Педагогические средства организации процесса социализации подростков девиантного поведения на основе использования педагогических воз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 22:53, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявление условий социализации личности подростка на основе использования средств и методов культурно-досуговой деятельности.\
Задачи:
- провести анализ литературы по девиантному поведению;
- раскрыть причины возникновения отклоняющегося поведения подростков;
- раскрыть педагогическую сущность досуговой деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические подходы к девиантному поведению несовершеннолетних как к нарушению процесса социализации
1.1 Общая характеристика девиантного поведения несовершеннолетних
1.2 Детерминация возникновения девиаций в поведении подростков
1.3 Формы организации культурно досуговой деятельности с подростками девиантного поведения
Глава 2. Социально-педагогическая интервенция девиантного поведения подростков
2.1 Анализ базы проводимого исследования
2.2 Реализация социально-педагогической программы социализации подростков девиантного поведения
Библиография
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

культурно-досуговая деятельность.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

Цель данной программы – коррекция процесса социализации подростков девиантного поведения через их духовное, гражданское, физическое, творческое, социальное развитие.

Задачи:

  • вовлечение подростков в различные формы досуговой деятельности;
  • создание условий для их самовыражения, саморазвития;
  • создание условий для организации совместного досуга детей и родителей;
  • совместная работа клуба со школами, инспекциями и комиссиями по делам несовершеннолетних, а также центром социальной помощи г. Минусинска, так как только совместными усилиями можно добиться положительных результатов в воспитании трудных подростков.

Деятельность клуба будет вестись по следующим направлениям:

  • спортивно-оздоровительная;
  • профессиональная ориентация;
  • художественное творчество;
  • техническое творчество;
  • краеведческая.

Отнесение этих направлений к тому или иному виду воспитания является условным, так как нельзя четко разграничить грани применения тех или иных форм деятельности. В данном случае я использовала принцип доминирования.

Одной из основных сторон деятельности клуба является трудовое воспитание, цель которого заключается в оказании содействия в профессиональной ориентации:

  • создание кружка технического творчества (радиотехника), что в свою очередь даст возможность заработать деньги своим трудом через оказание услуг по ремонту технических приборов;
  • посещение дней открытых дверей в среде - специальных учебных заведениях демонстрация диапазона профессионального выбора;
  • конкурс юного дизайнера на лучшее оформление помещения;
  • организация интересных встреч с представителями различных профессий.

Гражданское воспитание. Его цель – формирование гражданского самосознания:

Целью создания краеведческого кружка «Мой город» является формирование интереса к прошлому своего края, развитие исследовательских навыков. В рамках деятельности кружка предполагается:

  • устные журналы, встречи с ветеранами Войны, воинами-афганцами;
  • проведение краеведческих экскурсий «Достопримечательности родного города».

Организуя социально-культурную деятельность по физическому воспитанию, планирую:

  • организовать школу самозащиты, рукопашный бой, дзюдо, самбо, карате;
  • открытие школы службы спасения, обучение навыкам по оказанию первой медицинской помощи, а также обучение правилам поведения во время стихийных бедствий;
  • проведение дня здоровья (ежемесячно).

Цель данной работы физическое развитие, закалка организма, научение владеть своим телом, координировать свои движения, а также осознание необходимости в здоровом образе жизни.

Нравственное воспитание. В процессе деятельности данного направления происходит формирование нравственных качеств личности:

  • участие в движение «Социальная инициатива» помощь престарелым, слабым, обездоленным людям;
  • организация театрализованных представлений, праздников, мероприятий для детей-инвалидов, неблагополучных, неполных, многодетных семей (в данной работе подразумевается совестное сотрудничество с Центром социальной помощи семье и детям г. Минусинск).
  • воскресный дискуссионный клуб «Новый взгляд молодых».

Эстетическое развитие подростков будет происходить:

I.Через участие подростков в эстетической секции «Грация» для девушек от 11 до 15 лет, так как именно в этот период у девочек происходит максимальное, как физическое, так и духовное формирование. Цель формирование женских качеств через физическое и духовное общение. Основные задачи секции «Грация»:

  • духовное совершенствование девочек в подростковом возрасте;
  • рост творческой активности;
  • физическое оздоровление.

Работа секции включает в себя следующие направления:

  1. группа шейпинга;
  2. психологические тренинги;
  3. цикл бесед «Уроки Афродиты» теоретический курс с привлечением специалистов по эстетическим вопросам (парикмахер, косметолог, модельер и т.д.);
  4. обучение танцам и специальной пластике;
  1. Посещение театров, музеев, выставок.
  1. Организация шоу-конкурсов «Детская мода глазами ребят», «Изменчивая мода», «А, ну-ка, девочки!», «Вперед, мушкетеры!».

Творческое воспитание будет происходить в созданных при клубе:

  1. кукольном театре, где ребята не только готовят театрализованные представления, но и обучаются технологии шитья кукол.
  2. кружок «Игра на гитаре».

Проводя работу в клубе по этим направлениям, нужно помнить, что лишь тесное единство всех сторон в воспитательном процессе может обеспечить успех всей деятельности клуба.

Исполнители программы:

  • социальные педагоги;
  • профессиональные режиссеры;
  • специалисты по эстетическим вопросам;
  • комиссия по делам несовершеннолетних.

Финансирование:

Министерство культуры Красноярского края, Городское управление образования, спонсорская поддержка, Администрация г. Минусинск.

Таким образом, подростки явно были заинтересованы и с удовольствием начали посещать КДУ. Эффективность такой работы оказалось очень высокой. Из 20 подростков не посещавших культурно досуговые учреждения, либо посещавших их не регулярно, за помощью обратились 18 человек – 60%. В этот момент очень важно заинтересовать (вытеснить негативное поведение путем вовлечения в другую среду). Остальные же ребята (12 человек – 40%), по прежнему, не хотели участвовать в мероприятии.

Тогда я решила привлечь СМИ. На местном телеканале были размещены видеоролики с изображением жизнерадостных подростков с позитивным устремлением в будущее, которые призывали присоединиться к их числу. Здесь же я использовала воспитательный потенциал семей заинтересованных в воспитании подростков, проводила беседы с родителями, выяснила увлечения и предпочтения их детей. Агитация и работа с родителями тоже сделали свое дело, из 12 оставшихся ребят 5 ребят – 16% заинтересовались участием в культурно-досуговой деятельности, но по прежнему в работе класса по созданию мероприятия не принимали участия.

Итак, результат проведенной работы оказался таким:

Мероприятие было хорошо подготовлено и успешно проведено. Из 30 рассматриваемых подростков в КДД было вовлечено 23 человека (77%), это, безусловно, неплохой показатель, если учитывать, что 4 из 30 детей (13%) хоть и не систематически, но все же посещают КДУ. Неохваченными остаются лишь 10% - 3 подростка, хотя они приятно удивляют и понемногу начинают участвовать в жизни класса.

Например: В процессе подготовки нашего мероприятия спонсорская помощь была явно недостаточной и встал вопрос о награждении победителей. Тогда две девочки, все это время остававшиеся в стороне, предложили испечь торт, все с радостью согласились, и после мероприятия получилось дружеское чаепитие.

Один же мальчик просто посетил наш праздник, придя нарядным, что свидетельствует о наличии у него заинтересованности жизнью класса и открывает довольно неплохие перспективы.

Далее я перешла к заключительному третьему этапу моего исследования, который можно назвать контрольным.

Цель:

Выявить эффективность применяемых средств и методов в социализации подростков девиантного поведения.

Задачи:

  • проведение сводной диагностики по всем исходным параметрам;
  • выработка рекомендаций по организации КДД к подросткам девиантного поведения.

В 2008-2009 учебном году проведена сводная диагностика и выявлено:

 

Таблица 2.3

Сводная таблица состояния семей и посещаемости КДУ подростками девиантного поведения (2008-2009 учебный год).

2008-09 год

Всего на учете

Посещает КДУ

Не систематически посещает КДУ

Интересуется жизнью школы

 

Кол-во чел.

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

 

29

23

77%

4

13%

3

10%


 

 

 Диаграмма 1. Динамика изменений посещаемости КДУ подростками девиантного поведения.

 

Исходя из этого можно сделать вывод, что посещаемость культурно-досуговых учреждений возросла на 60%, а также стала более систематической.

Некоторые подростки проявляют интерес к школьной жизни, что позволяет делать весьма оптимистические прогнозы и в определенной степени планировать будущее без девиантного поведения.

Также в 2008-2009 учебном году я повторно составила диагностическую карту, чтобы отследить изменения произошедшие в воспитанности подростков.

 

Таблица 2.4

Диагностическая карта измерения уровня воспитанности подростков девиантного поведения (2008-2009 учебный год)

Год

2008-2009 уч. год

Очень низкий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Параметры

Гуманность

20

65

10

35

-

-

-

-

Любознательность

18

60

9

30

3

10

-

-

Трудолюбие

23

75

7

25

-

-

-

-

Целеустремленность

20

65

6

20

4

15

-

-

Культурный уровень

23

75

7

25

-

-

-

-

Требовательность

23

75

7

25

-

-

-

-


 

Исследование показало, что уровень воспитанности изменился по всем показателям. Подростки стали более гуманны, любознательны, трудолюбивы, целеустремленны, культурны, требовательны к себе.

Итак, я занималась изучением эффективности культурно досуговой деятельности как средства профилактики девиантного поведения подростков.

Положения гипотезы были сформированы следующим образом. Досуговая деятельность повлияет на социализацию подростков если:

  • досуг будет организован через систему дополнительного образования;
  • досуг будет связан с интересами и приоритетами подростков;
  • приоритет в досуговой деятельности будет отдан групповым формам работы.

Реализуя данные предположения в процессе своей работы с подростками, я отметила позитивную динамику и пришла к выводу, что использование культурно-досуговой деятельности как средства профилактики девиантного поведения подростков достаточно эффективно оказывает положительное влияние на различные виды девиаций (при обязательном условии индивидуализации), таким образом, безусловно подтвердив свою гипотезу. Тем не менее, рассматривать культурно-досуговую деятельность в данном контексте можно лишь как одно из средств социализации и целесообразно использовать принцип комплектности (организовывая воздействия на различных уровнях социального пространства, см. Приложение 3).

Исходя из результатов проведенной работы хотелось бы дать рекомендации по организации культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения.

Для более успешной социализации подростков средствами КДД необходимо:

  • учитывать индивидуальные характеристики подростка (половые, возрастные, социальные);
  • уделить пристальное внимание формированию мотивации позитивных изменений;
  • добиться комплексности (организация воздействия на различных уровнях социального пространства школы, семьи, общества);
  • не допускать стигматизации, дать возможность самореализовываться;
  • отдавать приоритет групповым формам работы;
  • позитивная устремленность в будущее (планирование будущего без девиантного поведения);
  • основанность досуга на интересах подростка;
  • добровольность посещения КДУ.

 

 

Заключение

 

В данном исследовании я рассматривала культурно-досуговую деятельность как средство профилактики девиантного поведения подростков. Фактически я занималась первичной профилактикой, которая предполагает устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Работу в отношении конкретной группы девиаций я не осуществляла, поскольку любую стратегию работы в данном направлении следует намечать с известной долей условности, и, используя только культурно-досуговую деятельность полную систему выстроить просто невозможно. Тем не менее, все поставленные задачи считаю выполненными в полном объеме, а полученные результаты свидетельствуют о достаточно эффективном положительном влиянии культурно досуговой деятельности на социализацию подростков девиантного поведения.

Информация о работе Педагогические средства организации процесса социализации подростков девиантного поведения на основе использования педагогических воз