Педагогическое наследие Марии Монтессори

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 01:22, курсовая работа

Краткое описание

Педагогику Марии Монтессори часто называют средовой. То есть специально подготовленная и созданная взрослыми развивающая среда занимает едва ли на решающую роль в жизни ребенка, буквально с первых дней его появления на свет.
С помощью зрения, слуха, тактильных и вкусовых ощущений ребенок впитывает все, что его окружает. Его разум работает как сложная впитывающая система. Не только профессиональным педагогам необходимо со вниманием относиться к проектированию специально подготовленной для их воспитанников развивающей среды, но и обычным родителям, в доме которых появились малыши стоит подумать, как организовать пространство их жизни с наибольшей пользой.

Вложенные файлы: 1 файл

Federalnoe_gosudarstvennoe_byudzhetnoe_obrazovat.docx

— 46.62 Кб (Скачать файл)

  Процесс воспитания  и обучения Монтессори понимала  как помощь психическому развитию  ребенка с самого рождения, а  позднее как помощь в жизни. Понятие помощь здесь выступает  ключевым. Именно это во многом  определяет роль позиции педагога  по отношению к ребенку. Педагог  всегда доброжелательно и ненавязчиво  руководит ребенком, становясь посредником  между ним и подготовленной  дидактической средой. Именно поэтому  педагог постоянно находится  рядом с ребенком, не мешая  ему, внимательно наблюдая, обгоняя  его в случае необходимости  на шаг и предоставляя свою  помощь и руководство или же  отступая на шаг назад и  давая ребенку возможность полностью  насладиться самостоятельной деятельностью.

        Важный эффект такой организации  обучения состоит в том, что  в отличие от обычного занятия  или урока педагог имеет большие  временные возможности в оказании  помощи детям, нуждающимся в ней, не задерживая при этом в  продвижении более быстрых и  способных ребят. Каждый ребенок, таким образом, идет своим «образовательным маршрутом», со своей комфортной для него скоростью, получая незамедлительно и оперативно необходимую для себя помощь. Это позволяет в максимальной степени не на словах, а на деле соблюдать принцип индивидуального и дифференцированного подхода к обучению. Из этого вытекает значимый в педагогике Монтессори принцип индивидуализации обучения.

         Еще одним важным принципом  педагогики М. Монтессори является  принцип социального воспитания  и интеграции. Индивидуальная работа  и индивидуальный интерес становятся  возможными благодаря учебным  средствам, предназначенным для  индивидуальной работы в группе, которая по возрасту и опыту  является гетерогенной (разновозрастной  и разной по опыту и уровню  развития).

        Монтессори считала, что объединение  детей по возрастному признаку  неестественно и недостаточно  продуктивно для совместной деятельности. В ее детских садах и школах  формируемые группы включают  детей с разницей в возрасте  в три года (например, группа детей 3, 4 и 5-го годов жизни). Смешанные  возрастные группы способствуют  развитию ролевой дистанции, что  благотворно сказывается на нравственном  развитии детей. Среди детей развивается  естественная система взаимопомощи: младшие могут попросить помощи  у старших детей (тем самым  не всегда в затруднительной  для ребенка ситуации требуется  помощь педагога). Они подражают  деятельности старших и перенимают  у них образцы поведения. Старшие  дети, показывая работу с материалом  младшим или отвечая на их  вопросы, сами лучше усваивают  суть дела, приучаются оказывать  помощь, заботиться о других.

        В подобных группах, как и в  многодетной семье, естественнее  формируются и развиваются социальные  навыки; работа с материалами  более взрослых детей становится мощным источником интереса и мотивации такой работы для младших. Учитель в этом случае освобождается от дополнительных усилий, направленных на возбуждение интереса к материалу, на активизацию детей к деятельности.

        В психологическом плане важно  то обстоятельство, что в разновозрастной  группе нет оснований для сравнения  детей друг с другом, что регулярно  происходит в обычной школе, когда  вроде бы одинаковые дети за  усвоение одного и того же  материала получают разные оценки. Отсутствует поэтому повод для  формирования и развития комплекса  неполноценности («У меня не получается, потому что я еще маленький, вырасту — научусь»). Оценивание  ребенка осуществляется исключительно  в личностном, а не нормативном  плане (т.е. не по сравнению друг  с другом и со школьной программой, а по сравнению с собственными  предыдущими достижениями), что сообразуется  с требованиями гуманной педагогики.

 

 

 

2. МИНУСЫ МЕТОДИКИ МОНТЕССОРИ

Как и любая педагогическая система, методика Монтессори имеет ряд недостатков:

  • Система развивает только интеллект и практические навыки Подвижные и ролевые игры отсутствуют
  • Отрицается творчество. В нем видится препятствие для умственного развития ребенка (хотя психологические исследования утверждают обратное). Впрочем, в монтессори-садах есть специальные игровые комнаты, да и ребенок не все время проводит в садике. Это позволяет частично компенсировать два последних недостатка.
  • Система Монтессори достаточно демократична. После нее детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний  день система Марии Монтессори –  одна из самых востребованных методик  развития ребенка. Развитие детей по этой системе – это    свобода  и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа одновременно.

Свою педагогическую методику Мария Монтессори называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде. Монтессори призывает нас не ускорять развитие детей, но и не упустить момент и вовремя раскинуть перед ребенком скатерть самобранку, на которой ему откроется уменьшенная безопасная модель всего нашего мира.

В Россию педагогика Монтессори возвращается в 1992 году. Несколько команд одновременно берутся за подготовку учителей для дошкольных Монтессори - классов. В Московском Центре Монтессори удается наладить контакты с AMI-курсом, который проводит в Мюнхене Монетессори-тренер Мария Рот. Этот курс с 1993 по 1998 год закончило восемь посланцев нашей страны. Они и стали преподавательским костяком курса, организованного Центром Монтессори. В 1998 году произошло открытие в Москве Ассоциативного AMI-курса по подготовке учителей для дошкольных классов.

Так, российские Монтессори-педагоги окончательно вошли в европейское сообщество. За годы работы в Москве Центра Монтессори, подготовленные в нем учителя, открыли около 400 дошкольных классов в 80 городах России, Беларуси и Украины. В последние годы группы возникают и по инициативе родителей, которые занимались в «Родительском Университете» Центра Монтессори.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Афанасьева Т.И. Учить по Монтессори (из опыта работы). М., МЦМ, 2006. - 48 с.
  2. Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Восхождение к Монтессори // Альманах
  3. Богуславский М.В., Сороков Д.Г. Юлия Фаусек: 30 лет по методу Монтессори. -М., 1994. 146с.
  4. Бойд У. Система Марии Монтессори. Историко-критический анализ системы. М.: Мир, 1925. - 180с.
  5. Кеда Е., Пасс Ю. Метод Монтессори в России // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 4. - С.38-39.
  6. Вчера, сегодня, завтра. Монтессори-практика. Южно-Уральское отделение МАМА. 1994 (май)
  7. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. М.: Задруга, 1913. — 339c.
  8. Монтессори М. Руководство к моему методу. М., 1982. 65с.
  9. Сумнительный К.Е. Наследие Марии Монтессори и идеи космического воспитания в России.//Российский исторический журнал. № 4, 1998. С.3-10.
  10. Фаусек Ю.И. Метод Монтессори в России. - Пг.: Время, 2006. – 82 c.
  11. Фаусек Ю.И. Развитие интеллекта у маленьких детей /по Монтессори/.- Пг.:Начатки знаний, 1956. - 23с.
  12. http://www.babyschool.ru/
  13. http://www.center-sozvezdie.ru/
  14. http://www.7ya.ru/article/Rannee-razvitie-pedagogi-i-ih-metodiki/
  15. http://www.montessori.magichild.ru/centr/about.htm
  16. http://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/metodika_montessori/systema_montessori/

 

 

Калуга, 2015

 


 

 



Информация о работе Педагогическое наследие Марии Монтессори