Подготовка и проведение опытов на уроках познания мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить подготовку и проведение опытов на уроках познания мира
Задачи:
1. Рассмотреть постановку опытов - как способ получения знаний об окружающей действительности;
2. Выявить сущность и особенности использования опытов как средства обучения на уроках окружающего мира;
3. Описать практические работы на уроках окружающего мира;
4. Разработать уроки с опытами

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы подготовки и проведения опытов на уроках познания мира 5
1.1 \Постановка опытов - как способ получения знаний об окружающей действительности 5
1.2 Сущность и особенности использования опытов как средства обучения на уроках окружающего мира 8
2. Методические основы подготовки и проведения опытов на уроках познания мира 14
2.1 Практические работы на уроках окружающего мира. 14
2.2 Разработка уроков с опытами 22
Заключение 32
Список использованной литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

опыты (2).docx

— 80.46 Кб (Скачать файл)

Места добычи.

Использование в экономике.

Область знаний «Зоология»:

Название, описание внешнего вида: цвет шерсти, форма морды, ушей, ног, хвоста.

Где живёт?

Чем питается?

Основные особенности:

тип животного;

класс;

отряд;

семейство;

род;

вид.

Как готовится к зиме и как зимует?

Какие повадки (поведение) у этого зверя?

Какую пользу он приносит?

Кто его главные враги?

После того как собранный материал структурирован, необходима работа над составлением плана презентации: согласовать форму, определить участников, сроки выступления.

Любая форма презентации является учебным процессом. Содержание презентации должно отражать самостоятельные исследования, соответствовать возрасту и возможностям, а также реальному уровню знаний учащихся.

Время презентации – 5-7 минут. О выполненной работе надо не только рассказать, но и суметь её защитить.

Критерии оценки результативности исследовательской работы:

познавательная ценность темы;

оригинальность, ценность собранного материала;

исследовательское мастерство;

структура, логика работы;

язык и стиль изложения, умение ответить на вопросы по своему исследованию.

Итак, формирование и развитие исследовательских умений: видеть необычное, формулировать проблему; выдвигать гипотезу, доказывать идею экспериментально или подтверждая найденной информацией из разных источников; оформлять результаты исследовательской работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее время опыт как исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых педагогом.

Важное место в обучении естествознанию занимают опыты. Они необходимы для определения физических, химических и биологических свойств веществ или тел, раскрытия тех или иных явлений, происходящих в природе. Это, например, процессы выветривания и разрушения горных пород, изучение свойств и трех состояний воды, изучение состава и свойств воздуха и т.д.

Опыт - это способ изучения объектов или процессов природы в специально созданных искусственных условиях и выяснения из многократного комплекса внешних воздействий на объект или процесс лишь одного, заранее определенного фактора.

Опыты по природоведению можно проводить как в течение урока, так и во внеурочное время (длительный опыт). Длительные опыты проводятся в течение недели или учебной четверти, а некоторые из них продолжаются и в летнее время. Например, опыты по выяснению значения тепла для образования корней у комнатных растений, опыты, выясняющие значение подкормки для роста и созревания культурных растений. Эти опыты проводятся на учебно-опытном участке, дома в течение всего лета.

Опыты помогают лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить причинную связь этих явлений. Опыты дают возможность познакомить детей в доступной форме с законами природы.

Младший школьный возраст обладает большим исследовательским потенциалом. Каждый ребёнок по своей природе – исследователь, он ещё многого не знает об окружающем мире, поэтому для него важно узнать обо всём. У детей лучше усваиваются новые знания, если они получили их сами, увидев, услышав, потрогав и т.д. Но необходимо учитывать, что в таком возрасте у детей преобладает непроизвольное внимание, поэтому исследования должны быть яркими, запоминающимися. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что задача учителя на уроках – исследованиях – направить в нужное русло исследовательский потенциал младшего школьника.

В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения         различные виды наблюдений комбинируются друг с друго

 Свойства объектов изучаются  через опыты. В ознакомлении с  окружающим миром используются  опыты, проводимые в течение одного  урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать  несколько дней. Главным при этом  является не запоминание каких-то  отдельных свойств того или  иного объекта. А вооружение учащихся  методами познания, подведение их  к осознанию способности человека  путем опытов изучать свойства  различных объектов окружающего  мира. Постепенно одним из важнейших  способов приобретения знаний  становится экспериментирование. Познавательная  деятельность при этом усиливается  постановкой гипотезы, ее проверкой, отбором относящейся к ней  информации. Ученики учатся наблюдать  происходящие в течение эксперимента  явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется   с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твердыми телами, растениями и животными.

Представления, полученные детьми чувственным путем, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические и практические работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А.  Наблюдения и опыты на уроках природоведения. – М.,2008.
  2. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. - М., 2001.
  3. Барышева Ю.А. и др. Я и мир вокруг. Методические рекомендации для учителя.- М., 1999.
  4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогическо технологии. – М., 2009.
  5. Вахрушев А.А. и др. Мир и человек. Мир глазами человека. Книга для учителя. - М., 2000.
  6. Виноградова Н.Ф. и др. Программа «Окружающий мир». 1-4 классы.- М., 2001.
  7. Дмитриева Н., Казаков А. Мы и окружающий мир: проверочные и контрольные работы для 1-4 классов по системе Л.В. Занкова// Начальная школа. – 2002. - №14. – с. 21, 23.
  8. Демина А.Е. Практическая направленность в обучении природоведению. //«Начальная школа» №12, 2007
  9. Завитаев П.А. Наблюдения и опыты по естествознанию в начальной школе. Пособие для учителей.- М., 2005.
  10. Локк Д. Мысли о воспитании // Педагогическое наследие / Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци - М., 2009.
  11. Ломоносов М.В. О воспитании / Сост. Т.С. Буторина М., 2001.
  12. Лоншакова А.А. Как образовалась почва. // «Начальная школа» №8. 2004.
  13. Мельникова Е.А. Проблемный урок. // Начальная школа: плюс, минус. 2009, №5.
  14. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. М.: Педагогическое общество России, 2002.
  15. Организация и проведение педагогического эксперимента в учебных заведениях профтехобразования, (сб. науч. тр.) / Под. Ред. А.П. Беляевой. - СПб., 1992.
  16. Папорков М.А., Клинковская Н.И., Милованова Е.С. Учебно-опытная работа при пришкольном участке. – М., 2009.
  17. Петросова Р.Л. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. - М., 1999.
  18. Плешаков А.А. Программа «Мир вокруг нас»: 1-4 классы. – М., 2002.
  19. Плешаков А. А. Преподавание природоведения в 3 классе четырехлетней начальной школы. — М.: Новая школа, 2004. — С. 68.
  20. Потапов С.А., Чувикова А.А, Черных Т.Г., Коваль А.А. Методика постановки опытов с плодовыми, ягодными и цветочно-декоративными культурами / Под ред. В.А. Комиссарова. – М., 2002.

 

 

 


Информация о работе Подготовка и проведение опытов на уроках познания мира