Педагогические условия формирования толерантности у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение условий формирования толерантности у младших школьников
Объект исследования: воспитание толерантности у младших школьников.
Предмет исследования: толерантность.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретические и практические работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблеме изучения
2. Рассмотреть подходы к понятию толерантность в научной литературе.
3. Определить понятие толерантности, механизмы ее формирования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания толерантности у младших школьников………………………………………………………………………..5
1.1 Анализ понятия толерантность в научной литературе 5
1.2 Значение формирования толерантности у младших школьников 6
2. Педагогические условия формирования толерантности у младших школьников………………………………………………………………….. 9
2.1 Возрастные особенности младших школьников, влияющие на 9
формирование толерантности 9
2.2 Педагогические рекомендации по воспитанию толерантности у младших школьников 10
2.3 Значение формирования толерантности у младших школьников 15
Заключение 17
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Договор 352, работа 1320, курсовая работа.docx

— 45.20 Кб (Скачать файл)

Трудно переоценить ту роль, которую  призваны сыграть школа и педагогическая общественность в деле распространения  и укрепления принципов толерантности  в российском обществе. Именно в  детском и подростковом возрасте закладываются базовые элементы отношения человека к социальной среде, формируются устойчивые стереотипы поведения и восприятия.

Уроки истории и обществознания позволяют дать подрастающему поколению  реальную картину эволюции человеческого  общества, беспристрастно рассмотреть  основные этапы развития государства, его связь с общемировыми событиями.

Дисциплины гуманитарного характера  играют важную роль в формировании политической и социальной культуры подрастающего поколения. Существуют возможности, чтобы посредством  изучения данных предметов в системе  начального образования уменьшить  напряженность в межнациональных  и меж общинных отношениях, распространить в обществе принципы толерантного отношения  между людьми.

Разумеется, речь не идет о том, чтобы  возложить всю тяжесть этого  крайне необходимого для общества труда  исключительно на плечи преподавателя. Чтобы добиться успеха, необходима согласованная работа различных  органов власти, общественных организаций, семьи, отдельных людей


Заключение

 

Итак. Потребность общества в личности, уважительно относящейся  к мнениям, взглядам, поведению других людей, ставит перед современным  образованием задачу глубокого изучения и обобщения научно-педагогических и методических исследований по проблеме развития толерантности подрастающего  поколения.

Анализ исследований показывает, что на процесс формирования толерантности  у младших школьников влияет ряд  объективных и субъективных факторов:

    • особенности окружающей действительности,
    • индивидуально-психологические и
    • возрастные характеристики личности,
    • характер межличностных отношений и т.д.

Современная социокультурная  ситуация определила насущную необходимость  в формировании толерантности в  качестве условия выживаемости человечества в будущем; как ценности социокультурной  системы; как нормы гуманных человеческих отношений, как мировоззрения и  осознанного ориентира построения взаимоотношений с окружающим миром. Это позволяет рассматривать  толерантность как многокомпонентное  явление объективной реальности.

Воспитание в духе толерантности, прежде всего, решает задачу раскрытия  смысла бытия человека в мире через  понимание характера и способов его взаимодействия с этим миром. Процесс образования и воспитания в толерантной среде состоит  в осмыслении человеком своего места  в мире, в овладении способами  взаимодействия с ним. В конечном счете, речь идет о восприятии толерантности  как личностно-значимой ценности.

Построение толерантной  среды в образовательном пространстве любого учебного заведения затрагивает  социологический, психолого-педагогический и методологический уровни в пространственной организации жизнедеятельности  человека. Идея формирования толерантности  в образовательных заведениях имеет  определенную специфику, которая состоит  в том, что эта идея получает здесь  дополнительную межличностную окраску. В качестве особой ценности образования  рассматривается взаимодействие с  другими людьми, в ходе которого происходит личностное взаимообогащение и развитие.

Построение толерантной  среды – поэтапный процесс  целенаправленной деятельности всех субъектов  образовательного социума, который  характеризуется наличием деструктивных  факторов, ведущих к формированию интолерантности. Поэтому особую значимость приобретают педагогические механизмы  перехода от интолерантной среды  к толерантной, которые помогут  пресечению проявлений интолерантности  и доминированию толерантных  взаимоотношений.

 

 

Список литературы

 

  1. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. – М.: Педагогика,1982
  2. Апресян Р.Г. Толерантность: уточнение понятий // Электронный ресурс. режим доступа: http://www.nrc.nnov.ru//docs/doc 10. doc.
  3. Барднер Г. Я хочу / Психологическое сопровождение естественного развития ребенка.- СПб.: Стройлеспечать,1996
  4. Безюлева, Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение [Текст] / Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. – М. : Вербум-М, 2003. – 168 с
  5. Блонский П.П. Психология младшего школьника.- М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК, 1997
  6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.- М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК, 1999
  7. Бриль М.С. Креативность в концепции толерантности М. 2008
  8. Васильева – Гиагнус Л. Азбука вежливости. – М.: Педагогика, 1990
  9. Википедия – свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/)
  10. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В.Петровского.- М.: Просвещение, 1989
  11. Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т.8. Вып. 14 / Под ред. В.С.Собкина.- М.: Центр социологии обр-я РАО, 2003.-208с.
  12. Вульфов, В.З. Воспитание толерантности: сущность и средства [Текст] / В. З. Вульфов // Внешкольник. – 2002. – №6. – С. 12-16.
  13. Гершунский Б.С. Толерантность как необходимое условие выживания и прогрессивного развития цивилизации // Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика: теория, методология, практика. –М.: Флинта- Наука, 2003. – с.567-600.
  14. Гриншпун, И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности [Текст] / И.Б. Гриншпун // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : сб. науч.-метод, ст. / Моск. психол.-социал. ин-т ; под ред. С.К. Бондыревой. – М.; Воронеж, 2002. – С. 31-40.
  15. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников.- М.: ИПП, 1996
  16. Капустина Н.Г. Толерантность как основа этического сознания // Социально-психологические аспекты формирования личности: материалы межрегиональной научно-практической конференции 1 марта 2004года. В 2-х частях.Ч.-2. – Шадринск, ШГПИ, 2004. – с.22-26.
  17. Кононко Е. Чтобы личность состоялась. – Киев: 1997
  18. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника / Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1997
  19. Мечинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. – М.: ИПП, 1998
  20. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М.: ИПП, 1998
  21. Немов Р. Психология / учебник для студентов высш. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн.1 Общая психология. – 3-е изд. – М.: гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998
  22. Обухова Л.Ф. Возростная психология. – М.: Роспедагетство, 1997
  23. Пчелинцева И. Толерантность и школьник. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2003
  24. Пчелинцева И. Толерантность, как она формируется? – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2001
  25. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Воспитание толерантности и веротерпимости // Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М.: Владос-пресс, 2004. – с.172-176.
  26. Свирская Л. Работа с семьей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007
  27. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь…: Практическое пособие. – М.:Генесиз, 2003
  28. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Тренинг «Учимся толерантности» // На пути к толерантному сознанию/ отв.ред. А.Г. Асмолов.-М.: Смысл, 2000.- с.177-239.
  29. Спицына О.А. / К вопросу о проблеме формирования межличностной толерантности / О.А.Спицына//Актуальные проблемы оптимизации образовательного процесса в современных условиях: материалы педагогических чтений.- Шадринск, 2005 – с.65-69.
  30. Спицына О.А./Формирование межличностной толерантности у младших школьников в условиях общеобразовательной школы/ О.А.Спицына// Актуальные проблемы модернизации высшего педагогического образования: материалы Всероссийской науч.-прак. конф.- Шадринск, 2004.-с.336-341.
  31. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) [Текст] : сб. науч.-метод, ст. / Моск. психол.-социал. ин-т ; под ред. С. К. Бондыревой. – М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2002. – 368 с.
  32. Федоренко, Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе [Текст] : метод.материалы / Л.Г. Федоренко. – СПб. : КАРО, 2007. – 128 с.
  33. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Академия, 2001. – 208с.
  34. Шадриков В.Д. Способности человека.- М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК, 1998
  35. Эльконин Д.Б. Возрастная психология.- М.: ИПП, 1997
  36. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации.- М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК, 1998

 

 


Информация о работе Педагогические условия формирования толерантности у младших школьников