Педагогические условия организации пальчиковых игр, как средства развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель: определить особенности применения пальчиковых игр в развитии мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
Определить сущность пальчиковой игры как элемента жизнедеятельности ребенка; выявить особенности пальчиковых игр.
Выявить зависимость речи детей от развития мелкой моторики рук.
Объект исследования: пальчиковые игры в развитии речи и мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие речи и мелкой моторики рук детей дошкольного возраста будут эффективными, если использовать систему пальчиковых игр.

Содержание

Введение
3
1.
Теоретические аспекты развития мелкой моторики и речи детей посредством использования пальчиковых игр

1.1.
Научные исследования влияния пальчиковых игр на развитие мелкой моторики и речи детей
5
1.2.
Значение пальчиковых игр в развитии мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста
7
1.3.
Группы пальчиковых игр
9
2.
Педагогические условия организации пальчиковых игр, как средства развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста

2.1.
Основные принципы проведения и этапы разучивания пальчиковых игр
11
2.2.
Методы работы при проведении пальчиковых игр
12
2.3.
Организация предметно-развивающей среды и взаимодействие с родителями
14
Заключение
16
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Выпускная работа. Развитие мелкой моторики и пальчиковые игры..docx

— 51.97 Кб (Скачать файл)

1.3. Группы пальчиковых игр.

 Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому целесообразно будет  разделить их на группы по их назначению:

  1. Игры-манипуляции: «Ладушки-ладушки», «Сорока - белобока», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Семья», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?», «Пальчики пошли гулять». Эти игры развивают воображение, и в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной объект (Приложение 1).
  2. Сюжетные пальчиковые упражнения: «Пальчики здороваются», «Цветы», «Грабли», «Ёлка» и др. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев (Приложение 1). 
  3. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»): «Колечко»,«Кулак – ребро – ладонь», «Ухо – нос», «Симметричные рисунки», «Горизонтальная восьмёрка».
  4. Пальчиковые игры в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных играх  используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек», «Гуси щиплют травку». Для более эффективного самомассажа кисти рук  можно использовать грецкий орех, каштан, массажный мячик, карандаш.
  5. Театр в руке: «Бабочка», «Сказка», «Осьминожки». Эти игры позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. 

Использование разнообразных групп пальчиковых игр и упражнений помогают детям улучшить произношение и обогатить лексику; подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу; развивать внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо; стимулировать фантазию, проявлять творческие способности; научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе “телесных координат”, что предотвратит возникновение неврозов; ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Основные принципы  проведения и этапы разучивания

 пальчиковых  игр.

 

Чтобы применение пальчиковых игр в развитии мелкой моторики и развития речи было результативным необходимо придерживаться следующих принципов их проведения:

  • выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой;
  • при повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;
  • все упражнения, постепенно заменять новыми;
  • наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка;
  • не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре;
  • нельзя принуждать ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменять игру.

Этапы разучивания игр.

  1. Взрослый сначала показывает игру ребёнку сам.
  2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
  3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

2.3. Методы работы  при проведении пальчиковых игр.

При проведении пальчиковых игр необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций:

  • перед игрой необходимо с детьми обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготавливать детей к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;
  • перед началом упражнений нужно разогреть ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла;
  • все упражнения должны выполняться в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе;
  • выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой;
  • при выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки;
  • во время игры обязательно следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
  • нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость;
  • все указания должны даваться спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости оказывать помощь отдельным детям.

Развитие речи и мелкой моторики  посредством пальчиковой игры невозможно без руководства взрослого. Для проведения данной работы необходимо использовать различные методы и приемы:

  • наглядный метод работы – показ детям, как должны двигаться пальцы при проведении пальчиковой гимнастики;
  • словесный метод работы – проговаривание потешек, стихотворений при проведении пальчиковой гимнастики; заучивание наизусть стихотворений, потешек;
  • практический метод работы – пальчиковая игра.

Использование данных методов даёт положительный результат:

  • улучшение качества речи детей.
  • развитие мелкой моторики рук детей.
  • развитие таких познавательных процессов, как мышление, память, внимание.
  • развитие эмоциональной сферы детей.

 

         Пальчиковые игры необходимо включать как в непосредственно образовательную деятельность  (например, во время занятий по искусству, развитию речи и др.), так и вовремя утренней гимнастики, во время умывания, одевания, физкультминуток, в свободное время утром, на прогулке и после сна (Приложение 2). Упражнения должны  подбираться так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. Наиболее удобным будет разработать  тематическое планирование пальчиковых игр со стихотворным сопровождением. Это позволит к каждой теме занятия учить и отрабатывать определенную рифмованную историю, скороговорки, потешки. Например, тема «Транспорт»:

Автобус, троллейбус, машина, трамвай -

О них ты на улице не забывай,

В морях - корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

Дети соединяют все пальцы с большим по - очереди, начиная с указательного, на каждый ударный слог. Слова, сопровождающие движения произносятся четко, неторопливо. При сопряженном произношении дети усваивают просодические компоненты речи: темы, ритм, мелодику, интонацию, выразительность, логическое ударение, учатся сливать слоги, слова друг с другом так, чтобы фраза произносилась как единое целое, плавно, с выразительным интонированием. Дети очень любят пальчиковые игры. При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки. В пальчиковых играх-драматизациях слово связано с действием персонажей. Из произведений детской литературы подбираются тексты, имеющие воспитательные ценности, отличающиеся динамизмом, глагольной лексикой, четкой последовательностью событий, действий, художественной выразительностью языка, простотой построения фразы. Дети участвуют в хоровой драматизации, затем, переходят к индивидуальному проговариванию роли с помощью взрослого и самостоятельно. Как результат не только развитие мелкой моторики, но и накапливание предметного, глагольного словаря по теме.

2.4. Организация предметно-развивающей среды и

взаимодействие с родителями.

 

Для целенаправленной работы необходимо подготовить соответствующую предметно - развивающую среду, с учетом возрастных особенностей детей. Необходимо, чтобы предметно-развивающая среда включала в себя все пособия, игры и упражнения на развитие мелкой 
моторики: 

  • мелкая и крупная мозаика;
  • леска, проволока, шнуры для нанизывания бусинок и пуговиц;
  • пособия по застегиванию пуговиц разной величины;
  • коробочки для собирания и перекладывания мелких предметов;
  • цветные клубочки ниток для перематывания и выкладывания 
    узоров на бумаге «Рисуем ниточкой»;
  • пособия со шнуровкой;
  • наборы резиновых игрушек для укрепления мышцы руки;
  • дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания 
    узоров из ракушек, семян и другого природного материала;
  • счетные палочки и спички для выкладывания узоров с образцами 
    рисунков;
  • головоломки «Собери картинку»;
  • пальчиковый театр;
  • конструкторы.

Работа по данному направлению подразумевает тесное сотрудничество с родителями. Очень важно чтобы  все закреплялось и повторялось дома, в семье. Для этого необходимо просветить родителей. В работе с родителями необходимо использовать  разнообразные формы работы, это:

  • индивидуальные беседы;
  • консультации;
  • рекомендации;
  • памятки.

Можно на родительском собрании показать игры и обязательно проиграть их с родителями (Приложение 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Процесс развития речи довольно длительный. Вводить  ребёнка  в мир звуков и слов надо постепенно, последовательно и целенаправленно. Как нельзя лучше для этого подходят пальчиковые игры. В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. Пальчиковые игры совершенствуют внимание детей, зрительную реакцию на собеседника, подражательность как основу самостоятельности. Игра является формой активного творческого отражения ребёнком окружающей действительности, её предметов и явлений.

Систематическая работа по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием пальчиковых игр, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты: дети становятся более  активными в общении, ясно и последовательно выражают свои мысли; используют в речи образность, точность языка; умеют выражать свое отношение к окружающему. Большинство детей умеют рассуждать, делать умозаключения, выводы, сравнения.

Разнообразное использование пальчиковых игр одно из важных средств, в развитии мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста.

Все представленные методы, предложенный игровой материал могут быть использованы не только во время проведения занятий, но и в свободной игровой деятельности вне занятий.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдулова, Т. П. Игра: её развитие на современном этапе / Т. П. Авдулова // Дошкольное воспитание. - 2008. – 112с.
  2. Александрова, Т. В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок [Текст] / Т. В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008. - №7. – С. 33-37.
  3. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение / А. Г. Арушанова. – Минск, 1999. – 221с.
  4. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 181с.
  5. Игры для малышей от 2 до 6 лет [Текст] / Сост. Р. Граббет. – М.: Росмэн, 1999. – 160с.
  6. Коноваленко, В. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2000. – 18с.
  7. Образовательные стандарты Дошкольное образование. – Минск, - 2013. – 28с.
  8. Пралеска: программа дошкольного образования / Е. А. Панько [и др.]. – Минск : НИО ; Аверсэв, 2007. – 311с.
  9. Старжинская, Н. С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. Образования / Н. С. Старжинская, Д. Н. Дубинина. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2012. – 119с.
  10. Старжинская, Н. С. Играем со словами и звуками: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н. С. Старжинская. – Минск: Нац. ин-т образования, 2009. – (Серия “Мир детства”).
  11. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск : НИО ; Аверсеэв, 2013. – 415с.

Информация о работе Педагогические условия организации пальчиковых игр, как средства развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста