментальных
групп, где реализовывалась разработанная
модель, показали высокий уровень самостоятельности.
Заключение
Перед современной общеобразовательной
школой достаточно четко определены государственные
ориентиры на достижение нового качества
образования.
В этой связи определился ряд
проблемных вопросов, требующих комплексного
решения. Это и организационное переустройство
учебного процесса с учетом психофизиологических
особенностей детей, и совершенствование
методических принципов, связанных с внедрением
вариативного содержания обучения, индивидуализацией
усвоения знаний, развитием познавательных
интересов школьников, реализацией их
творческого потенциала, осознанного
отношения к собственной учебной деятельности,
и рационализация процессуальных основ
обучения и воспитания, позволяющая сделать
приоритетным развитие личности школьников.
Одним из важнейших направлений
разрешения названных проблем является
обогащение школьной практики современными
формами и способами организации обучения,
способствующими тому, что ученик сам
учится, а учитель осуществляет всесторонне
управление его учением, то есть мотивирует,
организует, координирует, консультирует.
Формирование самостоятельности
в процессе интерактивного обучения достигается
тем, что учащиеся включаются в решение
познавательно-практических задач. Моделирование
практических ситуаций требует от учащихся
проявления активности, инициативы, ответственности.
Продуктивная самостоятельная деятельность
побуждает школьников к самоконтролю
и самоорганизации, а в коллективном труде
- к коммуникативным действиям.
Настоящая курсовая работа
посвящена актуальной проблеме - организации
интерактивного обучения, обеспечивающего
достижение уровня самостоятельности
школьников в соответствии с социальным
заказом общества.
Изучение отечественных и зарубежных
философских, психолого-педагогических
источников позволило выявить основные
тенденции в решении задачи формирования
самостоятельности учащихся в процессе
интерактивного обучения. Выявлены ключевые
моменты, связанные не только с овладением
обучающимися социальным опытом, знаниями,
но и с побуждением их к самопознанию и
самореализации.
В результате исследования
была создана и апробирована модель организации
интерактивного обучения в начальной
школе, ориентированная на формирование
самостоятельности учащихся. Содержательно-процессуальные
уровни этой модели позволяют отразить
характер взаимодействия деятельностей
преподавания и учения, объединенных мотивом
формирования самостоятельности в процессе
получения индивидуального или группового
результата (продукта).
Различие в уровнях самостоятельности
учащихся контрольной и экспериментальных
групп существенно. Значит, данное явление
вызвано не случайными причинами, а может
считаться следствием специально организованной
деятельности, которая является эффективной
и необходимой, что дает основание считать
нашу гипотезу подтвержденной.
Таким образом, исследование
в рамках разработанной модели подтвердило
гипотезу и позволило сделать следующие
выводы:
1. Анализ проблемы исследования
в педагогической теории и практике показал,
что в ряду фундаментальных педагогических
проблем, требующих своего изучения и
решения, на одно из первых мест в последние
годы выдвигается проблема поиска путей
эффективной организации образовательного
процесса, способного обеспечить усвоение
учащимися не только прошлого опыта, но
и создание ими личного опыта и собственной
образовательной продукции в процессе
самостоятельной поисковой деятельности.
Актуальность проблемы обусловлена социально-экономическими
преобразованиями в нашей стране, возросшими
требованиями к личности, ее недостаточной
разработанностью в педагогической теории
и практике.
2. Модель организации интерактивного
обучения в начальной школе, построенная
с позиций системно-структурного, деятельностного
и личностного подходов, представлена
в виде трех взаимодействующих уровней,
которые характеризуют содержательную
и процессуальную стороны организации
проектного обучения. Отличительными
особенностями модели являются целостность,
многоуровневость, динамичность, направленность
на формирование самостоятельности школьников,
совместимость с условиями образовательной
среды.
Список использованной
литературы
1. Абдуразаков, М. М., Гаджиев,
Г. М. Направление совершенствования
подготовки к профессиональной
деятельности будущего учителя информатики
Текст. // Информатика и образование №
2. - 2006.
2. Адольф, В. А. Теоретические
основы формирования профессиональной
компетентности учителя. М., 1998.
3. Адольф, В. А., Степанова, И.Ю.
Методологические подходы к формированию
информационной культуры педагога
Текст. //Информатика и образование.
-№ 1.-2006.
4. Акмеева, С.А. Подготовка учителя
сельской школы к применению информационных
и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном
процессе (на примере курса информатики)
М., 2004.
5. Алексеев, Н.Г. Методологические
принципы проектирования образовательных
систем // Проектирование в образовании:
проблемы, поиски, решения.-М., 1994.
6. Арнаутов, В.В., Саранов, A.M.,
Сергеев, Н.К. Проектирование учебно-научно-педагогического
комплекса как инновационной
образовательной системы. Методологический
аспект. 2001.
7. Батенова, Ю. В. Особенности
развития личности будущего учителя в
условиях применения информационно-коммуникационных
технологий. Челябинск, 2004.
8. Безрукова, B.C. Педагогика.
Проективная педагогика /. Екатеринбург,
1996.
9. Беспалько, В. П. Образование
и обучение с использованием
компьютеров (педагогика третьего
тысячелетия) М., 2002.
10. Бешенков, С.А., Гейн, А.Г., Григорьев,
С.Г. Информатика и информационные технологии
/ Екатеринбург, 1995
11. Бочарова, JI.B. Формирование
информационно-коммуникативной компетентности
будущего учителя электронный ресурс,
2007.
12. Везиров, Т. Г. Теория и практика
использования информационных и комму
никационных технологий в педагогическом
образовании. Ставрополь, 2001
13. Дворецкая, А.В. Основные типы
компьютерных средств обучения./
14. Дворецкая А.В.. // Народное
образование. 2005 г.
15. Дурова, А.И. Современные
технологии в учебном процессе./
2008 г.
16. Дурова А.И., Вахрушев
А.А.. // Начальная школа. – 2005
17. Завьялова О.А. Воспитание
ценностных основ информационной
культуры младших школьников // Начальная
школа. – 2005 - №11
18. Комарова, И. Использование
информационных технологий в
совершенствовании системы образования./
19. Комарова И..// Народное
образование. – 2006. - №2
20. Курин, Ю.Н. Мультимедийные
и гипермедийные технологии в реализации
концепции эффективного изучения геометрии
в начальной школе/
21. Курин Ю.Н.// Начальная
школа.-2005.-№6
22. Лебедева А.В. Информационные
технологии на уроках окружающего
мира// Начальная школа. – 2010-№3
23. Обобщение опыта. Когда
младший школьник активен: методы
активизации познавательной деятельности
на уроках окружающего мира// Начальная
школа.-2007.-№21
24. Павлова, С.И. Информационно-технические
средства обучения в начальной
школе/ 2002 г.
25. Павлова С.И. // Начальная
школа.-2001.-№4
26. Плешаков, А.А. Мир вокруг
нас: Учебник для 3 класса нач.шк.
2001.
27. Плешаков, А.А. Мир вокруг
нас: Учебник для 3 класса нач.шк.
2005.
28. Рубинштейн А.В. Основы
общей психологии./ 2000 г.
29. Соколова, Т.Е. Воспитание
познавательных интересов младших
школьников средствами новых
информационных технологий/
30. Соколова Т.Е.// Начальная
школа.-2004.-№3
31. Суворова, Г.Ф. Средства
обучения и методика их использования
в начальной школе/