Педагогическое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 18:06, контрольная работа

Краткое описание

Цели: использование современных стилей педагогического общения на практике.

Задачи: - проанализировать психолого - педагогическую литературу;

- разработать рекомендации для проведения занятий на повышение уровня коммуникативных способностей;

- определить стили педагогического общения и дать характеристики;

- выявить значение индивидуальной особенности стиля общения педагога с учащимися.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….……….2

Глава 1 Из истории вопроса…………………………………………………...…4

Глава 2 Педагогическое общение……………………………………….…...... .6

2.1 Понятия педагогического общения………………………………………….6

2.2 Стили общения …..……………………………………………………….......7

Глава 3 Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога…………………………………………………..15

3.1 Средства развития коммуникативности ……………………………….…15

3.2 Планирование педагогического общения и подготовка к нему………..18

3.3 Технология общения ………………………………………………………..18

3.4 Техника речи ……………………………………………………………..…21

Заключение ………………………………………………………….…….…….26

Список литературы ………………………………………………..………… …27

Вложенные файлы: 1 файл

педагогическое общение.docx

— 47.06 Кб (Скачать файл)

Что бы речь учителя была более выразительной  он должен умело владеть голосом, дикцией, ритмикой.[1; 321 с.]

Голос.

     Каковы  же особенности голоса педагога? Прежде всего это сила звука. Сила зависит от активности работы органов речевого аппарата. Чем больше давление выдыхаемого воздуха через голосовую щель, тем больше сила звука.

     Важное  условие слышимости голоса - полетность. Этим термином специалисты определяют способность посылать свой голос на расстояние и регулировать громкость.

     Существенное  значение имеет гибкость, подвижность  голоса, умение легко его изменять. Подвижность голоса, прежде всего, касается его изменений по высоте. Высота - тональный уровень голоса. Человеческий голос может свободно изменяться по высоте в пределах двух октав, хотя в обычной жизни мы обходимся  тремя-пятью нотами. Диапазон - объем  голоса. Границы его определяются самым высоким и самым низким тоном. Сужение диапазона ведет  к появлению монотонности. Однообразие  звучания притупляет восприятие, усыпляет.

     Хорошо  поставленному голосу свойственно  богатство тембральной окраски. Тембр- окраска звука, яркость, а так же его мягкость, теплота, индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствует основной тон и ряд обертонов, т.е. дополнительных звуков, более высокой, чем в основном тоне, частоты. Чем больше этих дополнительных тонов, тем ярче, красочнее звуковая палитра человеческого голоса.

     Все эти свойства голоса вырабатываются специальными упражнениями. Воспитание голоса - процесс индивидуальный и  трудоемкий. Он требует строго индивидуальной методики и контроля со стороны опытных  специалистов.[17; 264 с.]

Дикция.

     Для учителя четкость произношения - профессиональная необходимость, способствующая правильному  восприятию учениками речи педагога. Дикция- ясность и четкость в произношении слов, слогов, звуков. Она зависит  от слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата, который  включает губы, язык, челюсти, зубы, твердое  и мягкое небо, голосовые связки.

     Если  недостатки в речи органического  происхождения, то помогут не учебно-тренировочные  упражнения, а медицинское вмешательство.

     Совершенствование дикции связано, прежде всего, с отработкой артикуляции-движения органов речи. Этому служит специальная гимнастика, которая включает упражнения для  разминки речевого аппарата и упражнения для правильной отработки каждого  звука. Естественно, быстро исчезнуть  неправильные навыки не смогу. Нужны труд, терпение, регулярная тренировка.

Ритмика.

     Скорость  в целом и длительность звучания отдельных слов, а так же пауз в сочетании с ритмической  организованностью, размерностью речи составляют ее темпоритм. Это очень важный элемент речи, так как интонация и паузы сами по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия на слушателя.

     Скорость  речи зависит от индивидуальных качеств  учителя, содержания его речи и ситуации общения. Трудную часть материала  учитель излагает замедленным темпом, дальше можно говорить быстрее. Обязательно  замедляется речь, когда нужно  сформулировать тот или иной вывод - определение, правило, принцип, закон. Следует учитывать и степень  возбуждения: чем более возбужден  ученик, тем медленнее и тише следует  говорить учителю.

     Для достижения выразительности звучания следует мастерски пользоваться логическими и психологическими паузами. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - безжизненна. Паузы, темп и мелодика речи в совокупности составляют интонацию. Монотонная речь вызывает скуку, понижение внимания и интереса.

Заключение

     Одна  из сложных проблем современной  школы - проблема педагогического общения.

     Педагогическое  общение - система ограниченного  социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием  которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с  помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого  процесса, организуя его и управляя им.[18; 592 с.]

     Общение в педагогической деятельности выступает  как средство решения учебных  задач, как социально-психологическое  обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений  педагога и детей, обеспечивающий успешность обучения и воспитания.

     Педагогическое  общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм  общения учителя состоит в  том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности  помогать ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение - не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями. Общий язык с детьми это не язык команд, а язык доверия.[12; 367 с.]

     Устная  речь является основным средством педагогического  общения. Слово учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать  мышление и воображение, создавать  потребность поисковой деятельности.

     В системе профессионального педагогического  общения взаимодействуют вербальные (речь) и невербальные средства общения (жесты, мимика).

     Правильное  использование средств и техники  поможет педагогу избежать многих трудностей при общении. Можно узнать о том, как сделать свою речь более выразительной, как правильно планировать и  готовиться к педагогическому общению, о том, как управлять мимикой  и жестами.

Список  литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996. - 321 с.
  2. Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти… (Техника профессионального поведения). Кн. для учителя. М., 1994. - 232 с.
  3. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995. - 190 с.
  4. Каган М.С. Мир общения. - М.: Просвещение, 1987. - 256 с.
  5. Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. М., 1989. - 249 с.
  6. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Под ред. М.К.Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. М.; Нальчик, 1996. - 367 с.
  7. Макаренко А.С. Собрание сочинений.: т.4,т.5.
  8. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для пед. спец. высш. учебн. заведений / И.Я.Зязюн, И.Ф.Кривонос и др.; под ред. И.Я.Зязюна. - М.: 1989. - 231 с.
  9. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2006. - 297 с.
  10. Коломинский Я. Л. Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов.- 2-е изд., доп.- М.: Просвещение, 1986. - 361 с.
  11. Немов Р. С. Психология: Пособие для учащихся: 10-11 кл.- М.: Просвещение, 1995. - 124 с.
  12. Спиноза Б. О происхождении и природе аффектов/Психология эмоций: Тексты.- М., 1984. - 395 с.
  13. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.:Просвещение., 1990. - 145с.

Информация о работе Педагогическое общение