Педагогическое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 18:06, контрольная работа

Краткое описание

Цели: использование современных стилей педагогического общения на практике.

Задачи: - проанализировать психолого - педагогическую литературу;

- разработать рекомендации для проведения занятий на повышение уровня коммуникативных способностей;

- определить стили педагогического общения и дать характеристики;

- выявить значение индивидуальной особенности стиля общения педагога с учащимися.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….……….2

Глава 1 Из истории вопроса…………………………………………………...…4

Глава 2 Педагогическое общение……………………………………….…...... .6

2.1 Понятия педагогического общения………………………………………….6

2.2 Стили общения …..……………………………………………………….......7

Глава 3 Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога…………………………………………………..15

3.1 Средства развития коммуникативности ……………………………….…15

3.2 Планирование педагогического общения и подготовка к нему………..18

3.3 Технология общения ………………………………………………………..18

3.4 Техника речи ……………………………………………………………..…21

Заключение ………………………………………………………….…….…….26

Список литературы ………………………………………………..………… …27

Вложенные файлы: 1 файл

педагогическое общение.docx

— 47.06 Кб (Скачать файл)

2. Попустительский

     Главной особенностью попустительского стиля  руководства по сути дела является самоустранение руководителя из учебно-производственного  процесса, снятие с себя ответственности  за происходящее. Попустительский стиль  оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты его апробации - наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество. Важно отметить, что ученики не бывают удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. При попустительском стиле руководства учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.[10; 15 с.]

3. Демократический

     Что касается демократического стиля, то здесь  в первую очередь оцениваются  факты, а не личность. При этом главной  особенностью демократического стиля  оказывается то, что группа принимает  активное участие в обсуждении всего  хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается  уверенность в себе, стимулируется  самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность  и доверительность в личных взаимоотношениях. Если при авторитарном стиле между  членами группы царила вражда, особенно заметная на фоне покорности руководителю и даже заискивания перед ним, то при демократическом управлении учащиеся не только проявляют интерес  к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между  собой в личностном отношении. При  демократическом стиле руководства  учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность  учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию "первого среди равных". Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают  проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение  формулирует учитель.[10; 16 с.]

4. Общение  на основе увлеченности совместной  творческой деятельностью.

     В основе этого стиля - единство высокого профессионализма педагога и его  этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском - результат не только коммуникативной  деятельности учителя, но в большей  степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Театральный  педагог М.О.Кнебель заметила, что педагогическое чувство "гонит тебя к молодежи, заставляет находить пути к ней..." [9; 290 с.] 

Такой стиль общения отличал деятельность В.А.Сухомлинского. На этой основе формируют  свою систему взаимоотношении с  детьми В.Ф.Шаталов. Этот стиль общения  можно рассматривать как предпосылку  успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлеченность общим делом - источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск. Говоря о системе взаимоотношений  педагога с воспитанниками, А.С.Макаренко  утверждал, что педагог, с одной  стороны, должен быть старшим товарищем  и наставником, а с другой - соучастником совместной деятельности. Необходимо формировать дружественность как  определенный тон в отношениях педагога с коллективом. [15; 24 с.]

     Размышляя о вариантах взаимоотношений  педагога с детьми, А.С.Макаренко  отмечал: "Во всяком случае никогда педагоги и руководство не должны допускать со своей стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов, никаких вольностей в языке, передразнивания, кривляния и т. п. С другой стороны, совершенно недопустимо, чтобы педагоги и руководство в присутствии воспитанников были угрюмыми, раздражительными, крикливыми".[15; 27 с.]

     Подчеркивая плодотворность такого стиля взаимоотношений  педагога и воспитанников и его  стимулирующий характер, вызывающий к жизни высшую форму педагогического  общения - на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, необходимо отметить, что дружественность, как  и любое эмоциональное настроение и педагогическая установка в  процессе общения, должна иметь меру. Зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, а это  отрицательно сказывается на всем ходе учебно-воспитательного процесса (нередко  на такой путь начинающего учителя  толкает боязнь конфликта с детьми, усложнения взаимоотношений). Дружественность  должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе  взаимоотношений педагога с детьми.[16; 124 с.]

5. Общение-дистанция

     Этот  стиль общения используют как  опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что  в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь  нужно соблюдать меру. Гипертрофирование дистанции ведет к формализации всей системы социально - психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию истинно творческой атмосферы. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.

     Превращение "дистанционного показателя" в  доминанту педагогического общения  резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся. Это ведет к утверждению  авторитарного принципа в системе  взаимоотношений педагога с детьми, который, в конечном счете, отрицательно сказывается на результатах деятельности. А.В.Петровский и В.В.Шпалинский отмечают, что "в классах, где преподают учителя с преобладанием авторитарных методов руководства, обычно бывает неплохая дисциплина и успеваемость, однако за внешним благополучием могут скрываться значительные изъяны работы учителя по нравственному формированию личности школьника". [8; 256 с.]

     В чем популярность этого стиля  общения? Дело в том, что начинающие учителя нередко считают, что  общение-дистанция помогает им сразу  же утвердить себя как педагога, и поэтому используют этот стиль  в известной мере как средство самоутверждения в ученической, да и в педагогической среде. Но в  большинстве случаев использование  этого стиля общения в чистом виде ведет к педагогическим неудачам.

     Авторитет должен завоевываться не через механическое установление дистанции, а через  взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности. И здесь  чрезвычайно важно найти как  общий стиль общения, так и  ситуативный подход к человеку.

     Общение-дистанция  в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.[8; 269 с.]

6. Общение  - устрашение

     Этот  стиль общения, к которому также  иногда обращаются начинающие учителя, связан в основном с неумением  организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении.

     В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает  коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует  детей не на то, что надо делать, а  на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой  зиждется взаимопонимание, так необходимое  для совместной творческой деятельности.[20; 624 с.]

7. Заигрывание

     Опять-таки характерное, в основном, для молодых  учителей и связанное с неумением  организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения  отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что  противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля  общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны - отсутствием необходимой  общепедагогической и коммуникативной  культуры, умений и навыков педагогического  общения, опыта профессиональной коммуникативной  деятельности.[11; 249 с.]

     А.С.Макаренко  резко осуждал такую "погоню за любовью". Он говорил: "Я уважал своих помощников, а у меня были просто гении в воспитательной работе, но я их убеждал, что меньше всего  нужно быть любимым воспитателем. Я лично никогда не добивался  детской любви и считаю, что  эта любовь, организуемая педагогом  для собственного удовольствия, является преступлением...

     Это кокетничанье, эта погоня за любовью, эта хвастливость любовью приносит большой вред воспитателю и воспитанию. Я убедил себя и своих товарищей, что этого привеска... не должно быть в нашей жизни...

     Пусть любовь придет незаметно, без ваших  усилий. Но если человек видит цель в любви, то это только вред..." [15; 294 с.]

Общение-заигрывание, как показывают наблюдения, возникает  в результате:

а) непонимания  педагогом стоящих перед ним  ответственных педагогических задач;

б) отсутствия навыков общения;

в) боязни общения с классом и одновременно желания наладить контакт с учениками.[17; 231 с.]

     В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают  все богатство самопроизвольно  выработанных в длительной практике стилей общения. В его спектре  возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие  или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся  эмпирическим путем. При этом найденный  и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным  для другого. В стиле общения  ярко проявляется индивидуальность личности.

Глава 3. Роль индивидуального стиля общения  и средства повышения коммуникативности педагога.

3.1 Средства  развития коммуникативности

     От  стиля зависит психологическая  атмосфера, эмоциональное благополучие. Определенную роль играет и незнание технологии общения, отсутствие у педагога нужных приемов общения. Такие стили  общения, как устрашение, заигрывание  и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что при  отсутствии у педагога профессиональных навыков общения могут укорениться  и "въесться" в творческую индивидуальность учителя, а порой становятся штампами, усложняющими педагогический процесс  и снижающими его эффективность.

     Наиболее  плодотворный процесс воспитания и  обучения обеспечивается именно надежно  выстроенной системой взаимоотношений. Такая система должна характеризоваться:

* взаимодействием  факторов ведомости и сотрудничества  при организации воспитательного  процесса;

* наличием  у школьников ощущения психологической  общности с педагогами;

* ориентировкой  на взрослого человека с высоким  самосознанием, самооценкой; 

* отсутствием  авторитарных форм воспитательного  воздействия; 

* использованием  в качестве фактора управления  воспитанием и обучением заинтересованности  учащихся;

* единством  делового и личностного общения; 

* включением  учащихся в целесообразно организованную  систему педагогического общения,  в том числе через разнообразные  формы деятельности: кружки, конференции,  диспуты и т. п. [6; 164 с.]

     В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и  педагоги советуют учителям следующие  средства для развития коммуникативных  способностей:

1) Нужно  сознавать, что школа-часть общества, а отношение педагога к детям  - выражение общественных требований.

2) Учитель  не должен, открыто демонстрировать  педагогическую позицию. Для детей  слова и поступки педагога  должны восприниматься как проявление  его собственных убеждений, а  не только как исполнение долга.  Искренность педагога- залог прочных  контактов с воспитанниками.

3) Адекватная  оценка собственной личности. Познание  себя, управление собой должно  стать постоянной заботой каждого  учителя. Особого внимания требует  умение управлять своим эмоциональным  состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.

Информация о работе Педагогическое общение