Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 11:41, курсовая работа
Цель: определить особенности применения пальчиковых игр в развитии мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
Определить сущность пальчиковой игры как элемента жизнедеятельности ребенка; выявить особенности пальчиковых игр.
Выявить зависимость речи детей от развития мелкой моторики рук.
Объект исследования: пальчиковые игры в развитии речи и мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие речи и мелкой моторики рук детей дошкольного возраста будут эффективными, если использовать систему пальчиковых игр.
Введение
3
1.
Теоретические аспекты развития мелкой моторики и речи детей посредством использования пальчиковых игр
1.1.
Научные исследования влияния пальчиковых игр на развитие мелкой моторики и речи детей
5
1.2.
Значение пальчиковых игр в развитии мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста
7
1.3.
Группы пальчиковых игр
9
2.
Педагогические условия организации пальчиковых игр, как средства развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста
2.1.
Основные принципы проведения и этапы разучивания пальчиковых игр
11
2.2.
Методы работы при проведении пальчиковых игр
12
2.3.
Организация предметно-развивающей среды и взаимодействие с родителями
14
Заключение
16
Список используемой литературы
1.3. Группы пальчиковых игр.
Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому целесообразно будет разделить их на группы по их назначению:
Использование разнообразных групп пальчиковых игр и упражнений помогают детям улучшить произношение и обогатить лексику; подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу; развивать внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо; стимулировать фантазию, проявлять творческие способности; научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе “телесных координат”, что предотвратит возникновение неврозов; ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.
II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Основные принципы проведения и этапы разучивания
пальчиковых игр.
Чтобы применение пальчиковых игр в развитии мелкой моторики и развития речи было результативным необходимо придерживаться следующих принципов их проведения:
Этапы разучивания игр.
2.3. Методы работы
при проведении пальчиковых
При проведении пальчиковых игр необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций:
Развитие речи и мелкой моторики посредством пальчиковой игры невозможно без руководства взрослого. Для проведения данной работы необходимо использовать различные методы и приемы:
Использование данных методов даёт положительный результат:
Пальчиковые игры необходимо включать как в непосредственно образовательную деятельность (например, во время занятий по искусству, развитию речи и др.), так и вовремя утренней гимнастики, во время умывания, одевания, физкультминуток, в свободное время утром, на прогулке и после сна (Приложение 2). Упражнения должны подбираться так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. Наиболее удобным будет разработать тематическое планирование пальчиковых игр со стихотворным сопровождением. Это позволит к каждой теме занятия учить и отрабатывать определенную рифмованную историю, скороговорки, потешки. Например, тема «Транспорт»:
Автобус, троллейбус, машина, трамвай -
О них ты на улице не забывай,
В морях - корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда.
Дети соединяют все пальцы с большим по - очереди, начиная с указательного, на каждый ударный слог. Слова, сопровождающие движения произносятся четко, неторопливо. При сопряженном произношении дети усваивают просодические компоненты речи: темы, ритм, мелодику, интонацию, выразительность, логическое ударение, учатся сливать слоги, слова друг с другом так, чтобы фраза произносилась как единое целое, плавно, с выразительным интонированием. Дети очень любят пальчиковые игры. При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки. В пальчиковых играх-драматизациях слово связано с действием персонажей. Из произведений детской литературы подбираются тексты, имеющие воспитательные ценности, отличающиеся динамизмом, глагольной лексикой, четкой последовательностью событий, действий, художественной выразительностью языка, простотой построения фразы. Дети участвуют в хоровой драматизации, затем, переходят к индивидуальному проговариванию роли с помощью взрослого и самостоятельно. Как результат не только развитие мелкой моторики, но и накапливание предметного, глагольного словаря по теме.
2.4. Организация предметно-развивающей среды и
взаимодействие с родителями.
Для целенаправленной работы
необходимо подготовить соответствующую
предметно - развивающую среду, с учетом
возрастных особенностей детей. Необходимо,
чтобы предметно-развивающая среда включала
в себя все пособия, игры
и упражнения на развитие мелкой
моторики:
Работа по данному направлению подразумевает тесное сотрудничество с родителями. Очень важно чтобы все закреплялось и повторялось дома, в семье. Для этого необходимо просветить родителей. В работе с родителями необходимо использовать разнообразные формы работы, это:
Можно на родительском собрании показать игры и обязательно проиграть их с родителями (Приложение 3).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс развития речи довольно длительный. Вводить ребёнка в мир звуков и слов надо постепенно, последовательно и целенаправленно. Как нельзя лучше для этого подходят пальчиковые игры. В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. Пальчиковые игры совершенствуют внимание детей, зрительную реакцию на собеседника, подражательность как основу самостоятельности. Игра является формой активного творческого отражения ребёнком окружающей действительности, её предметов и явлений.
Систематическая работа по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием пальчиковых игр, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты: дети становятся более активными в общении, ясно и последовательно выражают свои мысли; используют в речи образность, точность языка; умеют выражать свое отношение к окружающему. Большинство детей умеют рассуждать, делать умозаключения, выводы, сравнения.
Разнообразное использование пальчиковых игр одно из важных средств, в развитии мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста.
Все представленные методы, предложенный игровой материал могут быть использованы не только во время проведения занятий, но и в свободной игровой деятельности вне занятий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ