Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:20, реферат
Цель: использование современных стилей педагогического общения на практике.
Задачи:
проанализировать психолого – педагогическую литературу;
разработать рекомендации для проведения занятий на повышение уровня коммуникативных способностей;
определить стили педагогического общения и дать характеристики;
выявить значение индивидуальной особенности стиля общения педагога с учащимися.
Введение
Из истории вопроса
Педагогическое общение
Понятия педагогического общения
Стили общения
Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога
Средства развития коммуникативности
Планирование педагогического общения и подготовка к нему
Технология общения
Техника речи
5. Заключение
6. Список литературы
Следующей важной задачей является,
с одной стороны, удержание инициативы
в общении, придании ей необходимых
ситуативных форм и т.п.
Для детей очень важен внешний вид педагога:
жесты, мимика, пантомимика и т.д. Рассмотрим
их более подробно.
Мускульная мобилизированность - обязательное
условие начала всякого общения.
Выражается в общей собранности
внимания и, следовательно, в направлении взгляда, в глазах,
в дыхании и в общей подтянутости мускулатуры
тела, в частности - в подтянутости спины.
Это рабочее состояние тела, готовность
преодолеть препятствия, которые еще не
возникли, но вот-вот возникнут. Хорошо,
когда мускульная мобилизированность
несколько опережает речевое воздействие,
как бы внутренне мобилизуя и самих детей
на предстоящее общение, укрепляя этим
самым вербальную его основу.
Пантомимика - это движение тела, рук, ног.
Она помогает выделить главное, рисует
образ. Красивая, выразительная осанка
воспитателя выражает внутреннее достоинство
личности. Прямая походка, собранность
говорят об уверенности педагога в своих
силах, знаниях. В то же время сутулость,
опущенная голова, вялые руки свидетельствуют
о внутренней слабости человека, его неуверенности
в себе.
Учителю необходимо выработать манеру
правильно стоять перед учащимися на уроке.
Все движения и позы должны привлекать
учащихся своим изяществом и простотой.
Не должно быть плохих привычек: покачивания
взад-вперед, переминания с ноги на ногу,
привычки вертеть в руках посторонние
предметы, почесывать голову, потирать
нос, дергать за ухо.
Жест педагога должен быть ограниченным
и сдержанным, без резких взмахов и острых
углов. Предпочтительны круглые жесты
и скупая жестикуляция.
Различают жесты описательные и
психологические. Описательные жесты
изображают, иллюстрируют ход мыслей.
Они менее важны, но встречаются
чаще. Гораздо важнее психологические
жесты, выражающие чувства. Например, говоря:
"Будьте добры", мы поднимаем кисть руки на уровень
груди ладонью кверху, чуть подавая ее
от себя.
Следует учесть, что жесты, как и другие
движения корпуса, чаще всего предупреждают
ход высказываемой мысли, а не следуют
за ней.
Чтобы общение было активным, следует
иметь открытую позу: не скрещивать руки,
повернуться лицом к классу, уменьшить
дистанцию, что создает эффект доверия.
Рекомендуются движения вперед и назад
по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает
значимость сообщения, помогает сосредоточить
внимание аудитории. Отступая назад, говорящий
как бы дает отдохнуть слушателям.
Мимика - искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляд оказывает на учащихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость, способствуют лучшему ее усвоению.
Дети "читают" лицо учителя, угадывая
его отношение, настроение, поэтому
лицо должно не только выражать, но и
скрывать чувства. Не следует нести
в класс маску домашних забот
и неурядиц. Нужно показать на лице
и в жестах лишь то, что относится к делу,
способствует осуществлению учебно-воспитательных
задач.
Конечно, выражение лица должно соответствовать
характеру речи, отношений. Оно, как и весь
внешний облик, должно соответствовать
характеру речи, отношений, должно выражать
уверенность, одобрение, осуждение, недовольство,
радость, восхищение, безразличие, заинтересованность,
возмущение в десятках вариантов. Широкий
диапазон чувств выражает улыбка, свидетельствующая
о духовном здоровье и нравственной силе
человека. Выразительные детали мимики-
брови, глаза. Поднятые брови выражают
удивление, сдвинутые - сосредоточенность,
неподвижные - спокойствие, равнодушие,
находящиеся в движении - восторг.
Наиболее выразительны на лице человека
глаза. Учителю следует внимательно изучить
возможности своего лица, умение пользоваться
выразительным взглядом, стремиться избегать
чрезмерной динамичности лицевых мускулов
и глаз ("бегающих глаз"), а также безжизненной
статичности ("каменное лицо"). Взгляд
учителя должен быть обращен к детям, создавая
визуальный контакт. Надо избегать обращения
к стенам, окнам, потолку. Визуальный контакт
является техникой, которую необходимо
сознательно развивать. Нужно стремиться
держать в поле зрения всех учащихся.
4 Техника речи
Процесс восприятия и понимания речи учителя
учащимися тесно связан со сложным процессом
учебного слушания. Поэтому ясно, что процесс
правильного восприятия учащимися учебного
материала зависит от совершенства речи
учителя.
Дети особенно чутки к речевым данным
педагога. Неправильное произношение
каких-либо звуков вызывает у них смех,
монотонная речь вызывает скуку.
Сегодня разработана система упражнений
по технике речи, которая представляет
собой комплекс навыков в речевом дыхании,
голосообразовании и дикции, который позволяет
учителю донести до учеников все богатство
своего слова. Рассмотрим, что надо учитывать
педагогу при общении.
Дыхание.
В повседневной жизни, когда наша речь
преимущественно диалогична, дыхание
не вызывает трудностей. Но на уроке, особенно когда учителю
приходится говорить длительное время,
нетренированное дыхание дает о себе знать:
может участиться пульс, покраснеть лицо,
появиться одышка.
Различают четыре типа дыхания в зависимости
от того, какие мышцы принимают участие
в дыхательном процессе.
Верхнее дыхание совершается мышцами,
поднимающими и опускающими плечи и верхнюю
часть грудной клетки. Это слабое, поверхностное
дыхание, активно работает лишь верхушки
легких.
Грудное дыхание осуществляется межреберными
мышцами. Изменяется поперечный объем
грудной клетки. Диафрагма малоподвижна,
поэтому вдох недостаточно энергичен.
Диафрагмальное дыхание осуществляется
за счет изменения объема грудной клетки,
вследствие сокращения диафрагмы
Диафрагмально-реберное дыхание осуществляется
за счет изменения объема в продольном
и поперечном направлениях вследствие
сокращения диафрагмы, межреберных дыхательных
мышц, а также брюшных мышц живота. Именно
это дыхание считается правильным, и его
используют как основу для речевого дыхания.
В чем же отличие речевого (фонационного)
дыхания от обычного? Вдох и выдох обычного
дыхания осуществляется через нос, они
короткие и равны по времени. Последовательность
обычного дыхания - вдох, выдох, пауза.
Для речи его не хватает. Речь и чтение
требуют большого количества воздуха,
экономного его расходования и своевременного
его возобновления. В речевом дыхании
выдох длиннее вдоха. Иная и последовательность
дыхания. После короткого вдоха - пауза
для укрепления брюшного пресса, а затем
длинный звуковой выдох. Его организация
имеет большое значение для постановки
речевого дыхания и голоса, их развития
и совершенствования. Существуют специальные
упражнения, развивающие и укрепляющие
диафрагму, брюшные и межреберные мышцы.
Что бы речь учителя была более выразительной
он должен умело владеть голосом, дикцией,
ритмикой.
Голос.
Каковы же особенности голоса педагога?
Прежде всего это сила звука. Сила зависит
от активности работы органов речевого
аппарата. Чем больше давление выдыхаемого
воздуха через голосовую щель, тем больше сила звука.
Важное условие слышимости голоса - полетность.
Этим термином специалисты определяют
способность посылать свой голос на расстояние
и регулировать громкость.
Существенное значение имеет гибкость,
подвижность голоса, умение легко его
изменять. Подвижность голоса, прежде
всего, касается его изменений по высоте.
Высота - тональный уровень голоса. Человеческий
голос может свободно изменяться по высоте
в пределах двух октав, хотя в обычной
жизни мы обходимся тремя-пятью нотами.
Диапазон - объем голоса. Границы его определяются
самым высоким и самым низким тоном. Сужение
диапазона ведет к появлению монотонности.
Однообразие звучания притупляет восприятие,
усыпляет.
Хорошо поставленному голосу свойственно
богатство тембральной окраски. Тембр
- окраска звука, яркость, а так же его мягкость,
теплота, индивидуальность. В звучании
голоса всегда присутствует основной
тон и ряд обертонов, т.е. дополнительных
звуков, более высокой, чем в основном
тоне, частоты. Чем больше этих дополнительных
тонов, тем ярче, красочнее звуковая палитра
человеческого голоса.
Все эти свойства голоса вырабатываются
специальными упражнениями. Воспитание
голоса - процесс индивидуальный и трудоемкий.
Он требует строго индивидуальной методики
и контроля со стороны опытных специалистов.
Дикция.
Для учителя четкость произношения - профессиональная
необходимость, способствующая правильному
восприятию учениками речи педагога. Дикция
- ясность и четкость в произношении слов,
слогов, звуков. Она зависит от слаженной
и энергичной работы всего речевого
аппарата, который включает губы, язык,
челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, голосовые
связки.
Если недостатки в речи органического
происхождения, то помогут не учебно-тренировочные
упражнения, а медицинское вмешательство.
Совершенствование дикции связано, прежде
всего, с отработкой артикуляции-движения
органов речи. Этому служит специальная
гимнастика, которая включает упражнения
для разминки речевого аппарата и упражнения
для правильной отработки каждого звука.
Естественно, быстро исчезнуть неправильные
навыки не смогу. Нужны: труд, терпение,
регулярная тренировка.
Ритмика.
Скорость в целом и длительность звучания
отдельных слов, а так же пауз в сочетании
с ритмической организованностью, размерностью
речи составляют ее темпоритм. Это очень важный элемент
речи, так как интонация и паузы сами по
себе, помимо слов, обладают силой эмоционального
воздействия на слушателя.
Скорость речи зависит от индивидуальных
качеств учителя, содержания его речи
и ситуации общения. Трудную часть материала
учитель излагает замедленным темпом,
дальше можно говорить быстрее. Обязательно
замедляется речь, когда нужно сформулировать
тот или иной вывод - определение, правило,
принцип, закон. Следует учитывать и степень
возбуждения: чем более возбужден ученик,
тем медленнее и тише следует говорить
учителю.
Для достижения выразительности звучания
следует мастерски пользоваться логическими
и психологическими паузами. Без логических
пауз речь безграмотна, без психологических
- безжизненна. Паузы, темп и мелодика речи
в совокупности составляют интонацию.
Монотонная речь вызывает скуку, понижение
внимания и интереса.
Заключение
Одна из сложных проблем современной школы
- проблема педагогического общения.
Педагогическое общение - система ограниченного
социально-психологического взаимодействия
педагога и воспитуемых, содержанием которого
является обмен информацией, оказание
воспитательного воздействия, организация
взаимоотношений с помощью коммутативных
средств. Педагог является инициатором
этого процесса, организуя его и управляя
им.[18; 592 с.]
Общение в педагогической деятельности
выступает как средство решения учебных
задач, как социально-психологическое
обеспечение воспитательного процесса
и как способ организации взаимоотношений
педагога и детей, обеспечивающий успешность
обучения и воспитания.
Педагогическое общение должно быть эмоционально
комфортным и личностно развивающим. Профессионализм
общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть
естественные трудности общения из-за
различий в уровне подготовки, способности
помогать ученикам обрести уверенность
в общении в качестве полноправных партнеров
учителя. Для учителя важно помнить, что
оптимальное общение - не умение держать
дисциплину, а обмен с учениками духовными
ценностями. Общий язык с детьми это не
язык команд, а язык доверия.[12; 367 с.]
Устная речь является основным средством
педагогического общения. Слово учителя
должно воздействовать на чувства и сознание,
должно стимулировать мышление и воображение,
создавать потребность поисковой деятельности.
В системе профессионального педагогического
общения взаимодействуют вербальные (речь)
и невербальные средства общения (жесты,
мимика).
Правильное использование средств и техники
поможет педагогу избежать многих трудностей
при общении. Можно узнать о том, как сделать
свою речь более выразительной, как правильно
планировать и готовиться к педагогическому
общению, о том, как управлять мимикой
и жестами.
Список литературы
1.Андреева Г.М.
Социальная психология. М., 1996. –
321 с.
2.Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти…
(Техника профессионального поведения).
Кн. для учителя. М., 1994.
3.Бодалев А.А. Психология общения. М.: Изд-во
"Институт практической психологии",
Воронеж: НПО "Модэк", 1996. – 213 с.
4.Ерастов Н.П. Психология общения. Пособие
для студентов-психологов. Ярославль,
1979. – 298 с.
5.Ершов П.М. и др. Общение на уроке, или
Режиссура поведения учителя. 2-е изд.,
перераб. и доп. М., 2001. – 98 с.
6.Золотнякова А.С. Личность в структуре
педагогического общения. - Ростов н/Д:
РГПИ, 1979. – 323 с.
7.Каган М.С. Мир общения. - М.: Просвещение,
1987. – 256 с.
8.Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом
общении: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение,
1987. – 290 с.
9.Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном
диалоге: Кн. для учителя. М., 1989. – 249 с.
10.Леонтьев А.А. Педагогическое общение
/ Под ред. М.К.Кабардова. 2-е изд., перераб.
и доп. М.; Нальчик, 1996. – 367 с.
11.Леонтьев А.А. Психологические особенности
деятельности лектора. - М.: Знание, 1981.
– 199 с.
12.Основы педагогического мастерства:
Учебное пособие для пед. спец. высш. учебн.
заведений / И.Я.Зязюн, И.Ф.Кривонос и др.;
под ред. И.Я.Зязюна. - М.: 1989. – 231 с.