Педагогическое общение в хореографическом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 11:43, контрольная работа

Краткое описание

Педагогическое общение — специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.
Педагогическое общение — совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогическое общение.docx

— 55.29 Кб (Скачать файл)

 

Заключение.

 

 
Педагогическое общение — специфическая  форма общения, имеющая свои особенности  и в то же время подчиняющаяся  общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты. 
Педагогическое общение — совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся. 
Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Для установления положительных взаимоотношений с учениками преподаватель должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им. 

 Следует отметить диаметральную  противоположность монологической  и диалогической форм педагогического  общения. В первом случае существуют  субъект-объектные отношения, где объектом является ученик, студент, класс, группа. Во втором — субъект-субъектные отношения, при которых педагог взаимодействует с обучаемым или с обучаемыми на основе партнерских отношений, в союзе с ним или с ними. Это отличие и составляет сущность педагогического сотрудничества, когда в своей деятельности преподаватель отходит от привычных представлений о труде педагога, где один (педагог) должен учить и направлять развитие, воспитывать, а другие — учиться и развиваться под его руководством.

 

 

 

 

26

 

2. Профессиональные навыки общения руководителя с участниками коллектива.

 

      В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучения детей следует сделать следующие выводы:

- начиная занятия с  детьми, педагог-хореограф, прежде  всего, стремиться заинтересовать  детей, научить их любить и  понимать искусство танца, которое  расширяет сферу их интересов,  обогащает их новыми впечатлениями.  Приобретение правильных и точных  танцевальных навыков, участие  в исполнении танцев, творческое  отношение к созданию в них  образа, беседы педагога с детьми - все это развивает эстетическое  восприятие, воспитывает эмоциональное  отношение к произведениям искусства,  учит правильным суждениям в  области хореографии.

- исходя из многолетнего  практического опыта работы с  детьми, можно сделать вывод о  том, что как важно дать детям  грамотную и систематическую  подготовку в хореографическом  классе. Овладев необходимыми знаниями, навыками и умениями, научившись  понимать и осмысливать содержание  изучаемого хореографического материала,  выразительно его исполнять, дети  по-новому, более активно и сознательно  начинают относиться к занятиям. В результате активного эмоционального  знакомства с хореографией формируется  художественный вкус детей, они  начинают подмечать и воспринимать  прекрасное не только в искусстве, но и в жизни.

     Так же можно прийти к заключению, что занятия в хореографическом классе имеют большое значение для физического развития детей. Они приобретают стройную осанку, начинают легко, свободно и грациозно двигаться, избавляются от таких физических недостатков, как сутулость, «косолапость», лишний вес и т.д. У них улучшается координация движений. На занятиях в хореографических классах полезные навыки приобретаются естественно. Дети начинают чувствовать эстетику поведения в быту; подтянутость и вежливость становятся нормой поведения. Они следят за своей внешностью, за чистотой, аккуратностью, изяществом своего костюма и прически.

     Важно заметить, что успех детей в хореографическом коллективе зависит

22

от преподавателя, который  либо обладает профессиональными знаниями и умело применяет их в учебно-тренировочной  работе, либо допускает ошибки, которые  отрицательно влияют на детей. Преподавателям хореографии важно знать особенности  методики работы с детьми разных возрастов, разбираться в причинах наиболее распространенных ошибок, встречающихся  в практике.

     Нельзя не сказать о том, что важной чертой педагога в воспитании активности детей является умение анализировать и учитывать педагогическую ситуацию, пути и возможности исправления допущенных ошибок. Важно иметь психологическую интуицию, умение чувствовать обстановку. Эта способность педагога-руководителя имеет огромное значение для использования благоприятных ситуаций в воспитательных целях, для создания устойчивой положительной атмосферы в классе.

      Каждый прожитый день, каждое занятие, репетиция или концерт изменяют интересы и возможности детей. Нельзя сбрасывать со счетов даже самые незначительные характерные черты, проявляющиеся в процессе обучения. Активность детей на занятиях в хореографическом коллективе зависит от творческой инициативы педагога, стремления вести своих учеников к совершенствованию исполнительского мастерства и здоровому духовному развитию.

      Безусловно, нельзя требовать единообразия в стиле общения педагога с малышами, поскольку это - определенный результат осознания учителем социально-этических установок общества и его педагогического мастерства, сложившихся традиций в данном воспитательном учреждении и др. Но обязательными являются условия целенаправленного и организационного общения, которые определяют его результативность:

-глубокое знание педагогом  своих воспитанников, их возрастных  и индивидуальных особенностей;

- наличие информации о  состоянии здоровья и семейно-бытовых  условий;

- представление о наиболее  типичной реакции ребенка на  вовлечение его в общение;

- систематическое планирование  педагогом общения с детским  коллективом, 

личностью;

23

- продуманность содержания  и форм выражения требований  учителя к детям;

-доброжелательность и  объективность в оценке педагогом  поведения и деятельности детского  коллектива, каждого ребенка;

- включение ребенка в  разнообразные формы общения;

- отношение к ребенку  не как к пассивному объекту  воздействия педагога, а как к  активной, творчески развивающейся  личности.

     Руководитель – это всегда активная, творческая личность. Он выступает организатором повседневной жизни участников. Пробуждать интересы, вести участников за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Педагогическое руководство таким сложным организмом, как самодеятельный коллектив, обязывает руководителя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Руководитель – образец для подражания, побуждающий учащихся следовать за ним, равняться на близкий и доступный для подражания образец. Профессионально необходимыми качествами руководителя являются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах (а их бывает немало), обязан сохранить за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Никаких срывов, растерянности и беспомощности руководителя участники не должны чувствовать и видеть.

    Душевная чуткость  в характере руководителя –  своеобразный барометр, позволяющий  ему чувствовать состояние участников, их настроение, вовремя приходить  на помощь тем, кто в ней  больше всего нуждается. Естественное  состояние руководителя – профессиональное  беспокойство за настоящее и  будущее своих питомцев.

    На слагаемые  педагогического мастерства руководителя  самодеятельного коллектива оказывают  влияние особенности художественно-педагогической  работы руководителей с участниками  самодеятельных коллективов. Заострим  внимание на чертах, свойственных  любой форме организации досуга, которые как бы очерчивают  круг требований, с которыми нужно  считаться руководителям.

    Первая  особенность.  Художественно-педагогическая       деятельность    любителей осуществляется  добровольно. Добровольность, общий  признак

24

 для всех форм воспитательной  досуговой практики учреждений  культуры, применительно к деятельности  коллективов любителей искусства  и народного творчества имеет  свою специфику. Скажем, если участнику  не хочется выступать на концерте (гипотетически представим себе  такой случай), то при всей добровольной  вовлеченности в деятельность  коллектива он не имеет морального  права подвести остальных участников, так как связан с ними отношениями  ответственной зависимости. Более  того, пропуск солистом или другим  участником генеральной репетиции  рассматривается в коллективе  как чрезвычайное происшествие  и нарушение одной из важных  заповедей его жизни. Отсюда  нетрудно понять, что признак  добровольного вовлечения в учебно-воспитательную  и художественную работу проявляется  качественно иначе, чем в остальных  досуговых формах деятельности. Ведь дело не только в том,  что деятельность участников  добровольна, она еще и коллективна, общественно значима в прямом смысле. Ведь отмена, например, концерта – это подрыв доверия посетителей к авторитету учреждения культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

 

Введение. 

 

       Изменение роли культуры и искусства в жизни нашего общества в начале XXI века, вызванное демократическими преобразованиями, приводит к сложному взаимодействию новаторства и традиций во всех сферах общественного сознания. Реформирование современного общества невозможно без осмысления новых эстетических парадигм, связанных с интеграцией нашей страны в общемировой процесс культурной эволюции. 
Русское хореографическое искусство как часть культуры за последнее время также претерпело радикальные изменения. Они коснулись репертуара, расширения жанрового и стилевого многообразия, изменения структуры профессиональной подготовки исполнителей и балетмейстеров, а, в целом — изменения роли хореографии в социальной жизни общества. 
Актуальность данного исследования в том, что функции педагогического общения в работе с хореографическим коллективом являются важным моментом формирования личности каждого из участников коллектива. 
Развитие хореографического искусства привело в конце XX века к появлению спектра новых форм, стилей и жанров, объединяющихся термином современный танец. Ныне, в начале нового XXI века, возникает необходимость не только исследовать и проанализировать художественную эволюцию современного танца, но и рассмотреть с научной точки зрения процесс профессиональной подготовки специалистов-хореографов, занимающихся этим направлением, как в любительском, так и в профессиональном искусстве. Образовательные учреждения выполняют социальный заказ общества и, следовательно, его развитие диктует изменения в подходах к образованию. Возникновение новых направлений в хореографии вызывает необходимость инновационного подхода к профессиональной подготовке специалистов в этой области, однако эта проблема не достаточно разработана в теории и методике профессионального образования.

 

 

 

 

2

  1. Педагогическое общение.

       Наиболее адекватно отражает природу общения определение, рассматривающее его как «сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга». С этим перекликается определение, согласно которому «общение – это сложнейшее переплетение отношений обращающихся друг к другу, к совместной деятельности и ее результатам, и к самим себе, и одновременно яркий показатель умения общающихся понять и объективно оценить друг друга». 

       Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении.

К. Маркс и Ф.Энгельс

      Невозможно представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею.

      Общение – основная форма человеческого бытия, извечное и непременное свойство человека, а культура общения составляет неотъемлемую часть его духовной культуры. Количество людей, не умеющих общаться, с каждым годом увеличивается. Уровень человеческого невежества возрос в несколько раз, и поэтому необходимо вводить в начальных классах специальный курс, обучающий детей общению.

      Довольно плохо, когда руководитель лишен способности к нормальному общению. Ведь «руководство относится к числу важнейших факторов социально-психологического общения и может одновременно рассматриваться как специфический способ социального контроля, организации и мобилизации групповой, коллективной и массовой деятельности во всей многообразной системе социальных отношений»

   Повышение значимости общения в современном мире требует умения общаться. Значит, общению нужно учить, общению нужно учиться, что предполагает необходимость глубокого знания этого явления, его закономерностей и особенностей, проявляющихся в деятельности людей. Все это придает проблеме общения исключительную актуальность.

       Проблема слова, речи, искусства воздействия говорящего на слушателей имеет давнюю, насчитывающую более двадцати столетий историю. Многие важные вопросы этой проблемы были в самом общем виде поставлены и рассмотрены еще Цицероном. Именно ему принадлежит заслуга определения основных коммуникативных задач говорящего: «что сказать, где сказать, и как сказать». В то же время общение – совсем молодая проблема ХХ столетия. Если в Древней Греции и в Древнем Риме ораторское искусство изучалось в рамках риторики, эвристики и диалектики, то в наши дни проблема речевого общения, в частности педагогического, изучается уде с точки зрения целого ряда наук: философии, социальной и общей психологии, педагогики и педагогической психологии.

Информация о работе Педагогическое общение в хореографическом коллективе