Педагогическое общение в хореографическом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 11:43, контрольная работа

Краткое описание

Педагогическое общение — специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.
Педагогическое общение — совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогическое общение.docx

— 55.29 Кб (Скачать файл)

      Устранив эти барьеры, педагог действительно получает возможность выстраивать общение с позиции "Мы"

3. Установление личного  контакта. Личный контакт может  устанавливаться разными способами: 

—вербально,

—визуально,

—тактильно.                                    18

      Вербальный контакт осуществляется посредством слов. Это может быть обращение к человеку по имени, безличное обращение ("Пожалуйста...", "Будь любезен..."), просьба и т.п. К этому виду контакта тяготеют так называемые аудиалы, люди с доминирующим развитием слухового восприятия.

      Визуальный контакт — это контакт глаз: человек взглядом передает свое настроение, свою симпатию и свое требование. Не случайно в начале урока преподаватель просит детей подняться для приветствия. В этот момент их глаза находятся примерно на одном уровне, что способствует визуальному общению.

      Тактильный контакт производится через прикосновение и является наиболее тонким и даже интимным видом коммуникации. К этому виду связи в большей степени тяготеют дети дошкольного и младшего школьного возраста, а также взрослые люди, называемые кинестетиками. В школе кинестетики выявляются очень рано: со звонком на перемену они стремятся как можно ближе подойти к любимой учительнице, чтобы физически ощутить близость в результате непосредственного прикосновения к ней, дотронуться до ее стола или вещей (опосредованный тактильный контакт).

      Функция "соучастие" ребенку в процессе общения с ним имеет свои частные технологические операции.

1. Демонстрация расположенности.  Это пластико-мимическое выражение симпатии собеседнику с целью создания для него благоприятной атмосферы и комфортного психологического климата. Только в таких условиях психологической, социальной и этической защищенности люди, и дети в том числе, способны раскрыть свои возможности, проявить творчество и находчивость в новом, нехарактерном для них виде деятельности и добиться достаточно высокого результата.

2. Проявление интереса. В  непосредственном общении эта  операция проявляется в двух  умениях — умении слышать и  умении задавать вопросы. Как  это ни странно, но именно  эти два профессионально значимые  умения слабо развиты у педагога.

3. Оказание помощи. Данная  операция напрямую реализует  функцию, к которой относится.  Действительно, принимая участие  в судьбе человека, мы помогаем  ему, оказывая разнообразные услуги. Мера нашего участия

19

 определяется различными  факторами, такими, как степень  родства, формальность или душевность  отношений, продолжительность знакомства, самочувствие и т.д. Окончательно  решить, принять или отвергнуть  помощь, должен всегда тот человек,  которому она предлагается. Исходя  из этого, момент обращения  и фраза в ее лексическом,  содержательном и интонационном  аспектах должны быть тщательно  продуманы. 

     Парадигмы, которые можно использовать, чтобы предложить человеку помощь, разнообразны по форме и степени психологического восприятия. Назовем их:

—"Давай помогу...";

—"Позволь мне тебе помочь...";

—"Мне бы так хотелось тебе помочь...";

—"Я был бы счастлив тебе помочь..."

      Знание разнообразных парадигм облегчает педагогу выбор конкретного варианта прикосновения к ребенку в соответствии с особенностями ситуации и психическим состоянием детей. Этим же формам обращения следует научить и детей, чтобы их взаимодействие друг с другом осуществлялось на высоком уровне культуры.

      Функция "возвышения" ребенка в педагогическом общении так же, как и первые две, раскрывается через последовательное воплощение операций, из которых здесь будут представлены три, имеющие наиболее общий характер.

  1. Принятие ребенка как данности. Безусловно, большую помощь в реализации этой операции могут оказать разнообразные психологические методики исследования личности.
  2. Просьба о помощи. В целях создания положительной репутации ученику, повышения его самооценки, чтобы ребенок поверил в себя, свои силы, свои способности, преподаватель обращается к нему за помощью и тем самым действительно "возвышает" его. Непременными условиями здесь выступают три положения: во-первых, помощь, о которой просят ребенка, должна быть посильной для него; во-вторых, эта помощь должна реально осуществляться; в-третьих, форма обращения должна быть этически выдержанной. Для этого могут быть использованы следующие фразы:

"Помоги..."; "Помоги, пожалуйста..."; "Не мог бы  ты мне помочь..."; "Я был  бы счастлив, если бы у меня  тоже было..."                 

20

После того, как помощь оказана, следует выразить благодарность  за участие, которое он принял в судьбе другого человека, за то облегчение, которое он доставил своими усилиями.

3. Поддержание оптимистического  рубежа. Французы шутят, что оптимизм  — это отсутствие информации. Возможно, какая-то доля истины  в этом присутствует, но для  сторонника осознанного продвижения  человека вперед по жизни данный  афоризм воспринимается только  как шутка. 

Оптимизм — это радость  жизни, это надежда и вера в  будущее, вера не бездоказательная, а  основанная на логике, факте, осознании  закономерностей развития.

Из рассмотренного можно  сделать вывод: элементарной функцией общения является достижение взаимопонимания, причём для начала на самом внешнем, предварительном, формальном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

Список литературы

 

1. Возрастная и педагогическая  психология: Детство, отрочество, юность - М.: Академия, - 2000г. - 624с.

2. Кудрявцев В.Т. Развитие  детства и развивающее образование  - Ч. 1. / В.Т. Кудрявцев - Дубна, 1997г. - 206с. 

3. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. учебн. заведений. Т.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1994. - 576 с.

4. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2003. - 256 с.: ил.

5. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика. - 1991. - 160 с.

6. Рутберг И. Пантомима. Движение и образ. М., 1981.

7. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие / В.С. Селиванов - М.: Академия, 2004г. - 336с.

8. Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. - 2000. №2. С. 34-37.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

План.

 

 

Введение………………………………………………………………………….2

  1. Педагогическое общение…………………………………………………3
    1. Сущность общения…………………………………………………….....7
    2. Формы общения…………………………………………………………10
    3. Функции общения…………………………………………………….....16
  2. Профессиональные навыки общения руководителя с участниками коллектива………………………………………………………………………22

Заключение……………………………………………………………………..26

Список литературы…………………………………………………………….27


Информация о работе Педагогическое общение в хореографическом коллективе