Подготовка детей к обучению грамоте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 05:16, контрольная работа

Краткое описание

Начальная школа рассчитана на детей, не получавших специальной подготовки, и начинает обучать их грамоте и математике с самого начала. Поэтому нельзя считать соответствующие знания и навыки обязательной составной частью готовности ребенка к школьному обучению. Вместе с тем, значительная часть детей, поступающий в первый класс, умеет читать. Овладение грамотой в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Положительное значение имеет образование у детей общих представлений о звуковой стороне речи и ее отличии от содержательной стороны.

Содержание

Введение
1. Проблема готовности ребенка к школе и подготовки к обучению грамоте в государственных документах РФ
2. Значение методики Д. Д. Эльконина для современных технологий
3. Анализ технологий работы с дошкольниками по подготовке к обучению грамоте, отраженных в разных программах и УМК
4. Заключение
5. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

контр.работа по развитию речи.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

 «Подготовка детей к обучению грамоте»

План

Введение        

1. Проблема готовности ребенка к школе и подготовки к обучению грамоте в государственных  документах РФ        

2. Значение методики Д. Д. Эльконина для современных технологий

3. Анализ технологий работы с дошкольниками по подготовке к обучению грамоте, отраженных в разных программах и УМК

4. Заключение

5. Литература

 

«Ребенок должен научиться  говорить прежде,

чем он может перейти к разумному чтению»

Г. Песталоцци

Введение.        

Поступление в школу является важным моментом в жизни каждого ребенка.        

Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в 1-ый класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире: о предметах и свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других сторонах общественной жизни, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», т.е. о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество – степень правильности, четкости и обобщенности, сложившихся в дошкольном возрасте представлений.        

Особое место в психологической готовности к школе занимает овладение специальными знаниями и навыками, традиционно относящимися к собственно школьным – грамотой, счетом, решением арифметических задач.         

Начальная школа рассчитана на детей, не получавших специальной подготовки, и начинает обучать их грамоте и математике с самого начала. Поэтому нельзя считать соответствующие знания и навыки обязательной составной частью готовности ребенка к  школьному обучению. Вместе с тем, значительная часть детей, поступающий в первый класс, умеет читать. Овладение грамотой в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Положительное значение имеет образование у детей общих представлений о звуковой стороне речи и ее отличии от содержательной стороны.        

Но полезность навыков чтения зависит от того, на какой основе они построены, насколько они правильно сформулированы. Так, навык чтения повышает уровень готовности к школе только при условии, что он строится на базе развития фонематического слуха и осознания звукового состава слова, а само чтение является слитным или послоговым. Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников, затрудняет работу учителя, т.к. ребенка придется переучивать.

 

1.Проблема готовности ребенка к школе и подготовки к обучению грамоте в государственных документах РФ.        

«Наша главная цель сегодня – обеспечить любому ребенку дошкольного возраста, проживающему в России,  тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в школе. На это направлены все усилия, все разрабатываемые законопроекты по поддержке семей, имеющих детей дошкольного возраста, все проекты,  реализуемые в рамках федеральной целевой программы развития образования Департамента гос. политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ» (ж-л «Дошкольное воспитание» №8, 2007г.)        

В Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (авторы Н.Ф. Виноградова, Т.Н. Доронова, Л.Е. Журова, Л.В. Позняк и др.) определены цели и задачи, приоритетные для каждой ступени образования.         

В этом документе отмечается, что подготовка к школе не должна рассматриваться как раннее изучение программы первого класса школы; подчеркивается недопустимость искусственной акселерации  развития ребенка, излишнего увлечения школьными технологиями. Гораздо важнее воспитание у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью. Т.е. основной целью воспитания и обучения в детском саду является развитие умственных и художественных способностей детей. При этом углубляется и расширяется использование традиционных видов деятельности детей. Не отменяется и сообщение знаний по математике, грамоте и т.д. Но усвоение всех этих знаний не должно быть самоцелью, а должно подчиняться логике развития способностей детей. Т. е. усвоение знаний и навыков происходит лишь постольку, поскольку они необходимы для развития способностей. Следовательно, усвоение знаний является средством достижения цели. Центр тяжести переносится с того, какой учебный материал предлагается детям, на то, как он дается. Поэтому целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, - любознательности, инициативности,  самостоятельности,  коммуникативности, творческого воображения, произвольности.        

Исходя из целей концепции, содержание дошкольного образования дифференцируется по следующим направлениям: физическое развитие, познавательно – речевое развитие, социально – личностное развитие и художественно – эстетическое развитие. В подразделе «Основы речевой и языковой культуры», входящем в «познавательно-речевое развитие» одной из задач является создание условий для обогащения словаря ребенка, развивая образную, фонетическую и грамматическую стороны речи. Т.е. в Концепции ставится задача подготовки к освоению грамоты; обучение чтению детей дошкольного возраста не предусматривается.        

В Государственном стандарте дошкольного образования в разделе «Р» Речевое развитие ребенка» в пункте Р. 3.1 прописано: «Следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения и т.п.). Таким образом, в государственных документах по дошкольному образованию находят отражение задачи по подготовке детей к освоению грамоты в контексте общеречевого развития детей.

2.Значение методики Д.Б. Эльконина для современных технологий.        

Многие педагоги и психологи работали над проблемой подготовки детей к обучению грамоте.        

Большой вклад внес К.Д. Ушинский, предложивший новый метод обучения – от звука к букве, т.е. разработал аналитико-синтетический метод. Этот метод обеспечивал сознательное обучение чтению, а не механическое заучивание. Последователи К.Д. Ушинского конкретизировали его метод, устраняя некоторые недостатки.         

В основе современных технологий лежит метод  Д.Б. Эльконина он, как и Ушинский К.Д., считал, что в основе подготовки к обучению грамоте должна быть работа со звуками человеческой речи. Эльконин подошел к созданию методики не только с точки зрения практического результата, а с точки зрения  перспективы всего последующего развития ребенка. В основу метода была положена теория поэтапного формирования умственной деятельности предложенной Гальпериным (умственные действия должны начинаться с этапа материального).        

Была найдена материализованная исходная форма звукового анализа слова. Ребенок получал карточку с изображением предмета, под карточкой – схема звукового состава (по числу звуков). Кроме карточек ребенок получал фишки. С помощью взрослого на основе проговаривания ребенок постепенно выделял звуки, обозначая их фишками. Сначала детям давались одноцветные фишки, затем после понятия согласных и гласных звуков – фишками красного и синего цветов. При формировании представлений о твердых и мягких согласных показывалась их разница, и включались фишки зеленого цвета. В последующем схема убиралась, оставалась только картинка и фишки, шел звуковой анализ слова вслух, далее в уме (без карточки). За 12 занятий дети осваивали умение анализировать звуковой состав слова без карточки и без схемы. Затем фишки заменялись буквами.         

Д.Б. Эльконин считал необходимостью формирование у детей умения по установлению последовательности звуков в слове, где выделяются все звуки и даются их качественные характеристики. Т.е. метод Эльконина более глубоко вводит детей в звуковую действительность языка.         

Таким образом, методика Д.Б. Эльконина отличается от обычной системы обучения тем, что:

  1. Дети, обучающиеся по методу Эльконина, не только овладевают навыком чтения, но и вводятся в звуковую действительность языка, что облегчает последующее усвоение грамматики и орфографию. У детей воспитывается особая чувствительность к звучанию и написанию слов и поэтому дети избавлены от ошибок первоклассников (пропуск букв, перестановка букв);
  2. На всех этапах обучения у детей формируются умственные действия;
  3. Обучение детей по методике Эльконина позволяет всем учащимся с равным успехом переходить с одной ступени на другую, не застревая на этапе слогового чтения. Т.е. по системе Эльконина дети быстрее постигают принцип слияния букв.
  4. У детей формируется интерес к языку и его законам

Большой вклад в разработку методики подготовки детей к освоению грамоты внесли Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, В.Г. Горецкий (звуко-слоговый метод), Г.М. Тумакова ( звуковая сторона слова ), А.И. Максаков, Н.П. Иванова и др.

3.Анализ технологий работы с дошкольниками по подготовке к обучению грамоте, отраженных в разных программах.

Занятия по подготовке детей к освоению грамоты должны идти в определенной системе и представлять аналитическую цепочку: речь  à предложение à слово à слог à звук.

С психологической точки зрения начальный период овладения грамотой выступает речь – предмет обучения. У детей дошкольного возраста осознание речи отстает от практического овладения языком. (Это подтверждено исследованиями Рубинштейна, Лурии). Для дошкольников на первом плане – смысл слова или фразу, т.е. все, что окружает ребенка, имеет название. Для обучения грамоте необходимо понимание детьми законов построения слов, характеристики звуков, анализа отношений между звуками и буквами и т.д. Самостоятельно этому ребенок научиться не может. Кроме этого, высокие результаты освоения грамоты возможны при условии, если предпринятое специальное обучение опирается на практические речевые умения, чистое звуко- и словопроизношение, речевой фонематический слух, подготовленные предыдущим воспитанием детей четвертого и пятого года жизни.

Рассмотрим, какие задачи по подготовке к обучению грамоте выдвигаются разными программами и с помощью, каких технологий предполагается их решить.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» п/р М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой: Мозаика-Синтез, 2005

Серьезное внимание в контексте решения задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию устной речи.

Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательно работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой и грамматическим строем, в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты.

Отдельно подраздел «подготовка к обучению грамоте» выделен в разделе «Развитие речи» в подготовительной к школе группе (с.178), он включает в себя задачи: дать детям представление о предложении (без грамматического определения). Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием из последовательности. Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с  открытыми слогами (на-ша, Ма-ша, ма-ми-на, бе-ре-за) на части. Учить составлять слова из слогов (устно). В то же время элементарные задачи по подготовке к обучению грамоте, не выделенные в отдельный подраздел, мы видим и в задачах по развитию речи в более ранних группах. Например, во 2 мл. группе – в подразделе «Звуковая культура речи» - развивать слуховое восприятие, речевой слух (с.77), в средней группе – продолжать развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова начинающиеся на определенные звук ( с. 106); в старшей группе продолжать развивать фонематический слух; учить определять место звука в слове (начало, середина, конец) (с.139) Эти задачи решаются на занятиях по развитию речи и вне в форме дидактических игр и упражнений.

В подготовительной к школе группе детей постепенно подводят к осознанию того, что речь состоит из слов. Целесообразны следующие упражнения: «Скажи любое слово», «Назови слово, которое обозначает предмет (действие, цвет, размер, направление)»

Ознакомление с предложением и словом предполагает практическое усвоение значения терминов «предложение», «слово». Работа над предложением начинается с восприятия одного из них. Воспитатель объясняет, что предложением выражается законченная мысль; учит на слух определять количество предложений в рассказе. При составлении предложений из 2-4 слов используются сюжетные и предметные картинки. Со временем дети начинают выделять предлоги. В работе предлагается использование игры «живые слова» (разработано Г.Беляковой). По своему опыту работы хочется отметить, что дети играют в игру «Живые слова» с большим удовольствием, что способствует эффективному усвоению материала.

Во 2 полугодии детей учат одновременно с развитием умения составлять разные предложения, учат анализировать их состав. Большое место занимает ознакомление со слоговым строением слова. Для этого предлагается использовать игру « Закончи слова», «Добавь часть к слогу…», «Предметы вокруг нас, « «Кто быстрее украсит елку игрушками, в названии которых два (три) слога», «Почтальон принес письмо». Детей учат определять количество звуков в словах и их последовательность.

Информация о работе Подготовка детей к обучению грамоте