Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:29, курсовая работа
Цель исследования – изучение условий формирования толерантности у младших школьников
Объект исследования: воспитание толерантности у младших школьников.
Предмет исследования: толерантность.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретические и практические работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблеме изучения
2. Рассмотреть подходы к понятию толерантность в научной литературе.
3. Определить понятие толерантности, механизмы ее формирования.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания толерантности у младших школьников………………………………………………………………………..5
1.1 Анализ понятия толерантность в научной литературе 5
1.2 Значение формирования толерантности у младших школьников 6
2. Педагогические условия формирования толерантности у младших школьников………………………………………………………………….. 9
2.1 Возрастные особенности младших школьников, влияющие на 9
формирование толерантности 9
2.2 Педагогические рекомендации по воспитанию толерантности у младших школьников 10
2.3 Значение формирования толерантности у младших школьников 15
Заключение 17
Список литературы 19
Учитель выступает как полномочный представитель общества, носитель социальных норм, правил, критериев оценки и контроля (О.А.Карабанова, В.С.Мухина, Н.И. Непомнящая и др.) [35, С. 19].
Отношения со сверстниками также преобразуются в две системы: игровые – дружеские и отношения как с партнерами по учебному сотрудничеству. Все это позволяет констатировать факт расширения возможностей формирования толерантности, поскольку появляются новые субъекты идентификации.
Ведущая учебная деятельность предполагает развитие способностей к самовоспитанию, саморазвитию, самоизменению. Основной результат учебной деятельности – изменение самого субъекта этой деятельности (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.) [35, С. 21].
В рамках деятельностного подхода выделяют новообразования младшего школьного возраста: анализ, рефлексия, внутренний план действий, способность к генерализации отношений в образной форме в восприятии (О.А.Карабанова, В.В.Давыдов и др.).
Расширяется роль понимания в самопознании (Е.А.Сорокоумова). Для нашего исследования важным является развитие рефлексии как осознания человеком своего действия и его планирование. Учебная деятельность требует от ребенка ответственности и способности ее формирования как черты личности.
Несомненным достоинством данного возрастного периода является то, что ребенок открыт влиянию взрослого (Л.А.Венгер, Е.Е.Кравцова и др.) Следовательно, формирование толерантности у младших школьников в образовательной среде может быть не только целесообразно, но и продуктивно.
Для начальной школы проблема формирования
толерантности актуальна, поскольку
на этом жизненном этапе начинает
складываться взаимодействие между
детьми, пришедшими из разных микросоциумов
с разным жизненным опытом и с
несформированностью
Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе, формированию корпоративной культуры, основанной на ценностях толерантности, как комплекса разделяемых всеми членами класса ценностей, представлений, понятий и убеждений, а также поведенческих норм и артефактов, которые создает класс по мере преодоления препятствий внутреннего и внешнего характера на пути к успеху
Можно выделить некоторые разногласия, делающие своевременным изучение проблемы формирования толерантности в начальной школе:
Это противоречия между:
- возрастными психологическими
возможностями младшего
- практической необходимостью
целенаправленного
Анализ психолого-
Воспитание толерантности в школе у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный процесс.
Воспитание толерантности не может и не должно быть эпизодическим, оно даст хорошие всходы лишь в том случае, когда проблема воспитания толерантности будет решаться ежедневно.
Толерантность, как уже было сказано,
включает в себя: внимание к другим,
снисходительность или
Можно выделить следующие направления воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста:
1) знакомство детей младшего
школьного возраста с
2) понимание детьми младшего школьного возраста того, что каждый человек – уникальная личность (необходимость воспитания у детей уважение к различиям между людьми);
3) понимание детьми младшего
школьного возраста принципа
взаимодополняемости как
4) понимание учащимися младшего
школьного возраста принципа
взаимозависимости как основы
совместных действий (детей важно
приучить к совместному
Ребенок, поступая в школу, входит в мир человеческих отношений, и его позитивная социализация является необходимым основанием для развития в будущем демократического, правового общества.
Б.З. Вульфов определил
К ним относятся: организация жизнедеятельности детей так, чтобы одни могли проявить, а другие – увидеть хорошее в ком-то или чем-то; оказание помощи детям в понимании внешкольной среды, противоречивости социального фона их жизни от непосредственного окружения (семья, приятельские компании) до явлений общественной жизни (социальное расслоение, материальные трудности, общественное настроение). Речь идет о методах воспитания сознания личности и практико-ориентированной направленности деятельности [32, С. 93].
Т.С. Таюрской предложен подход к классификации методов и форм воспитания толерантного поведения детей младшего школьного возраста. Методы воспитания толерантного сознания младших школьников она разбила на три группы:
1) методы воспитания
2) методы организации
3) методы стимулирования
Формы воспитания толерантного поведения она свела к программным (уроки, тренинги) и внепрограммным (кружки, секции, общественные объединения, клубы). Подобную точку зрения имеют Г.В. Безюлева и Г.М. Шеламова. В русле воспитания терпимости у детей младшего школьного возраста З.И. Равкин, В.Г. Пряникова предполагают ориентацию детей на национальные и общечеловеческие ценности, одним из которых является толерантность [4, С. 18].
Особенности процесса воспитания толерантности как качества личности младшего школьника в школе:
1) Целенаправленность.
2) Многофакторность, так как в
нем принимают участие
3) Сложность, которая
4) Длительность вследствие того,
что формирование
5) Непрерывность, которая
6) Двусторонний характер, так как
в нем участвуют, с одной
стороны, воспитатели, с
Учитывая специфику младшего школьного возраста, все существующее многообразие педагогических средств воспитания толерантности у детей данной возрастной группы можно систематизировать в четыре основные группы и представить следующей классификацией.
Объекты материальной и духовной культуры:
1) Устное народное творчество: пословицы; загадки; скороговорки; детские народные песни; русские народные сказки (сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки); былины; мифы; легенды.
2) Художественная литература: поэзия, проза.
3) Наглядные средства воспитания:
натуральные объекты (
4) Игра: ролевая игра, деловая игра, русские народные игры, национальные игры народов мира.
5) Учебно-познавательная
6) Общение: непосредственное, формальное, неформальное, демократическое.
7) Трудовая деятельность: общественно полезный труд, художественно-эстетический творческий труд.
Методы воспитания:
1) Методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, разъяснение, внушение, увещевание, этическая беседа, диспут, личный пример.
2) Методы организации
3) Методы стимулирования
4) Активные методы социально-
Формы воспитательной работы:
1) Общешкольные и классные
2) Кружки в контексте
3) Секции: национальных видов спорта,
традиционной национальной
4) Клубы: общения,
Таким образом, направления воспитания
толерантности сопряжено с
1) знакомство детей младшего
школьного возраста с
2) понимание детьми младшего школьного возраста того, что каждый человек – уникальная личность
3) понимание учащимися младшего
школьного возраста принципа
взаимодополняемости как
4) понимание детьми младшего школьного возраста принципа взаимозависимости как основы совместных действий
Обеспечение гармоничного и стабильного развития общества невозможно, когда одна из его составных частей подвергается явному или скрытому не доброжелательному отношению.
Стихийное развитие данного процесса чревато возникновением новых и активизацией старых конфликтов и противоречий.
Для того чтобы не допустить подобной модели развития в демократических государствах, на протяжении последнего полувека внедряются принципы толерантности, как основы для взаимодействия и сосуществования представителей различных общин и групп современного общества.
Толерантность не сводится только к проявлению терпимости в отношении тех, кто отличается от большинства населения в силу объективных или субъективных причин. Толерантность предполагает признание разнообразия человеческого общества, ориентирует людей на уважительное отношение к чужим культурным традициям, обычаям и обрядам. Право каждого: быть самим собой, не подстраиваясь при этом под формат общего мнения.
Право на отличие связано с базовым положением демократии – равноправием. Вне зависимости от политических убеждений, религии, расы, нации, пола и социального положения люди должны обладать одинаковыми правами, а государственная власть эффективно их защищать.
Формирование атмосферы
Информация о работе Педагогические условия формирования толерантности у младших школьников