Педагогическое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 18:28, реферат

Краткое описание

Целью нашей работы является рассмотрение процесса педагогического общения, как отдельной ветви общения, выявление основных стилей общения.
Можно выделить следующие задачи, которые мы постарались решить в данной работе: определение значения индивидуального стиля общения и нахождения средств, с помощью которых можно повысить комуникативность педагога.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 19.05 Кб (Скачать файл)

Введение

Современный этап развития системы образования характеризуется  гуманизацией. Она предъявляет высокие  требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров, к  проявлению их творческой индивидуальности.

Индивидуальный  стиль деятельности - одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие  своего стиля у профессионала  свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой - о максимально  возможном раскрытии своей индивидуальности.

В педагогической деятельности общение приобретает  функциональный и профессионально  значимый характер. Оно выступает  в ней как инструмент воздействия  на обучаемого, и обычные условия  и функции общения получают здесь  дополнительную "нагрузку", так  как из аспектов общечеловеческих перерастают  в компоненты профессионально-творческие.

Выбор данной темы обусловлен желанием разобраться кем  же учитель должен быть для ученика. Наставником, другом или старшим  товарищем? Тема ещё интересна и  тем, что в ней мы разбираем  основные способы общения между  учителем и учеником. Для нас, как  для возможных будущих учителей очень актуальна эта проблема.

Целью нашей  работы является рассмотрение процесса педагогического общения, как отдельной  ветви общения, выявление основных стилей общения.

Можно выделить следующие задачи, которые мы постарались  решить в данной работе: определение  значения индивидуального стиля  общения и нахождения средств, с  помощью которых можно повысить комуникативность педагога.

 

Педагогическое  общение

Как выделяет Б.Ц. Бадмаев, на сегодняшний день продуктивно  организованный процесс педагогического  общения призван обеспечить в  педагогической деятельности реальный психологический контакт, который  должен возникнуть между педагогом  и детьми.

Педагогическое  общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого.

Виктор Абрамович  Кан-Калик дал следующее определение  педагогического общения. Педагогическое общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию  взаимоотношений с помощью коммуникативных  средств.

Что же такое  стиль педагогического общения, в чем его своеобразие, как  он формируется? Об этом следует поговорить подробно.

Стили общения

В процессе педагогического  общения учитель прямо или  косвенно осуществляет свои социально-ролевые  и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. Стиль общения и  руководства в существенной мере определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности  развития личности и формирования межличностных  отношений в учебной группе.

Под стилем общения  мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение:

ь особенности  коммуникативных возможностей учителя;

ь сложившийся  характер взаимоотношений педагога и воспитанников;

ь творческая индивидуальность педагога;

ь особенности  ученического коллектива.

В наши дни выделяют много стилей педагогического общения, но остановимся на основных.

1. Авторитарный

При авторитарном стиле характерна тенденция на жесткое  управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель  значительно чаще своих коллег прибегает  к приказному тону, делает резкие замечания.

Характерно, что  такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного  этапа и что ждет впереди.

Исследования, проведенные  В.А. Канн-Каликом, показали, что такое  поведение руководителя объясняется  его опасениями потерять авторитет, обнаружив свою недостаточную компетентность: "Если кто-то предлагает нечто улучшить, построив работу по-другому, значит, он косвенно указывает на то, что я  этого не предусмотрел".

При авторитарном стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив.

Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает  учитель в соответствии со своими установками.

2. Попустительский

Главной особенностью попустительского стиля руководства  по сути дела является самоустранение руководителя из учебно-производственного  процесса, снятие с себя ответственности  за происходящее.

Результаты апробации  попустительского стиля - наименьший объем  выполненной работы и ее наихудшее  качество.

Важно отметить, что ученики не бывают, удовлетворены  работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. При попустительском стиле  руководства учитель стремится, как можно меньше вмешиваться  в жизнедеятельность учащихся, практически  устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением  обязанностей и указаний администрации.

3.Демократический

Что касается демократического стиля, то здесь в первую очередь  оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в  обсуждении всего хода предстоящей  работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность  в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность  в личных взаимоотношениях.

При демократическом  стиле руководства учитель опирается  на коллектив, стимулирует самостоятельность  учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию "первого среди равных". Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают  проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение  формулирует учитель.

5. Общение-дистанция

Этот стиль  общения используют как опытные  педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что  в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция.

Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений  учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей  логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.

6. Общение - устрашение

Этот стиль  общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое  общение сформировать трудно, и молодой  учитель нередко идет по линии  наименьшего сопротивления, избирая  общение-устрашение или дистанцию  в крайнем ее проявлении.

В творческом отношении  общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так  как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение  дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое  для совместной творческой деятельности.

7. Заигрывание

Опять-таки характерное, в основном, для молодых учителей и связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый  авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения  вызвано, с одной стороны, стремлением  молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться  классу, а с другой стороны - отсутствием  необходимой общепедагогической и  коммуникативной культуры, умений и  навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной  деятельности.

В чистом виде стили  не существуют. Да и перечисленные  варианты не исчерпывают все богатство  самопроизвольно выработанных в  длительной практике стилей общения. В  его спектре возможны самые различные  нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие  взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается  совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется  индивидуальность личности.

Значение  индивидуального стиля общения  и средства повышения коммуникативности  педагога

стиль общения  педагог

Наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения обеспечивается надежно выстроенной системой взаимоотношений  ученика и учителя. Такая система  должна характеризоваться:

ь взаимодействием  факторов ведомости и сотрудничества при организации воспитательного  процесса;

ь наличием у  школьников ощущения психологической  общности с педагогами;

ь ориентировкой  на взрослого человека с высоким  самосознанием, самооценкой;

ь отсутствием  авторитарных форм воспитательного  воздействия;

ь единством  делового и личностного общения;

ь включением учащихся в целесообразно организованную систему педагогического общения, в том числе через разнообразные  формы деятельности: кружки, конференции, диспуты и т. п.

ь использованием в качестве фактора управления воспитанием  и обучением заинтересованности учащихся;

В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи  и педагоги советуют учителям для  развития коммуникативных способностей следующее [Бадмаев], [Немов]:

1. Нужно сознавать,  что школа-часть общества, а отношение  педагога к детям - выражение  общественных требований.

2. Учитель не  должен открыто демонстрировать  педагогическую позицию. Для детей  слова и поступки педагога  должны восприниматься как проявление  его собственных убеждений, а  не только как исполнение долга.  Искренность педагога- залог прочных  контактов с воспитанниками.

3. Адекватная  оценка собственной личности. Познание  себя, управление собой должно  стать постоянной заботой каждого  учителя. Особого внимания требует  умение управлять своим эмоциональным  состоянием: воспитательному процессу  вредит раздражительный тон, преобладание  отрицательных эмоций, крик.

4. Педагогически  целесообразные отношения строятся  на взаимоуважение ученика и  учителя. Надо уважать индивидуальность  каждого школьника, создавать  условия для его самоутверждения  в глазах сверстников, поддерживать  развитие положительных черт  личности.

5. Педагогу необходимо  позаботиться о благоприятной  самопрезентации: показать ребятам  силу своей личности, увлечения,  умелость, широту эрудиции, но неназойливо.

6. Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения  понимать эмоциональное состояние,  верно истолковывать поведение.  Творческий подход к анализу  ситуации и принятию решений  основывается на умении педагога  принимать роль другого - ученика,  родителей, коллеги, - становиться  на их точку зрения.

7. Увеличение  речевой деятельности учеников  за счет уменьшения речевой  деятельности учителя - важный  показатель мастерства общения  учителя.

8. Даже при  незначительных успехах учеников  быть щедрым на похвалу. Хвалить  нужно в присутствии других, а  порицать лучше наедине. Учительская  речь должна быть при этом  выразительной. И если даже  у вас не поставлен голос,  вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.

Информация о работе Педагогическое общение